Урок имама аш Шафии имаму Исхаку Ибн Рахавейхи в следовании за Сунной
Передал шейх уль Ислам аль-Ансари от Ибрахима аль-Куфи, что он сказал:
رَأَيْتُ الشَّافِعِيَّ بِمَكَّةَ يُفْتِي النَّاسَ وَرَأَيْتُ أَحْمَدَ وَإِسْحَاقَ حَاضِرَيْنِ فَقَالَ الشَّافِعِيُّ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ (وَهَلْ تَرَكَ عَقِيلٌ لَنَا من دَار) فَقَالَ إِسْحَاقُ حَدَّثَنَا يَزِيدُ عَنِ الْحَسَنِ وَأَخْبَرَنَا أَبُو نُعَيْمٍ وَعَبْدَةُ عَنْ سُفْيَانَ عنْ مَنْصُورٍ عَنْ إِبْرَاهِيمَ أَنَّهُمَا لَمْ يَكُونَا يَرَيَانِهِ وَعَطَاءٌ وَطَاوُسٌ لَمْ يَكُونَا يَرَيَانِهِ فَقَالَ الشَّافِعِيُّ لِبَعْضِ مَنْ عَرَفَهُ مَنْ هَذَا فَقَالَ هَذَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ الْحَنْظَلِيُّ ابْنُ رَاهَوَيْهِ الْخُرَاسَانِيُّ فَقَالَ الشَّافِعِيُّ أَنْتَ الَّذِي يَزْعُمُ أَهْلُ خُرَاسَانَ أَنَّكَ فَقِيهُهُمْ مَا أَحْوَجَنِي أَنْ يَكُونَ غَيْرُكَ فِي مَوْضِعِكَ فَكُنْتُ آمُرُ بِعَرْكِ أُذُنَيْهِ أَقُولُ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنْتَ تَقُولُ عَطَاءٌ وَطَاوُسٌ #306# وَمَنْصُورٌ عَنْ إِبْرَاهِيمَ وَالْحَسَنِ وَهَلْ لِأَحَدٍ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ حجَّةٌ
"Я видел, как аш Шафии в Мекке давал фетвы людям, а Ахмад Ибн Ханбаль и Исхак Ибн Рахавейхи присутствовали при этом. И сказал аш Шафии: "Сказал Посланник Аллаха: "А Акыль оставил нам какой-то дом?" (аргументируя на дозволенность наследования домов в Мекке)
И сказал Исхак: "Рассказал нам Язид от аль-Хасана ал Басри, и рассказали нам Абу Нуейм и Абда, от Суфьяна, от Мансура, от Ибрахима, что они не считали дозволенным владение домов в Мекке, и что также Таус и Ата (факихи табиины) не считали это дозволенным"
И аш Шафии сказал одному из тех кто знал его: "Кто это?"
Ему сказали: "Это Исхак Ибн Ибрахим аль Ханзали Ибн Рахавейхи аль Хурасани"
Аш Шафии сказал: "Это ты тот, о ком утверждают люди Хурасана, что ты их факих? Хотел бы я, чтобы это был кто то другой, и я бы приказал натрепать ему уши. Я говорю тебе: "Сказал Посланник Аллаха, мир ему..", а ты говоришь мне: "Сказали Ата и Таус и Мансур от Ибрахима и аль-Хасан аль Басри". А разве чье то слово может являться аргументом рядом со словом Посланника Аллаха, мир ему?"
Источник: "Замм аль калям", 400
Сказал шейх Абдур Рахман аль Хиджжи комментируя этот асар: "И это доходчивый урок от учителя своему ученику. Поэтому Исхак стал впоследствие из самых крепко держащихся за хадис ученых!"
Источник: "ат-Талик аля замм аль-калям", 2-ая кассета 01.02.00
Сказал имам аш Шафии, да будет доволен им Аллах:
لَيْسَ لِمُفْتٍ أَنْ يُفْتِيَ وَلَا لِحَاكِمٍ أَنْ يَحْكُمَ حَتَّى يَكُونَ عَالِمًا بِهِمَا وَلَا يُخَالِفُهُمَا وَلَا وَاحِدًا مِنْهُمَا وَإِلَّا فَهُوَ عَاصٍ وَحُكْمُهُ مَرْدُودٌ
"Не дозволяется муфтию, или правителю - выносить какой то хукм, пока он не будет знающим о Коране и Сунне. И он не должен противоречить Корану и Сунне, или чему-то одного из этого, а если вынесет решение и оно будет противоречить им - то он будет ослушником, а его хукм будет отвергаемым"
Источник: "Замм аль-калям", 409
Сказал "будет ослушником.." а не "будет кафиром..", если вынесет хукм противоречащий Корану и Сунне
https://www.facebook.com/abumusa.a.alasari