المجتمع المسلم ورعاية المسنين

Mar 03, 2011 08:48

Как Ислам относится к старшим по возрасту

Вопрос: Как Ислам относится к старшим? Получают ли они особый статус?
Ответ Вся хвала Аллаху.
Ислам это религия сочувствия и справедливости, религия которая учит совершеннейшей морали и запрещает плохое отношения, религия которая награждает человека за его достоинство, если он следует законам Аллаха.
Нет сомнения, что ислам дал старшим особый статус, существуют тексты которые призывают Мусульман уважать и почитать их.
Забота о старших в Исламе основана на следующих принципах:
1. Человек - это уважаемое творение и у него уважаемый статус в Исламе
Аллах сказал:

وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُمْ مِنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلا (٧٠)
«Мы почтили сынов Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями.» (17:70)
Поэтому старшие, как сына Адама, являются обладателями высокого статуса, согласно общему смыслу аята.
2. Мусульманское общество это общество взаимного сострадания и связанности
Аллах сказал :
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ تَرَاهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلا مِنَ اللَّهِ وَرِضْوَانًا سِيمَاهُمْ فِي وُجُوهِهِمْ مِنْ أَثَرِ السُّجُودِ ذَلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَمَثَلُهُمْ فِي الإنْجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا (٢٩)
«Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству.» (48:29)
И Аллах сказал описывая верующих:

ثُمَّ كَانَ مِنَ الَّذِينَ آمَنُوا وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ وَتَوَاصَوْا بِالْمَرْحَمَةِ (١٧)أُولَئِكَ أَصْحَابُ الْمَيْمَنَةِ (١٨)
«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. Таковы люди правой стороны» (90:17-18)
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) описал верующих, как будто они единый организм. Он сказал: «Верующие в их взаимной любви милости и сострадании подобны телу; Если одна часть болит, то все тело не спит и его лихорадит» Муслим (2586)
И он сказал: «Ни один из вас не уверует пока не полюбит для своего брата то, что полюбил для себя» Бухари (13)
И он сказал: «Милостивейший смилостивится над милостивым. Будьте милостивыми к тем кто на земле, и Тот Кто над небесами будет милостивым к вам» Передано Тирмизи (1924), оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Тирмизи
И он сказал: «Отношение верующего к верующим подобно отношению головы к телу; верующему плохо, когда плохо верующим, также как телу больно когда больно голове» Передано Ахмадом (2370), передано Албани в АльСилсиля (1137)
И он сказал: «Человек в убытке если Аллах не поместит сострадание в его сердце» Албани назвал его хасан в аль Силсила аль Сахиха
3. Мусульманское общество это общество взаимопомощи.
Ибн Аби Дунья передал от Ибн Умара, что Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Наиболее любимыми людьми для Аллаха являются те кто приносит больше всего пользу людям, и наиболее любимым для Аллаха делом является принесение счастья Мусульманину, или освобождение его от трудностей или оплачивание его долга, или избавление его от голода. Для меня удовлетворить нужду брата дороже чем пребывание в итикафе в мечети - имея ввиду мечеть в Медине - в течении месяца... кто удовлетворит нужду брата, того Аллах укрепит в День когда все будут падать» Оценен как хасан шейхом Албани в Сахих аль Таргиб вал Тархиб (2623)
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот кто избавит Мусульманина от трудности в этом мире, того Аллах избавит от трудности в День Воскресения, и кто поможет в финансовых вопросах, тому Аллах поможет в этом мире и в Следующем, и кто покроет (ошибку) Мусульманина, тому Аллах покроет (ошибку) в этом мире и в следующем. Аллах поможет человеку, пока он помогает своему брату» Муслим (2699)
4. Старшие имеют больший статус у Аллаха, если они следуют Законам Аллаха.
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Никто из вас не должен желать смерти или молить о ней перед тем как она придет, ведь когда человек умирает, то благие дела заканчиваются, и ничего не продляет жизнь верующему, кроме блага.» Муслим (2682)
И он сказал: «Не сказать ли мне кто лучший из вас? Лучшим из вас является тот, кто живет долгую жизнь, и если он праведный и совершает хорошие дела» Албани назвал хасан ли гайрихи в альСилсиля аль Сахиха (2498)
И Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучший из вас тот живет долго и совершает лучше дела» Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Дажми (3263)
И он сказал: «Нет для Аллаха лучше человека который долго живет в Исламе, потому что говорит СубханАллах, АллахуАкбар и Ля иляха иль Аллах» Ахмад (1404). Албани назвал хасан в Силсиля аль Сахиха (654)
Тирмизи (2329) передал, что Бедуин сказал: «О Посланник Аллаха кто лучший из людей?» Он ответил: «Тот кто долго живет и совершает благое» Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Тирмизи, 1899
5. Уважение к старшим и почитание их является характеристикой Мусульманского общества.
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Частью восхваления Аллаха является почитание седых Мусульман» Абу Дауд 4843. Оценен как хасан шейхом Албани в Сахих Абу Дауд, 4053
Один старик пришел увидеть Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) и люди не давали ему дороги. Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Не из нас кто не оказывает милости нашей молодежи и уважения старым» Тирмизи (1919), оценен как хасан шейхом Албани в Сахих Тирмизи
6. Как Мусульманское общество заботится о старых

а) хорошее отношение к родителям
Это один из способов заботы о старших в Исламе, потому что родители обычно пожилые люди. Приказ Аллаха о послушании родителей идет вместе с приказом верить в Единого Аллаха (Таухид), и запретом придавать сотоварищей Ему (ширк) во многих аятах, например Аллах сказал  :

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لا يُحِبُّ مَنْ كَانَ مُخْتَالا فَخُورًا (٣٦)
«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям» (4:36)

وَقَضَى رَبُّكَ أَلا تَعْبُدُوا إِلا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِنْدَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاهُمَا فَلا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلا كَرِيمًا (٢٣)
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно.» (17:23)
Передано от Абдуллах ибн Масуда: «Я спросил Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует): «Какое деяния наиболее любимо у Аллаха?» Он ответил: «Молитва совершенная во время» «А затем?» Он ответил: «Почитание родителей» «А затем?» «Джихад ради Аллаха». Он сказал мне так, что если бы я спросил больше, то он сказал бы мне.» Бухари (527)

б) уважение к друзьям родителей, даже если родители умерли.
Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Частью почитания (родителей) является поддержание отношений с друзьями отца» Албани назвал сахих в Аль Силсила аль Сахиха (23030)
Муслим (2552) передал от Абдуллах ибн Омара, что человек из бедуинов встретил его по дороге в Мекку. Абдуллах поприветствовал его саламом, и дал ему своего осла и тюрбан который носил. Ибн Динар сказал: «Мы сказали ему, да наставит тебя Аллах, они всего лишь бедуины и они довольствуются малым. Абдуллах сказал: «Отец этого человека был близким другом Омара ибн Хаттаба и я слышал, что Посланник Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучший способ для почитания родителей - это поддержание сыном отношения с друзьями отца»
Некоторые саляфы даже отправлялись в путешествие чтобы повидать друзей отца. Ахмад (26998) передал, что Юсуф ибн Абдуллах ибн Салам сказал: «Я прибыл к Абу Дарда когда он был болен и это была его последняя болезнь, и он сказал мне: «О сын моего брата, что привело тебя в эту землю?» или «что тебя привело?» Он ответил: «Ничего кроме поддержание уз (дружбы) которые были между тобой и моим отцом Абдуллах ибн Салаамом»
Это форма заботы о старшем в Исламе. Когда члены Мусульманского общества навещают друзей отца, они помогают вернуть старших в общество, и покончить с изоляцией которую они чувствуют, что в свою очередь оказывает влияние на социальные и психологические изменения у пожилых.

Это не похоже на то, что происходит в немусульманских обществах. Время от времени мы слышим о том что происходит там со стариками, об изоляции в которой они живут.
www.islamqa.com/ar/ref/33680

отношение к старшим

Previous post Next post
Up