Не имея возможности приступить к съемкам из-за непрекращающихся судебных тяжб, Джеймс Кэмерон решил принять предложение Арнольда Шварценеггера и вначале снять ремейк французской комедии «Тотальная слежка». Но перед этим, в августе 1993 года, за неделю до начала съемок «Правдивой лжи», он выслал Carolco и Marvel свой собственный 47-страничный скрипмент «Человека-паука». Работа Кэмерона не была никак связана со сценариями предыдущих авторов, и предполагала постановку куда более мрачной и серьезной ленты.
Письмо Джеймса Кэмерона в Marvel Comics от 20 августа 1993 года
Будущий фильм начинался бы с закадрового голоса Человека-паука, висящего на радиоантенне одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра и рассказывающего нам свою историю.
Как обычно, Кэмерон присовокупил к скрипменту раскадровки базовых сцен фильма. Их все, вместе с сами скрипментом, можно посмотреть на
данном сайте.
Еще недавно Питер Паркер был обычным 17-летним пареньком. Его родители погибли в авиакатастрофе, сам он замкнут, у него нет никаких общих интересов со сверстниками (он вообще с некоторым презрением относится к ним), он очень увлекается наукой, но при этом почти ничего не знает о человеческих отношениях. Питеру безумно нравится девушка по имени Мэри Джейн, но он никак не решается поговорить с ней.
При посещении университетской лаборатории, где проводятся эксперименты по изменению ДНК у различных насекомых, Питера кусает паук. Ночью Паркера начинают мучить кошмары в стиле Дэвида Линча.
Очнувшись утром, он обнаруживает, что забрался на вершину телевышки.
Вскоре у него на руках появляются отметины, откуда начинает выходить паутина.
Питер начинает экспериментировать со своими способностями - взбираться по зданиям, выпускать паутину, поднимать одной рукой машины. Фактически, ночь становится его прибежищем, когда он может свободно перемещается по крышам Нью-Йоркских зданий, наблюдая за происходящим на улицах.
Вскоре Питер решает немного подзаработать. Вначале он выбирает себе псевдоним, затем шьет костюм, делает на нем специальное обманное устройство, которое должно убеждать всех, что паутина выходит именно из него, а не из его рук, тренирует свой голос, чтобы его не узнали, и начинает уличные выступления, поражая публику своими способностями.
Его выступления пользуются успехом, вскоре он начинает выступать на частных вечеринках, а затем и в различных ночных ТВ-шоу.
Достижения Питера не остаются незамеченными - его замечает некий Карлтон Стрэнд (Электро). Раньше он был обычным бандитом, уличной шестеркой, которую не жалко пустить в расход. Как-то раз, скрываясь от полиции, он попал на полигон по изучению молний.
Мощнейший заряд электричества прошел сквозь его тело, после чего Карл обрел удивительные способности: теперь, коснувшись телефона, он может прослушивать все разговоры, дотронувшись до компьютера, он считывает с него всю информацию, и может управлять энергией, генерируя мощнейшие электроимпульсы.
Он начинает зарабатывать, воруя информацию, и вскоре становится миллиардером, а все, кто стоит на его пути, умирают от сердечных приступов. Однако у его способностей есть и минус - когда он касается другого человека, того буквально бьет током, способным убить за пару секунд. И потому самый могущественный человек на Земле обречен на вечное одиночества, не имея возможности дотронуться до другого живого существа.
Стрэнд ищет таких, как он, чтобы управлять миром. Он уже отыскал некоего Бойда (Песочный человек) который когда-то был обычным техником на экспериментальном коллайдере, случайно подвергшимся облучению. В результате молекулы его тела приобрели способность менять свои свойства на свойства молекул песка - он может просочиться сквозь дверь, может превратить свой кулак в бетон… Нужно ли говорить, что пули его не берут?
Тем временем Питер постепенно приходит к мысли о том, что нужно бороться с несправедливостью в этом мире. Однако его жизненный опыт невелик, из-за чего возникают проблемы. Вначале он жестоко избивает (и вдребезги разносит новенький «Порше») бывшего парня Мэри Джейн, который ударил ее. Затем в ходе одной из прогулок по крыше видит, как в одной из квартир муж избивает жену, после чего вламывается в окно и нокаутирует его. Однако к его удивлению, вместо того чтобы броситься с благодарностями, женщина с криком «Не трогай его!» огревает горе-спасителя сковородкой по голове.
Вскоре Питер узнает, что он не единственный в мире человек с супервозможностями. После одного из ТВ-шоу он встречает Бойда, который в ходе небольшой драки демонстрирует Питеру свои способности, после чего оставляет записку с приглашением посетить особняк Стрэнда.
В это же время в жизни Питера происходит переломный момент - пытаясь получить заработанные им на ТВ-шоу деньги, он становится свидетелем ограбления, и, имея возможность задержать грабителя, отказывается это сделать. Возвращаясь к машине с дядей Беном, он обнаруживает, что автомобиль угнали, а дядя смертельно ранен.
Питер решает сам найти и покарать убийцу. Вскоре он обнаруживает его на заброшенном складе. После небольшой экшн-сцены (где Питер в стиле «Матрицы» уклонялся от пуль) он хватает убийцу и когда уже собирается прикончить его, узнает что это тот самый грабитель, которого он мог бы задержать. Осознание того факта, что он мог предотвратить убийство, буквально «ломает» его.
Питер хочет передать связанного преступника наряду полиции.
Однако полицейские вместо благодарностей пытаются арестовать «психа в маске», и Питеру приходится убегать.
Он начинает свою борьбу с преступностью, и вскоре понимает, что он совершенно один в этом мире, ибо все против него: копы (во-первых, им не нравится когда какой-то псих лезет в их дела, во-вторых - Питер как-то раз обезоружил наряд полиции, избивавший невиновного парня), пресса, которая, демонизируя его образ, поднимает свои рейтинги, и самое главное - преступный мир Нью-Йорка.
Единственные, кто поддерживают Питера - люди, которых он спас от бандитов и уличная беднота, для которой он стал символов борьбы за лучшее.
Во время одного из своих ночных странствий, Питер (в костюме Человека-паука) спасает Мэри Джейн от бандитов, после чего у них завязываются романтические отношения.
Тем временем, Стрэнду наконец-то удается встретиться с Питером в своем роскошном особняке. Он пытается перетянуть юношу на свою сторону (эта линия немного напоминает отношения Дарта Вейдера и Люка из «Звездных войн»), однако действует слишком напористо и поспешно, из-за чего Питер отказывается. Стрэнд решает продемонстрировать Питеру свои способности и обрушивает на него поток энергии. Питер дает отпор, завязывается борьба, в ходе которой особняк подвергается полному разгрому. В конце концов, Паркеру удается бежать.
Взбешенный Стрэнд начинает компанию против Человека-паука - он платит СМИ, чтобы те поливали его грязью, нанимает людей, которые совершают преступления в костюме Человека-паука, из-за чего даже те, кто раньше поддерживал его, теперь начинают его опасаться.
Сам Питер тоже находится на грани - когда он гонится за ворами, один из них срывается с крыши и разбивается насмерть. Оказывается, что это один из соседних подростков, которому было не на что купить еду… Однако Питер все же находит в себе силы идти до конца, и не отступать от своих принципов, пускай помощи ждать неоткуда.
В то же время Стрэнд, проанализировав зону деятельности Паука, приблизительно определяет место его проживания и направляет всех своих подручных в этот район.
Не подозревающий об этом Питер (в костюме Человека-паука) назначает свидание Мэри Джейн. Он переносит ее на верхушку Бруклинского моста, после чего они занимаются любовью (причем она ни разу не открывает глаза во время всего действа). Одному из подручных Стрэнда удается заснять встречу Питера и Мэри Джейн, и он похищает ее, а СМИ обвиняют в пропаже девушки Человека-паука.
Питер возвращается в особняк Стрэнда, и находит там труп бывшей подружки Стрэнда и видео с указанием места встречи (одна из башен близнецов Всемирного торгового центра).
Через минуту в помещение врывается полицейский спецназ, который, увидев Питера рядом с телом, открывают по нему огонь. Питер выпрыгивает в окно, после чего следует зрелищная погоня, в ходе которой ему удается оторваться от полиции.
Он взбирается на крышу Всемирного торгового центра, после чего следует эпическая финальная битва, где герой и пара злодеев перемещаются между крышами башен-близнецов, сами здания подвергаются полному разрушению, а на Нью-Йорк обрушивается дождь из 250 миллионов долларов.
В конце концов, Бойд и Стрэнд погибают. Перед тем как скончаться от ран, Стрэнд видит Питера без маски и между ними происходит следующий диалог:
- Ты что, еще учишься в средней школе?
Да, выпускаюсь на следующей неделе...
- Невероятно!.
Скрипмент заканчивается тем, что в благодарность за помощь с учебным проектом, Мэри Джейн на прощание целует Питера… и понимает, что он и есть Человек-паук.
По своему духу работа Кэмерона весьма сильно отличалась от сценариев предыдущих авторов - она была мрачнее, серьезнее, в чем-то реалистичнее и смелее. В ней было больше насилия, сцена секса, а также присутствовала ненормативная лексика, что крайне нехарактерно для голливудских комикс-экранизаций тех лет.
Также нельзя не отметить достаточно неплохо прописанных персонажей и крайне хорошо продуманную линию превращения Паркера из нелюдимого щуплого паренька в мужественного героя, который уверен в себе и готов идти до конца, даже если весь мир против него. Удивляет лишь то, что персонаж Мэри Джейн в данном скрипменте в целом не выходит за рамки обычной "дамочки в беде" - и это при всей любви Кэмерона к женским персонажам. Возможно, в полновесном сценарии (если бы он конечно был написан) он бы как-то исправил эту деталь а также более детально доработал все остальные сюжетные линии.
Нацеленность работы Кэмерона на более взрослую аудиторию смотрится тем более необычно, учитывая, что в те годы общим трендом в экранизации кинокомиксов было низведение их до более семейного и развлекательного уровня. Считается, что данная тенденция переломилась лишь в 2000 году, после выхода на экраны первых "Людей Икс" Брайана Сингера. Думаю, если бы данный скрипмент был экранизирован, то это случилось бы куда раньше.
Некоторые ругали этот скрипмент ровно за то, за что остальные хвалили - за мрачность, сцену секса, матюги, а также отступления от канонов (например то, что дядю Бена убили после того, как Паркер начал использовать свои силы для помощи людям, а Стрэнда зовут Стрэндом, а не Электро). Но лично я очень жалею, что эта работа так и осталась на бумаге. Будь фильм снят, подозреваю что он бы и сейчас вполне мог бы считаться одной из вех супергеройского жанра.
Эпилог: Банкротство Carolco и трехсторонняя судебная тяжба между Sony, MGM и Marvel (1996 - 1999).
Продюсеры восприняли скрипмент Кэмерона достаточно благоприятно. Казалось бы, всё, что оставалось теперь, так это написать на его основании полновесный сценарий, провести кастинг и можно будет готовиться к съемкам…
Но всем этим планам не было суждено сбыться. Некогда процветающая Carolco неумолимо приближалась к своему бесславному концу - в 1995 году после чудовищного провала «Острова головорезов» студия была объявлена банкротом. Вскоре, студия MGM выкупила права на все сценарии, написанные Кэмероном, Бранкато, Ньюсомом и другими сценаристами, после чего ее чиновники подали в суд на Marvel Comics, 21st Century Film Corporation и Viacom, с целью признать все остальные сделки по продаже прав на «Человека-паука» недействительными.
В следующем году ситуация запуталась еще больше - Marvel Comics и 21st Century Film Corporation тоже прошли через процедуру банкротства. Джеймс Кэмерон попытался спасти ситуацию, обратившись к студии 20 Век Фокс с просьбой воспользоваться возможностью и выкупить права на «Человека-паука» - но руководство не захотело лезть в судебную тяжбу и отказало ему. Позже Кэмерон сильно критиковал студию за то, что в стремлении сэкономить пару сотен тысяч долларов на услугах юристов, она упустила реальный шанс заполучить двухмиллиардную франшизу.
В 1998 году Marvel Comics, прошедший через реорганизацию, выиграл суд, который постановил, что по условиям оригинальной сделки с Cannon Films права на «Человека-паука» должны были вернуться ему. Несмотря на то, что MGМ подал апелляцию, Мarvel, не теряя времени даром, тут же за 7 миллионов долларов продал права Sony. Но MGM не собирался так просто сдаваться, пригрозив выпустить конкурирующий фильм на основании скрипмента Кэмерона.
На это Sony нанесло удар ниже пояса, заявив, что намерено основать альтернативную франшизу про агента 007 на основании материала Кевина МакКлори (друг Яна Флеминга, в свое время выигравший суд, на основании которого он получил право на постановку своей адаптации «Шаровой молнии»). В результате обе студии оказались в патовом положении, рискуя потерять прибыльные франшизы. В 1999 году было достигнуто мировое соглашение - Sony получил права на все сценарии «Человека-паука», а MGM все права на Бондиану.
К тому моменту Джеймс Кэмерон уже давно оставил попытки стать режиссером «Человека-паука», переключившись на другие проекты. Дэвид Коэпп на основе тритмента Кэмерона написал сценарий, в некоторых местах дословно повторяющий его работу. Потом последовало еще одно переписывание. И еще. Место Электро и Песочного человека заняли Отто Октавиус и Зеленый гоблин. Затем назначенный на пост режиссера Сэм Рэйми посчитал, что история с двумя злодеями будет сложной для зрителей и оставил только Зеленого гоблина.
Click to view
В первом официальном тизере фильма кстати фигурировал Всемирный торговый центр. По понятным причинам, в итоговый фильм он не попал.
В конечном счете, после всех переделок единственным значительным элементом из работы Кэмерона, попавшей в фильм Рэйми, стали железы на руках Паркера, из которых выходила паутина. В итоге, когда «Человек-паук», наконец, вышел на экраны, Дэвид Коэпп стал единственным автором, чье имя попало в титры.
В отличие от остальных авторов, доказывающих Гильдии сценаристов свою причастность к проекту, Кэмерон не настаивал на том, чтобы его имя появилось в титрах. К тому моменту он был богат, знаменит, бурлил новыми идеями, а «Человек-паук» стал для него лишь одним из нереализованных проектов.
Теперь остается лишь гадать и пытаться представлять, какой фильм мы могли бы получить, если бы Кэмерону удалось экранизировать комикс по своему тритменту в середине 90-х. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Сам Кэмерон так ответил на вопрос, на что бы был похож его «Человек-паук»: «Снял бы я этот фильм по-другому? Безусловно. Это был бы абсолютно другой фильм, но этого фильма вы никогда не увидите... В отличие от меня».