إيمان

May 06, 2012 06:41


Шейх ‘Абд ар-Раззак бин ‘Абд аль-Мухсин аль-Бадр (да сохранит его Аллах) ПРИЧИНЫ УВЕЛИЧЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРЫ Перевод: Кулиева Э.Р. Источник: www.Toislam.com
(продолжение)
«Неверующие сказали: «Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх» (Фуссылат, 26). Именно потому, что мусульмане перестали размышлять над Кораном, читать его аяты и выполнять его предписания на практике, они еще в средние века начали ослабевать, пока, наконец, не потеряли большую часть своих владений».[18]


Таким образом, Священный Коран - это один из важнейших факторов, укрепляющих веру и усиливающих ее во многих отношениях.
Ибн Саади писал: «Он усиливает веру во многих отношениях. Просто читая аяты Аллаха и узнавая из них правдивые повествования и прекрасные предписания, верующий уже извлекает для своей веры большую пользу. Что же говорить о том, кто размышляет над Кораном и постигает его смысл и тайны?».[19]
Однако следует знать, что чтение Корана способствует укреплению веры только тогда, когда человек заботится о постижении его смысла и выполнении его практических предписаний. Для этого недостаточно просто читать коранические откровения, не задумываясь над их значением. В противном случае, не было бы столько людей, читающих Коран, с которыми Священный Коран станет препираться в День воскресения.
В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах возвышает посредством этого Писания одних людей и низвергает других».[20]
В другом хадисе сообщается, что он также сказал: «...а Коран - это довод за или против тебя».[21]
Коран становится доводом в твою пользу и укрепляет твою веру, если ты выполняешь его предписания. Но если ты пренебрегаешь ими и беспечно относишься к кораническим ограничениям, то он становится доводом против тебя и уменьшает твою веру.
Катада сказал: «Кто бы ни усаживался рядом с этим Кораном, он обязательно расстается с ним, либо что-либо приобретя, либо что-либо потеряв».[22]
Аль-Хасан аль-Басри, разъясняя суть размышления над Кораном, сказал: «...Клянусь Аллахом, этого не достичь тем, кто запоминает наизусть его буквы, но не выполняет его ограничения. Порой кто-либо из них говорит: «Я прочел Коран полностью и не упустил из него ни одной буквы!» Но, клянусь Аллахом, в действительности, он упустил его целиком, поскольку следов Корана не видно ни в его поведении, ни в его поступках. А другой говорит: «Поистине, я могу прочесть суру на одном дыхании». Клянусь Аллахом, это - не чтецы, не ученые, не мудрецы и не богобоязненные праведники. Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких».[23]
Да помилует Аллах аль-Хасана! Интересно, чтобы он сказал, если бы увидел чтецов Корана в наше время, которые искушаются мелодичным чтением, четким произнесением и украшением звуков, пренебрегая кораническими ограничениями и совершенно упуская их из виду. Более того, люди, которые слушают их чтение Корана, обращают внимание только на произнесение звуков и мелодичное чтение нараспев, забывая о том, что они должны молча внимательно слушать Коран и размышлять над Словом Аллаха. Безусловно, мы не возражаем против чтения Корана в соответствии с установленными правилами, чтения его нараспев и красивой рецитации. Мы лишь возражаем против щепетильного отношения к произнесению звуков наряду с беспечным отношением к выполнению коранических приказов, ради которых, собственно говоря, и был ниспослан Коран. Ведь дело дошло до того, что среди множества таких чтецов порой нельзя найти даже одного набожного верующего, который соблюдал бы предписания Аллаха. Более того, мы не видим среди них даже такого, кто бы руководствовался заповедями Корана в своем поведении, в своих поступках.
Зато ты можешь увидеть, как чтец, знающий Коран наизусть и прекрасно выговаривающий все звуки, бреет бороду и носит одежду с длинным подолом. Более того, среди них есть и такие, которые небрежно относятся к групповым намазам или даже намазу вообще. Они совершают и многие другие предосудительные поступки. Один из них - упаси нас Аллах от подобного! - даже осмелился открыть чтением аятов из Священного Корана музыкальный вечер одной из распутных девиц, прочтя коранические аяты до того, как она приступила к исполнению своих песен. Воистину, Слово нашего Господа превыше того, чтобы его оскверняли такие люди! Мне же достаточно повторить сказанное аль-Хасаном, да смилостивится над ним Аллах: «Когда чтецы становятся такими, Аллах создает среди людей много вот таких».
Еще Ибн аль-Араби описывал чтецов своего времени как людей, которые специализируются на четком произношении коранических слов, пренебрегая при этом выполнением религиозных предписаний. Они превратили свое занятие в ремесло, тогда как Коран был ниспослан именно для того, чтобы люди выполняли его заповеди на практике. Он писал: «...Однако такое чтение превратилось в ремесло, над которым люди трепещут, за которое они борются, на которое они тратят целую жизнь, хотя в этом нет никакой необходимости. Такие люди читают Коран, словно поднимают бокал, чтобы произнести тост, и разрушают весь его смысл, подобно тому, как другие разбивают этот бокал. Порой они умирают, так и не усвоив ничего из его смысла».[24]

Следовательно, мусульманину полагается прежде, чем приступить к чтению Корана, обучиться тому, как можно извлечь из этого пользу, чтобы результаты его усилий были полными. Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, говоря об этом, упомянул о важном правиле, которое гласит: «Если ты хочешь извлечь пользу из Корана, то перед тем, как прочесть или послушать его, соберись всей душой, насторожи свой слух и будь внимателен, как это полагается делать тому, к кому обращается Сам Пречистый Аллах».[25]
Кто поступает в соответствии с этим правилом и руководствуется этим принципом, читая или слушая Коран, тот не только приобретет знания, но и станет праведным, а его вера от этого усилится настолько, что станет подобна непоколебимым горам. И мы просим Аллаха вдохновить нас на эти и на все остальные благие дела!
Кроме того, размышление над аятами Аллаха бывает двух видов. «Это - размышления с целью понять то, что имел в виду Господь, и размышления над тем, над чем рабам велено задумываться. В первом случае объектом размышлений являются доводы из Корана, а во втором - доводы, которые можно лицезреть. В первом случае ты размышляешь над аятами, которые ты слышишь, а во втором - над знамениями, которые ты видишь».[26] Об этом писал Ибн аль-Каййим.
Все, о чем мы говорили раньше, относилось к размышлению над аятами Аллаха, которые можно услышать. Что же касается размышления над лицезримыми знамениями, то об этом, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим чуть позднее.

б) Ознакомление с прекрасными именами и возвышенными качествами Аллаха.

Познание прекрасных имен и возвышенных качеств Аллаха, упомянутых в Коране и Сунне, указывающих на Его абсолютное и всестороннее совершенство, относится к одним из важнейших разделов религиозного знания, которое позволяет укрепить веру. Ознакомление с именами и качествами Аллаха, постижение их смысла и углубленное изучение этого вопроса приносит человеку огромную пользу. Вот некоторые из многочисленных плодов этого знания:
1. Понимание того, что только Аллах обладает божественными именами и качествами, является самой славной и самой великой формой знания, и тот, кто пытается понять их смысл и занимается изучением их, посвящает себя служению самой возвышенной цели. Если же ему удается добиться желаемого, то он обретает один из самых прекрасных даров.
2. Познание Аллаха вызывает в человеке любовь к Нему, страх перед Ним и надежду на Него, побуждает его искренне служить Ему одному, что само по себе является истинным счастьем. А познать Аллаха можно только путем изучения Его имен и качеств и правильного подхода к пониманию их смысла.
3. Аллах создал творения для того, чтобы они познали Его и поклонялись Ему. В этом состоит смысл их сотворения, и если раб занят этим, то он посвятил себя именно тому, ради чего он появился на свет. Если же он не делает этого, то он пренебрегает тем, ради чего он был сотворен. Как же скверно поступает раб, который не ведает о своем Господе и не желает познать Его, несмотря на то, что Он беспрестанно оказывает ему милость и наделяет его всевозможными благами.
4. Вера в Аллаха является одним из столпов мусульманской веры. Более того, ее можно назвать важнейшим из всех столпов, имеющим первостепенное значение. Однако уверовать в Аллаха не означает просто сказать: «Я уверовал в Аллаха», при этом ничего не зная о своем Господе. Истинная вера заключается в познании Того, в Кого ты уверовал, и в стремлении побольше узнать о Его именах и качествах, чтобы достичь степени твердой убежденности. Поэтому вера раба растет по мере того, как он познает своего Господа. Чем больше он узнает об Аллахе, тем сильнее становится его вера, и чем дальше он отдаляется от этого знания, тем слабее становится его вера. И, безусловно, самым коротким путем к этому является размышление над именами и качествами Пречистого и Всевышнего Господа.
5. Знание об Аллахе лежит в основе всего сущего, и если человек истинно познал Его, то он может судить о Его деяниях и предписаниях, опираясь на свои познания о Его качествах и божественных деяниях. Это объясняется тем, что Аллах всегда поступает в соответствии со Своими именами и качествами. Божественные деяния зиждутся на справедливости, милосердии и мудрости, и поэтому все узаконенные Им предписания соответствуют Его славе, мудрости, милости и справедливости, все Его высказывания правдивы и истинны, а все Его повеления и запреты преисполнены справедливости и мудрости.[27]

Еще одна польза от изучения прекрасных имен и возвышенных качеств Аллаха заключается в том, что они вдохновляют человека на смирение и поклонение. Они подчеркивают необходимость поклонения Аллаху в любой форме, и если человек поступает так на практике, то это является одним из результатов познания им божественных имен и качеств. Это распространяется на любые формы поклонения душой и телом.
Объяснить это можно тем, что человек, который понимает, что только Всевышний Господь вредит и помогает, одаряет и лишает, творит и наделяет уделом, дарует жизнь и умерщвляет, непременно смиряется перед Ним и начинает уповать на Него в душе, а следствия и плоды этого упования начинают проявляться в его поведении и его поступках.
Когда он узнает, что Аллах слышит, видит и знает обо всем сущем, и что ни одна мельчайшая частичка не может скрыться от Него на небесах или на земле, и что Ему известно обо всех тайнах и секретах, о предательских взглядах и о том, что скрывают сердца, то он начинает оберегать свой язык, свои органы и даже свои мысли от всего, что не угодно Аллаху, и посвящает себя целиком тому, что Аллах любит, чем Он доволен.
Когда он узнает, что Аллах богат и великодушен, добр и милосерден, у него появляется большая надежда на Его милость, и эта надежда подталкивает его на более усердное поклонение Аллаху душой и телом и прививает ему любовь к познанию Аллаха и религиозным знаниям.
Когда же он узнает о совершенстве и красоте Аллаха, то в его сердце появляется особая любовь к Аллаху, страстное желание встретиться с Ним, что также вдохновляет его на усердное служение и поклонение Ему.
Из всего сказанного следует, что поклонение Аллаху целиком и полностью зависит от познания Его божественных имен и качеств.[28]
Если раб хочет познать своего Господа истинно, как это требует от него религия, он должен не следовать путем еретиков, которые пытаются познать Аллаха, либо искажая смысл Его имен и качеств, либо лишая их какого-либо смысла вообще, либо описывая их суть, либо уподобляя их качествам творений. Эти ошибочные принципы калама[29], фактически, являются самым большим препятствием на пути познания Господа и самым существенным из факторов, пагубно сказывающихся на вере. И если рабу удается спастись от них, то он познает Аллаха посредством Его прекрасных имен и возвышенных качеств, которые упоминаются в Коране и Сунне, которые Аллах сообщил нам именно для того, чтобы мы могли лучше узнать Его. Он постигает смысл божественных имен и качеств в соответствии с учением ранних мусульман, наших праведных предков, что само по себе является одним из величайших факторов, способствующих усилению веры.
В достоверном хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что у Аллаха есть девяносто девять имен, которые позволяют войти в Рай тому, кто исчислит их надлежащим образом.
В «Ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен - сто без одного, и тот, кто исчислит их, войдет в Рай».[30]
«Под исчислением здесь не подразумевается простое перечисление этих имен, потому что пересчитать их может даже грешник. Смысл этого заключается в использовании этих знаний на практике».[31]
Следовательно, для того чтобы полностью извлечь пользу из божественных имен и качеств, мусульманин нуждается в осознании их смысла и понимании того, на что они указывают.
Абу ‘Умар ат-Таламанки сказал: «Для более полного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха проповедник и знаток изречений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должен понимать, какую пользу это знание приносит людям, какие истины оно раскрывает перед ними. Тот, кто не ведает этого, не знает смысла божественных имен и не может извлечь пользу из их смысла, когда он произносит их».[32]
Ибн аль-Каййим отметил, что существует три ступени исчисления прекрасных имен Аллаха.
Первая ступень - это знание этих имен и умение сосчитать их.
Вторая ступень - это знание их смысла и значения.
Третья ступень - это обращение к Аллаху посредством этих имен, и это включает в себя как мольбу, подразумевающую поклонение, так и мольбу, содержащую просьбу.[33]
Ибн Саади, разъясняя суть исчисления, упомянутого в хадисе Абу Хурейры, сказал: «Это значит: кто запомнит их, поймет их значения, поверит в них и будет поклоняться Аллаху посредством них, тот войдет в Рай. А поскольку в Рай попадут только верующие, то это является одним из важнейших источников и оснований веры, ее силы и непоколебимости. Таким образом, познание прекрасных имен Аллаха - это основа веры, от которой и берет начало сама вера».[34]
Кому удается познать Аллаха именно так, тот становится одним из тех, кто обладает сильной верой, неустанно повинуется Аллаху, усердно поклоняется Ему, испытывает перед Ним сильный страх и постоянно ощущает на себе Его взгляд.

Всевышний сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Фатыр, 28).
Ибн Джарир ат-Табари в толковании этого аята писал: «Всевышний имел в виду, что боятся Аллаха и опасаются Его наказания посредством богоугодных деяний только те, кому известно, что Аллах способен на всякую вещь, что Он совершает все, что пожелает, поскольку знающий это убежден в том, что Аллах наказывает за ослушание, и это заставляет его бояться Аллаха».[35]
Ибн Касир писал: «Это значит: по-настоящему боятся Аллаха только познавшие Его богословы, ибо чем лучше и совершеннее человек узнает Великого и Всеведущего Аллаха, обладающего совершенными качествами и прекрасными именами, тем больше и сильнее он боится Его».[36]
Один из ранних мусульман кратко и лаконично выразил эту мысль, сказав: «Чем лучше человек познает Аллаха, тем сильнее он боится Его».[37]
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Души ни в чем не испытывают такой необходимости, как в познании своего Творца и Создателя, в любви к Нему, в поминании Его, в получении удовольствия от этого, в стремлении приблизиться к Нему. Однако добиться всего этого можно только посредством познания Его качеств и имен, и чем глубже раб познает их, тем лучше он узнает Аллаха, тем желаннее он становится для Него, тем больше он приближается к Нему. Если же он не знает о них, то лишается знаний об Аллахе, становится ненавистнее Ему, отдаляется от Него. Воистину, Аллах относится к Своему рабу так, как тот относится к Аллаху...».[38]
Знания о Великом и Могучем Аллахе усиливают страх перед Ним и ощущение того, что Он наблюдает за человеком, приумножают в его сердце надежду на Аллаха, укрепляют его веру, вдохновляют его на более усердное поклонение. Однако приобрести эти знания можно только путем размышления над писанием Аллаха, Его именами, качествами и деяниями, о которых Пречистый Господь сообщил нам устами своих посланников, и размышления над теми пороками и недостатками, которые, по свидетельству Самого Аллаха, не могут быть присущи Ему, и размышления над Его мудрыми приговорами и над той участью, которая постигает Его угодников и Его врагов. Аллах поведал об этом в Своем писании и сделал Своих рабов свидетелями этого, чтобы они поняли, что Он - Истинный и Явный Бог, Единственный, Кто заслуживает поклонения, что Он способен на всякую вещь и ведает обо всем сущем, что Он суров в наказании, но в то же время - Прощающий, Милосердный, Могущественный, Мудрый. Он пожелал, чтобы им стало ясно, что Он совершает все, что Ему угодно, и что милость Его объемлет все сущее, и что все Его деяния исходят из божественной мудрости, милости и справедливости, что все они необходимы и целесообразны. И, безусловно, для того чтобы постичь это, необходимо задумываться над Словом Аллаха и размышлять над результатами Его божественных деяний.[39]
А кто отклоняется от этой дороги и сходит с этого пути, пытаясь познать Аллаха так, как это делают еретики, тот ошибается и отдаляется от истинного познания своего Господа. Более того, такой человек познает Аллаха хуже других и боится Его намного меньше, чем остальные.

Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, подчеркнул, что различия в степени познания Аллаха определяются тем, что люди в разной степени знакомы с пророческими высказываниями, их смыслом и ответами на сомнительные утверждения, противоречащие истине. После разъяснения этого он сказал: «Ты можешь убедиться в том, что самыми слабыми знаниями обладают последователи калама - лживых и порочных догм, которые были раскритикованы ранними мусульманами. А объясняется это тем, что они не знают священных текстов и их смысла, и лживые сомнения укоренились в их сердцах».
Затем он разъяснил, что невежественные мусульмане осведомлены о своем Господе лучше этих заблудших, и сказал: «Если ты задумаешься над положением невежественных людей, которых большинство из них[40] даже не считают верующими, то тебе станет ясно, что они обладают большей проницательностью и более сильной верой, чем последователи калама; они лучше них подчиняются откровению и смиряются перед истиной».[41]
Еще раньше имам, да смилостивится над ним Аллах, указал на важность проницательности в правильном понимании единобожия в вопросе божественных имен и качеств, понимании этого вопроса в соответствии с учением праведных предков, и на важность избежания сомнительных доводов последователей калама, которые пагубно сказываются на этом единобожии.
Затем он сказал несколько полезных слов о том, как можно стать проницательным в вопросе о божественных именах и качествах: «Для этого необходимо всем сердцем осознавать, что Всевышний и Всеблагой Аллах находится над Троном, на который Он поднялся, что Он произносит Свои повеления и запреты, видит всех обитателей высшего и нижнего миров, их качества и движения, слышит их голоса, наблюдает за их совестью и знает их тайны и секреты. Судьбы всех рабов находятся в Его власти, предопределяются с неба и возвращаются туда, а Его воля неуклонно исполняется во всех уголках вселенной. Он обладает самыми совершенными качествами и величественными эпитетами, и Он бесконечно далек от любых пороков, недостатков и сравнений. Его качества доподлинно описаны в Его писании, и Он превыше того, как описывают его творения. Он - Живой, Который не умирает, и Он - Вседержитель, Который не засыпает. Он - Знающий, от Которого не может скрыться даже мельчайшая частичка на небесах и на земле, и Он - Видящий, Который темной ночью видит даже черного муравья на черной скале, и Он - Слышащий, Который слышит голоса творений, обращающихся к Нему на разных языках с самыми разными просьбами. Его слова преисполнены истины и справедливости, и Его качества настолько величественны, что их нельзя сравнить с качествами творений, а Его божественная сущность превыше любого сходства с их сущностью. Он поступает со Своими творениями, руководствуясь справедливостью, мудростью, милосердием, добродетелью и великодушием. Он творит и повелевает, одаряет благами и оказывает милость, обладает властью и заслуживает похвалы и славы. Он - Первый, и никто не предшествовал Ему, Он - Последний, и никто не сможет пережить Его. Он - Высочайший, и нет никого выше Него, Он - Ближайший, и нет никого ближе него. Все имена Его заслуживают похвалы, восхваления, прославления, и поэтому все они прекрасны. Все качества Его совершенны, все эпитеты Его величественны, а все деяния Его преисполнены мудрости, милосердия, блага и справедливости. Все Его творения свидетельствуют о Нем, ясно указывают на Него. Он не создал небеса, землю и то, что между ними, понапрасну и не предоставил человека самому себе, не возложив на него никакой ответственности. Напротив, Он создал творения для того, чтобы они исповедовали единобожие и поклонялись Ему. А вместе с этим Он щедро одарил их благами, чтобы они были благодарны Ему и тем самым заслужили еще большую милость. Он представил Себя рабам самыми разными способами, подробно разъяснил им Свои знамения и показал им самые разные доводы и доказательства. Он призвал их возлюбить Его, воспользовавшись для этого любыми возможностями, и установил с ними прочную связь. Он завершил Свою милость по отношению к ним и довел до их сведения истину, подкрепив ее неопровержимыми доказательствами. Он щедро наделил их благами, предписал Себе быть милосердным, а в Его записи говорится, что милость Его опережает гнев Его».[42]
Тот, кто познает Аллаха именно таким, становится проницательным в этом вопросе. Он превосходит остальных своей верой, лучше других почитает и возвеличивает Аллаха, помнит о том, что Великий и Могучий Господь наблюдает за ним, больше других совершает богоугодные поступки и стремится приблизиться к Нему. Люди различаются между собой в этих делах, и в то время как одни проявляют в них усердие, другие делают упущения.

в) Размышления над жизнеописанием благородного Пророка.

Еще одним фактором, усиливающим веру, является изучение жизнеописания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, размышление над его прекрасными особенностями, благородными качествами и похвальными чертами. Аллах доверил ему Свое откровение, и он стал его избранником из числа людей, посланцем от Господа к Его рабам. Он принес правую веру и верное учение, был послан как милость к мирам и стал имамом всех богобоязненных праведников и доводом против всех творений. Аллах отправил его в тот период, когда человечество уже длительное время оставалось без Божьих посланников, и он повел людей прямым и ясным путем. Господь обязал рабов повиноваться ему и поддерживать его, почитать и любить его, выполнять свои обязанности перед ним, ибо все пути в Рай ведут только через его путь. Аллах раскрыл его грудь и прославил его, избавил его от бремени и унизил всех тех, кто противился ему. И ни один из тех, кто появился на свет после его пришествия, не сможет добиться счастья в этом мире и в Последней жизни, если не последует его путем и не покорится ему.
Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Из этого становится ясно, что рабы безмерно нуждаются в знании о Посланнике, в изучении того, что он принес, в вере во все, о чем он сообщил, и в повиновении всем его приказам. Добиться счастья и преуспеяния, как в этом мире, так и в Последней жизни, можно только, следуя путем посланников, и только через них можно подробно узнать обо всем хорошем и дурном. И, конечно же, снискать довольство Аллаха можно только благодаря ним. Поэтому благими считаются те поступки, слова и нравственные качества, которые соответствуют их верному руководству и принесенному ими учению. Именно они являются этим мерилом, потому что по их словам, поступкам и качествам оцениваются слова, поступки и качества других людей, и благодаря следованию их путем праведники отличаются от заблудших. Люди нуждаются в них больше, чем тело нуждается в душе, глаза - в зрении, а душа - в жизни. В чем бы ни нуждался человек, потребность в Божьих посланниках намного превышает эту нужду. Что можно подумать о человеке, если отсутствие его верных наставлений может в мгновение ока так навредить душе, что она станет словно рыба, которую вынули из воды и положили на сковороду? Таким становится человек, когда его сердце отделяется от того, что принесли Божьи посланники, и даже хуже того, однако почувствовать это может только живая душа. Нанесение раны мертвому не причиняет боли…[43] И если счастье раба в обоих мирах связано с верным руководством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то каждый искренне желающий себе добра, спасения и счастья, обязан изучить его руководство и жизнеописание, чтобы выйти из круга тех, кто не ведает о нем, и оказаться в числе его последователей и сторонников. В отношении к этому вопросу люди делятся на тех, кто прикладывает усилия, на тех, кто довольствуется малым, и на тех, кто лишен какого-либо удела. Милость - в Руках Аллаха, и Он наделяет ею, кого пожелает. Воистину, Аллах обладает великой милостью».[44]

Поэтому тот, кто изучает жизнеописание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и размышляет над его качествами, упомянутыми в Коране, Сунне и книгах о его жизни, приобретает для себя великое благо и начинает еще сильнее любить его. И эта любовь побуждает человека следовать его примеру во всех словах и поступках. «Знание - это основа основ, и самым полезным из знаний является изучение жизнеописания Посланника и его сподвижников».[45]
Задумайтесь над тем, как Всевышний Аллах охарактеризовал Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (ат-Тауба, 128);
«Воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 4);
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…» (Али Имран, 159).
Есть еще много других аятов, в которых встречается описание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Задумайтесь и над тем, как сподвижники, да будет доволен ими Аллах, описывали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в Сунне. В хадисе Аиши, да будет доволен ею Аллах, например, говорится: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбирал между двумя решениями, он всегда брался за то, что было легче, если оно не было греховным. Если же оно было греховным, то он сторонился его сильнее, чем кто-либо иной. Он никогда не мстил за самого себя, но если кто-либо преступал запреты Аллаха, то он мстил за Него».[46]
В хадисе Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Я прислуживал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение десяти лет, и, клянусь Аллахом, он никогда не говорил мне даже: «Тьфу!». Что бы я ни сделал, он никогда не говорил мне: «Почему ты поступил так?». А когда я не делал что-либо, он никогда не говорил мне: «Лучше бы ты сделал это!».[47]
Он же рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был «самым щедрым, самым красивым, самым смелым человеком».[48]
В другом хадисе сообщается, что он также сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым благонравным человеком».[49]
В хадисе ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет Аллах доволен им и его отцом, говорится: «Воистину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не был грубым и не позволял себе вести себя непристойно. Он говорил: «Лучшими среди вас являются самые благонравные».[50]
А в хадисе Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был стыдливее, чем девушка на выданье в своей комнате, и если ему что-либо не нравилось, то мы узнавали об этом по выражению его лица».[51] Хадисов на эту тему очень много.
Поистине, кто размышляет над качествами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот извлекает из этого огромную пользу. Кроме того, это является одним из важнейших факторов, которые усиливают в сердце мусульманина любовь к его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. И если любовь раба к нему вырастает, то и вера его непременно усиливается, что плодотворно сказывается и на его приверженности пути Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведных деяниях. Все это, несомненно, относится к важнейшим обстоятельствам, помогающим следовать прямым путем.

Ибн аль-Каййим, да смилостивится над ним Аллах, перечислил несколько факторов, позволяющих встать на прямой путь и следовать ему, и в этом - великая милость Аллаха по отношению к Его рабам, ведь они различаются по своему уму, сообразительности, проницательности. Одним из этих факторов он назвал размышление над жизнью и качествами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Именно это является причиной, по которой некоторые люди встают на прямой путь.
Он сказал: «Есть и такие люди, которые встают на прямой путь, ознакомившись с жизнеописанием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его совершенным нравом, качествами и поступками. Им становится ясно, что Аллах не позорит тех, кто обладает такими качествами и совершает такие поступки, потому что они ведают об Аллахе, познают Его. Именно это имела в виду мать правоверных Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, когда она сказала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Не беспокойся! Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, говоришь правду, помогаешь слабым, оказываешь почтение гостям и помогаешь попавшим в затруднительное положение».[52],[53]
Ибн Саади, да смилостивится над ним Аллах, писал: «Одним из путей укрепления веры является познание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ознакомление с его возвышенным нравом и совершенными качествами, ибо, если человек познал его должным образом, он никогда не усомнится в его правдивости и истинности Корана, Сунны и той религии, которую он принес. По этому поводу сказал Всевышний: «Или же они не узнали своего Посланника и принялись отвергать его?» (аль-Му’минун, 69). Это значит, что познание его побуждает поскорее уверовать тех, кто еще не обратился в веру, и приумножает веру тех, кто уже уверовал. Призывая людей размышлять над поведением Посланника, проповедовавшего истинную веру, Всевышний сказал: «Скажи: «Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым. Он лишь предостерегает вас перед наступлением тяжких мучений» (Саба, 46). Всевышний поклялся совершенством и величием нравственного облика Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и назвал его самым совершенным среди творений: «Нун. Клянусь письменной тростью и тем, что они пишут! Ты по милости своего Господа не являешься одержимым. Воистину, награда твоя неиссякаема. Воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 1-4). Благодаря своим достойным похвалы качествам, славным чертам, правдивым речам и праведным поступкам Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, стал величайшим проповедником веры, самым совершенным образцом для подражания. Всевышний сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас…» (аль-Ахзаб, 21), «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7). Наряду с этим Аллах поведал о том, что обладатели разума, избранные творения Божьи, говорят: «Господь наш! Мы услышали глашатая, который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», - и мы уверовали» (Али Имран, 193). Этим глашатаем был благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, который призывал к вере своими словами, нравственным обликом, поступками, набожностью, всем своим поведением, и они уверовали в него так, что в их сердцах не осталось места сомнениям. … И поэтому, стоило справедливому человеку, который желал встать на истинный путь, увидеть его или услышать его речь, как он начинал верить в Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не испытывая сомнений в его миссии. Более того, многим из них достаточно было взглянуть на его лицо, чтобы им стало ясно, что это не было лицом лжеца…».[54]

шейх Абдурраззак бин Абдульмухсин Аль-Аб, иман, салаф-форум

Previous post Next post
Up