Шейх ‘Абд ар-Раззак бин ‘Абд аль-Мухсин аль-Бадр (да сохранит его Аллах) ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРЫ Перевод: Кулиева Э.Р. Источник:
www.Toislam.com(продолжение)
г) Размышления над прекрасными положениями исламской религии.
Все положения исламской религии прекрасны: ее убеждения - самые правильные, самые правдивые и самые полезные, ее нравственные ценности - самые замечательные и достойные похвалы, ее обряды и предписания - самые красивые и самые справедливые.
Размышления над этими превосходными аспектами религии делают веру более привлекательной для раба Божьего и помогают ему сильнее возлюбить ее. Аллах напомнил лучшим из Своих рабов о том, что им была оказана именно такая милость: «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам…» (аль-Худжурат, 7). Благодаря этому вера становится одним из самых любимых, самых дорогих для сердца чувств, и раб Божий начинает ощущать ее сладость и чувствовать ее в своем сердце. Истинная вера в основные предписания украшает его изнутри, а вытекающие из нее деяния становятся украшением для его тела.[55]
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Задумайся над той удивительной мудростью, которая заключена в этой истинной религии единобожия, в шариате Мухаммада, прелесть и совершенство которого невозможно описать или передать словами. Самые мудрые люди не смогут придумать ничего подобного, если даже они объединят для этого свои усилия, и если все они не будут уступать по своим способностям самому умному среди них. Если человек обладает совершенным, достойным разумом, то ему достаточно познать прелесть этой религии, чтобы засвидетельствовать ее превосходство и то, что свет никогда не видел более совершенного, более славного, более великого законодательства. Эта религия сама свидетельствует о себе и доказывает свою состоятельность. Она является одновременно и притязанием, и аргументом. И если бы Посланник не привел никаких доводов в ее пользу, то она сама была бы вполне убедительным доказательством, знамением и свидетельством того, что она ниспослана от Аллаха».[56]
Поэтому размышления над прекрасными положениями этой религии, внимательное изучение ее повелений и запретов, законов и предписаний, нравственных ценностей и норм поведения является одним из важнейших обстоятельств, побуждающих обратиться в ислам тех, кто еще не уверовал, и приумножающих веру тех, кто уже уверовал. Более того, если человек упорно размышляет над особенностями этой религии, приобретает твердые знания о ней и убеждается в ее прелести и совершенстве и в порочности всего, что противоречит ей, то он становится одним из самых сильных верующих, которые не испытывают колебаний и крепко придерживаются этого пути.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Умы лучших представителей мусульманской общины засвидетельствовали красоту, величие и совершенство этой религии наряду с порочностью, ущербностью и низостью всего, что ей противоречит, и вера и любовь к ней укоренились в их сердцах. И если кому-нибудь из них предложат выбрать между наказанием в огне или обращением в другую религию, он согласится на то, чтобы его бросили в огонь или четвертовали, но ни за что не согласится принять иную веру. К этой категории людей относятся те, чьи стопы утвердились на пути веры. Они не испытывают сомнений и колебаний и стойко следуют этим путем, пока не встретятся с Аллахом».[57]
Эти слова Ибн аль-Каййима подтверждаются хадисом Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек ощутит сладость веры тогда, когда обнаружит в себе три чувства: когда он возлюбит Аллаха и Его Посланника больше всего на свете, когда он возлюбит другого человека только ради Аллаха, а также тогда, когда ему будет ненавистно возвращение в неверие, после того, как Аллах спас его от этого, так же, как ненавистно ему быть брошенным в Огонь».[58]
Такой человек ощущает сладость веры, которая проникает в самые потаенные уголки его сердца. Душа его освещается ее светом, и он находит в ней полное спокойствие и умиротворение. Вряд ли после этого он когда-либо вернется к неверию и заблуждению, станет потакать своим желаниям или следовать за лживыми предположениями. Напротив, он станет одним из самых сильных верующих, которые крепко держатся за религию и сильно уповают на своего Господа и Творца, потому что он обратился в ислам сознательно и убежденно, опираясь на истинные знания. Благодаря этому он познал его красоту и прелесть, достоинства и чистоту, его отличия от всех остальных религий. Он остался доволен им и проникся к нему сильной любовью. Разве ж после этого он станет искать иной путь или захочет отступить от ислама?!
Одним из важнейших выводов, которые приверженцы Сунны и единой общины делают из этого хадиса, является указание на увеличение и уменьшение веры и на различия между верующими в этом отношении. По этому поводу мой отец, да хранит его Аллах, сказал: «В этом хадисе содержится указание на то, что люди различаются по силе веры, которая растет благодаря богоугодным деяниям и уменьшается из-за ослушания Аллаха. Это объясняется тем, что люди, обладающие этими тремя качествами, ощущают сладость веры, в отличие от всех остальных».[59]
д) Чтение рассказов о ранних мусульманах.
Ранними мусульманами считаются сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их верные последователи. Они были первым и лучшим поколением мусульман. Они сберегли эту религию и повели за собой человечество, приняли участие во многих столкновениях и великих сражениях. Они были носителями ислама и сумели донести его до всех остальных творений. Их вера была самой сильной, познания - самыми твердыми, сердца - самыми благочестивыми, а души - самыми чистыми. Безусловно, особое положение среди них занимают сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которых Аллах почтил возможностью увидеть Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, насладиться взглядом на его лик и слушанием его речей. Они обучились у него религии в ее чистом, первозданном виде, благодаря чему их сердца стали стойкими, а души нашли умиротворение. Сами же они стали непоколебимы в вере, словно горы.
Для того чтобы разъяснить их превосходство, достаточно сказать, что Аллах обратился к ним со словами: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества…» (Али Имран 110). Это значит, что они были лучшей среди всех общин и принесли людям больше всего пользы и блага.
В «ас-Сахихе» имама Муслима приводится хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поколением является то поколение, к которому я был послан, а затем - то, которое придет вслед за ними…».[60]
Верующий должен задумываться над судьбой этих достойнейших из людей, читать рассказы из их жизни, узнавать об их превосходствах, размышлять над их прекрасным нравом и тем, как они брали пример с благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и заботились о своей вере, опасались грехов и ослушания и остерегались показухи и лицемерия, стремились к богоугодным деяниям и пытались опередить друг друга в добрых поступках. Ведь тот, кто задумывается над этим, кто размышляет над поведением сподвижников и их сильной верой, над их усердным поклонением и стремлением быть послушными Аллаху, над их аскетичным отношением к тленным мирским усладам и жаждой вечных благ Последней жизни, непременно сталкивается с целым рядом обстоятельств, которые побуждают его брать пример с этих людей и перенимать их прекрасные качества. Рассказы о них напоминают об Аллахе, а размышления над их судьбами усиливают веру и очищают сердце. Как же прекрасно сказал поэт:
Расскажи мне о них еще раз, о погонщик,[61]
Ведь рассказ о них очищает заржавевшую душу.
Повествования о жизни этих замечательных людей можно встретить в исторических летописях, биографических справочниках, трудах об аскетизме, набожности, богобоязненности и многих других сочинениях. При этом размышлять следует только над достоверными сообщениями. Подобные размышления помогают человеку походить на них в добрых делах, как сказал шейх-уль-ислам: «Чем больше человек походит на них, тем он совершеннее».[62] Поистине, если один человек походит на других, то он становится одним из них.
Все перечисленные нами факторы, приумножающие и усиливающие веру, относились к религиозным наукам, которые опираются на писание Аллаха и Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также на взгляды и убеждения ранних мусульман.
Однако наряду с этими науками существуют и другие области знаний, такие как медицина, геометрия, астрономия, арифметика, ботаника. Эти и другие науки получили широкое развитие в наше время, и люди стали уделять им больше внимания, чем они заслуживают. Они увлекли людей настолько, что те перестали изучать даже основы религии и положения, которые обязательно должны знать мусульмане. Тем не менее, эти науки тоже оказывают существенное влияние на укрепление веры, если человек занимается ими и старательно изучает их, утвердив в душе чистое намерение, желая познать истину и не потакая своим страстям.
Сколько же есть людей, которые уверовали и укрепили свою веру благодаря занятию медициной! Изучая человеческий организм, они столкнулись с чудесами Аллаха и Его безупречным творением, стали свидетелями многих удивительных вещей, которые поражают умы и изумляют сердца.
Всевышний сказал: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (ат-Тин, 4);
«Он создал небеса и землю ради истины, придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. К Нему предстоит прибытие» (ат-Тагабун, 3);
«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (аз-Зарийат, 21).
Занятия другими науками тоже усиливают веру человека, если он задумывается над знамениями Аллаха, размышляет над ними и стремится открыть для себя истину. Так или иначе, этот вопрос целиком и полностью зависит от Пречистого Аллаха, ведь только Он наставляет на прямой путь, кого пожелает.
Но следует знать, что все эти науки не приумножают веры человека, если он не размышляет над удивительными знамениями Аллаха и Его очевидными доводами. Если это условие не выполняется, то постижение наук не приносит человеку этой великой пользы и не укрепляет его веру, не приумножает ее.
Из этого нам становится ясна важность размышления над знамениями и творениями Аллаха, что является вторым фактором, способствующим увеличению веры. Это и будет темой нашего следующего разговора.
2. Размышление над знамениями Аллаха во вселенной
Размышления над ними, наблюдения за небом, землей, солнцем, луной, планетами, звездами, ночью, днем, горами, лесами, морями, реками и другими удивительными Божьими творениями, которые невозможно даже сосчитать, относится к важнейшим факторам, способствующим обретению и приумножению веры.
Поразмысли над небом, посмотри на него и вглядись в него, как следует, и ты увидишь в нем одно из величайших знамений Аллаха. Оно возвышенно, распростерто, непоколебимо, но в то же время оно не поднимается ввысь, подобно огню, и не падает вниз, подобно тяжелым телам. Оно не поддерживается опорами снизу и не подвешено сверху, а держится благодаря всемогуществу Аллаха. Теперь задумайся над тем, как оно вознесено и совершенно, ибо нет на нем ни щелей, ни трещин, ни ям, ни бугров. А еще задумайся над его прекрасным цветом, который так идеально подходит для зрения и даже усиливает его.
И поразмысли над тем, как Аллах сотворил землю, и в нем ты тоже увидишь одно из величайших знамений Творца и Созидателя. Он сделал ее ложем и подчинил ее Своим рабам, поместив в ней пропитание для них, их удел и средства к существованию. Он провел на ней дороги, чтобы они могли отправляться по ней по своим делам и нуждам. Он укрепил ее посредством могучих гор, которые, словно огромные колышки, удерживают ее от колебания. А еще Он распростер ее и сделал ее поверхность плоской и широкой. Он превратил ее во вместилище для живых, которые обитают на ее поверхности, и для мертвых, которых она собирает внутри себя. Ее поверхность является обителью для живых, а ее недра - обителью для усопших.
Посмотри на нее, когда она мертва, неподвижна, смиренна. Но стоит Аллаху пролить дождь, как она приходит в движение, набухает, поднимается, зеленеет и покрывается прекрасными растениями всяких видов. Она выводит из себя растения удивительные на вид и на вкус, которые доставляют радость тем, кто смотрит на них, и удовольствие тем, кто пробует их.
А теперь поразмысли над тем, как Аллах укрепил края земли могучими, непоколебимыми, твердыми и несокрушимыми горами. Он водрузил их на земле самым прекрасным образом, возвысил их и сделал их самыми твердыми участками земли, чтобы они не исчезали с годами, не смывались дождями и не развеивались ветрами. Он сделал их строение совершенным, а их корни могучими, и обогатил их полезными ископаемыми, рудниками и источниками.
Поразмысли над этим приятным воздухом, который удерживается между небом и землей. Его можно почувствовать, когда поднимается ветер, но его нельзя увидеть. Он движется между небом и землей, и птицы парят в нем и летают, взмахивая крыльями, словно животные, которые плавают в морской пучине. А когда поднимается буря, он приходит в беспокойство, подобно морям, в которых поднимаются волны.
Призадумайся над тем, как Пречистый Господь при помощи ветров гонит между небом и землей облака. Они сгоняют клочья облаков вместе и объединяют их, а затем оплодотворяют их, наполняя их каплями дождя. Затем они гонят их туда, где земля нуждается в воде, и, когда они достигают цели, из них проливается вода. Пречистый Аллах же посылает ветер, который расщепляет капли воды и развеивает их, чтобы они не причиняли вреда и не уничтожали все то, на что попадают. Когда же земля напивается и получает то, что ей необходимо, облака отправляются в дальнейший путь и расстаются с ней. Они словно сосуды, питающие землю, которые ветры переносят на своих хребтах.
Потом призадумайся над морями в различных уголках света, которые являются частями единого мирового океана. Он покрывает всю землю и настолько велик, что суша, горы и города по сравнению с ним подобны маленькому острову посреди огромного моря. Остальная часть земли покрыта водой, и если бы Всеблагой и Всевышний Аллах не удерживал воду Своей волей и Своим могуществом, то она залила бы поверхность земли целиком.
И призадумайся над днем и ночью, одними из самых удивительных знамений Аллаха. Аллах сотворил ночь тихой и сделал ее покрывалом, которое окутывает мир, и его обитатели успокаиваются. Животные возвращаются в свои норы, а птицы разлетаются по своим гнездам. Творения отдыхают от работы и собираются с силами, и, когда они уже избавились от усталости и готовы отправиться по своим делам, Пречистый и Всевышний Аллах рассекает ночной мрак и снимает с творений покрывало тьмы. Все сущее озаряется светом и начинает видеть, и живые твари рассыпаются по земле в поисках пропитания и того, что приносит им пользу, а птицы вылетают из своих гнезд. Как же прекрасно это возвращение и пробуждение свидетельствует о том, что Пречистый Аллах способен на великое воскрешение!
Призадумайся над солнцем и луной, которые восходят и заходят для того, чтобы установились царства дня и ночи. А если бы этого не было, то мир пришел бы в беспорядок. Как люди находили бы средства к существованию и вели свои дела, если бы весь мир был покрыт мраком, и как бы они наслаждались жизнью, если бы они были лишены света? «Благословен Тот, Кто установил на небе созвездия Зодиака и установил на нем светильник и освещающую луну. Он - Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (аль-Фуркан, 61-62).
Поразмысли над тем, как Аллах сотворил животных разных видов, отличающихся друг от друга качествами, внешним видом, цветом, удивительными особенностями и той пользой, которую они приносят. Одни из них ползают на брюхе, другие ходят на двух конечностях, третьи передвигаются на четырех лапах. Среди них есть хищные звери, которые вооружены когтями на лапах, и птицы, которые вооружены клювом, такие как орел, стервятник, ворона. Есть среди них и такие, которые вооружены зубами, и такие, которые защищаются рогами.
Задумайся же над тем, кто устроил этот мир, собрал воедино его части и установил этот совершенный порядок, который самым ярким образом свидетельствует о совершенном могуществе, знании, мудрости и милосердии его Творца. Поистине, если ты поразмыслишь над этим миром, то увидишь в нем готовое жилище, в котором есть все необходимое для существования. Это небо подобно вознесенной кровле, а земля - словно разостланное ложе и твердая опора для ее обитателей. Солнце и луна - это два светильника, освещающие этот мир, а звезды - это многочисленные лампочки, которые украшают его и указывают в нем путь. Копи драгоценных металлов и рудники, заложенные в земле, подобны припасам, приготовленным на любой случай. На ней можно встретить всевозможные виды растений на любой вкус и животных, предназначенных для различных целей. На некоторых из них ездят верхом, от других получают молоко, третьих употребляют в пищу. Есть среди животных и такие, из которых изготавливают одежду, утварь и различные орудия, и такие, которых используют для охраны. Человек же среди них чувствует себя царем, наместником, который распоряжается этими благами и управляет ими. Все это является величайшим доказательством и ярчайшим свидетельством существования Всеведающего, Премудрого, Всезнающего Творца, Который самым прекрасным образом предопределил и упорядочил все сущее.
Задумайся еще раз и удели особое внимание тому, как Аллах сотворил тебя, о человек, поразмысли над тем, как ты появляешься на свет, через что ты проходишь, чем заканчивается твоя жизнь. Поразмысли над тем, как ты появляешься из капли ничтожной, презренной жидкости, которую Господь господ по Своей воле выводит между чреслами и грудью и, несмотря на ее нелегкий и непростой путь, приводит к месту слияния двух жидкостей. Посмотри, как Аллах объединяет мужчину и женщину, создает между ними любовь и связывает их узами страсти и любви, которые подталкивают их к интимной близости, в результате которой появляется ребенок. Посмотри, как Господь предопределяет слияние этих двух жидкостей, несмотря на то, что их отделяет довольно длинный путь, который им предстоит пройти по канальцам и органам. Когда же после всего этого они сливаются, Аллах помещает образовавшуюся каплю в надежное место, куда не попадает воздух, который бы навредил ей, куда не пробирается холод, который бы заморозил ее, где ей не грозит никакая беда. Затем эта белая капля превращается в темно-красный сгусток, напоминающий пиявку, который в свою очередь превращается в кусочек мяса, похожий на разжеванную пластинку, отличающийся от сгустка и по цвету, и по форме, и по строению. Затем в нем появляются оголенные кости, которые пока еще не покрыты мясом, и на этой стадии зародыш также изменяется в форме, во внешнем виде, в размере, в плотности и в цвете. Таким же образом человек переходит из одной стадии в другую, пока не появляется на свет в том облике, который ему придает Аллах. Он наделяет его ушами, глазами, ртом, носом и другими отверстиями, одаряет его руками и ногами, на концах которых Он создает пальцы и покрывает их кончики ногтями. Он наделяет его сердцем, желудком, печенью, селезенкой, легкими, маткой, мочевым пузырем, кишками и другими внутренними органами, каждый из которых имеет особое значение и играет особую роль.[63] Пречист же Тот, Кто сотворил и придал Своему творению совершенный облик, Кто предопределил и повел Своих рабов этим путем! «На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (аз-Зарийат, 20-21).
«Все творения, от атомов до Трона, представляют собой взаимосвязанные пути, ведущие к познанию Всевышнего, и убедительные доказательства Его извечности. Эта вселенная подобна устам, возвещающим о Его единстве. Этот мир подобен книге, которую могут прочесть только разумные люди, каждый по мере развития своего разума».[64]