Ночь на 15 число месяца Шаа’бан
Вопрос: В одной из книг я прочел, что держать пост в середине месяца Шаа’бан является новшеством. В другом же источнике было написано, что пост в середине Шаа’бан является мустахабом (т.е. предпочтительным).
Каково постановление Шариата по этому поводу?
Ответ: Хвала Аллаху!
«Не имеется достоверного хадиса, даже в главах о «Фадаиле» («О достоинстве» в сборниках хадисов и т.д.) о достоинстве ночи середины месяца Шаа’бан, которого следует придерживаться. Однако в этих главах имеются хадисы, иснад которых не восходит далее, как до Табиина (представителей второго поколения). Также здесь имеются хадисы, лучшие из которых являются вымышленными или же очень слабыми. Эти сведения получили широкое распространение в большинстве стран погрязших в невежестве. В них сообщается о том, что в эту ночь записываются сроки окончания жизни людей, решается вопрос о том, кто умрет в следующем году и т.д. И поэтому не предписано Шариатом проводить эту ночь в поклонении, держать пост в этот день или же обособлять его для совершения определенных видов поклонения. И не следует обманываться большим количеством людей, поступающих подобным образом по причине их невежества.И Аллаху ведомо лучше»
Шейх Ибн Джибрин
Если человек хочет как обычно совершить ночную молитву (салят) без какого-либо дополнительного поклонения или обособления этой ночи для чего-то еще, то в этом нет ничего плохого. То же самое относится и к посту в этот день. Так, если человек постится в 15 день Шаабана наряду с 13 и 14 днями этого месяца или же когда этот день приходится на понедельник или четверг, то в этом нет ничего предосудительного, пока не станет он искать дополнительного вознаграждения за этот пост, чего не было подтверждено ни в одном из достоверных хадисов.
Аллаху ведомо лучше".
www.islamqa.com/ar/ref/8907قرأت في أحد الكتب أن صيام ليلة النصف من شعبان بدعة من البدع ، و قرأت في مصدر آخر أن من الأيام التي يستحب الصيام فيها ليلة النصف من شعبان … ما الحكم القطعي في ذلك ؟ .
الحمد لله
لم يثبت في فضل ليلة النصف من شعبان خبر صحيح مرفوع يعمل بمثله حتى في الفضائل بل وردت فيها آثار عن بعض التابعين مقطوعة و أحاديث أصحها موضوع أو ضعيف جداً و قد اشتهرت تلك الروايات في كثير من البلاد التي يغمرها الجهل من أنها تكتب فيه الآجال و تنسخ الأعمار … إلخ و على هذا فلا يشرع إحياء تلك الليلة و لا صيام نهارها و لا تخصيصها بعبادة معينة و لا عبرة بكثرة من يفعل ذلك من الجهلة ، و الله أعلم .
الشيخ ابن جبرين
فإذا أراد أن يقوم فيها كما يقوم في غيرها من ليالي العام - دون زيادة عمل ولا اجتهاد إضافي ، ولا تخصيص لها بشيء - فلا بأس بذلك ، وكذلك إذا صام يوم الخامس عشر من شعبان على أنه من الأيام البيض مع الرابع عشر والثالث عشر ، أو لأنه يوم اثنين أو خميس إذا وافق اليوم الخامس عشر يوم اثنين أو خميس فلا بأس بذلك إذا لم يعتقد مزيد فضل أو أجر آخر لم يثبت . والله تعالى أعلم .
الشيخ محمد صالح المنجد