وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا

Jun 14, 2013 22:49


Тафсир 110 айаты сур "Исра"  имама ибн Кяссира
Скачать файл полностью можно тут https://docs.google.com/file/d/0B_cPBcKzFQwtUlp4VTVnT3dXOVE/edit?usp=sharing

قُلِ ادْعُوا اللَّهَ أَوِ ادْعُوا الرَّحْمَنَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا ( 110)Перевод смысла: «Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него - самые прекрасные имена». Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим».
Всевышний говорит: «О Мухаммад! Эти многобожники отрицают атрибут Аллаха, Велик Он и Преславен,  «Милостивый», и запрещают именовать его «Милостивый»: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него - самые прекрасные имена», то есть нет разницы между призыванием его именем «Аллах». или именем «Милостивый», ибо поистине у Аллаха самые прекрасные имена. Подобно как говорит Всевышний: «Он - Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он - Милостивый, Милосердный», и до слов «У Него - самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он - Могущественный, Мудрый», сура «Сбор», 59:22-24.
И передал Макхул, что мужчина из многобожников услышал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорящего в земном поклоне: «О Милостивый! О Милостивый!», и сказал: «Поистине,  он  утверждает что взывает к Одному, а сам при этом взывает к двум». И был ниспослан Аллахом этот айат. Также было передано это ибн Аббасом, а они оба (ибн Аббас и Макхул) передали от ибн Джарира.
Относительно слов Всевышнего: «Не совершай свой намаз громко», сказал имам Ахмад: Сообщил нам Хушайм, сообщил нам Абу  Бишр от Саида бин Джубейра, от ибн Аббаса, сказавшего: Этот айата был ниспослан   когда мусульмане скрывались от многобожников в Мекке: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». Ибн Аббас сказал: Когда пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву со сподвижниками, возвышая голос при чтении Корана, то это слышали многобожники и поносили Коран, и поносили того, кто ниспослал его, и  того кто передаёт его. Ибн Аббас сказал: и сказал Всевышний Аллах пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Не совершай свой намаз громко», то есть так, что чтение его было бы услышано многобожниками, и они поносили бы Коран. «…и не совершай его шепотом» - то есть так, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не слышали бы Коран, и не могли воспринять его, а «…выбери среднее между этим».
И приводится это в обеих «Сахихах» [1], среди хадисов от Абу Бишра Джафара ибн Аййяса. Тоже самое передаёт и Даххак от ибн Аббаса, и его передаче есть добавка: «И не возвышался голос в молитве кроме как в Медине. Голос понижался в связи с этим велением, делая так как пожелал Всевышний».
Сказал Мухаммад ибн Исхак: сообщил мне Дауд бин аль-Хусайн, от Икримы, от ибн Аббаса, сказавшего: Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал Коран громко во время молитвы, то многобожники отдалялись от него и не желали слушать его. И был мужчина, который хотел слушать некоторое из того, что прочёл посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время молитвы, и смягчало его сердце слушание Корана в отличии от всех остальных. И как только он понял, что они знают что он слушает Коран, то мужчина этот ушёл, опасаясь  порицания их  за слушание Корана. И было так, что понижал свой голос посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так, что не могли слушающие его ничего расслышать. И тогда ниспослал Аллах: «Не совершай свой намаз громко» так что они покидают тебя, «…и не совершай его шепотом» - то есть так что не услышит тот, кто хочет услышать из тех, чьё сердце смягчает чтение Корана. Если ты видишь что некоторые слушают, и могут извлечь пользу из слышимого, то «…выбери среднее между этим».
Тоже сказал и Икрима. и Хасан аль-Басри, и Катада: ниспослан этот айата о чтении Корана в молитве.
Сказал Шууба ат Ашаъаса бин Абу Сулаймы, от Асвада бин Хиляля, от ибн Масуда: не пугали его те,  чьи уши слышали Коран.
Сказал ибн Джарир: Сообщил нам Якуб, сообщил нам ибн Улайя от Саламы бин Алькамы, от Мухаммада бин Сирина, сказавшего:  Было мне сообщено, что Абу Бакр во время молитвы читал Коран тихим голосом, а Умар ибн аль-Хоттаб повышал свой голос. Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакру: «Зачем ты делаешь это?». Сказал Абу Бакр: «Я беседую с Аллахом, Возвышен Он и Велик, и Он уже знает мои нужды». Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты поступил прекрасно!». Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,  Умару: «Зачем ты делаешь это?». Сказал Умар: «Я отгоняю шайтана, и разгоняю дремоту!». Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты поступил прекрасно!». После этого было ниспослано: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакру: «Немного возвысь свой голос», и сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Умару: «Немного понизь свой голос».
Сказал Ашаъас бин Саввар, от Икримы, от ибн Аббаса: Ниспослано это о мольбе (дуа). Тоже передаёт Саури, Малик от Хишама бин Урвы, от его отца, от Айши: Ниспослано это о мольбе (дуа). Тоже говорит Муджахид, и Саид бин Джубейр, и Абу Иййяс, и Макхул, и Урва бин Зубейр.
Сказал Саури от ибн Аййяша аль-Амири, от Абдуллаха бин Шаддада, сказавшего: Арабы из племени бану Тамима, когда приветствовали пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорили: «О Аллах! Надели нас верблюдами и сыновьями!». и был ниспослан этот айат: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом».
Сказали другие: сказал ибн Джарир: сообщил нам Абу Саиб, сообщил нам Хафс бин Гийяс, от Хишама бин Урвы, от его отца, от Айши, да будет доволен ею Аллах: Ниспослан этот айат о ташаххуде: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом».
И также говорит Хафс, от Ашаъаса бин Саури, от Мухаммада бин Сирина подобное этому.
И говорят другие: сказал Али ибн Абу Тальха от ибн Аббаса о словах Всевышнего: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом»: Не совершай молитву на показ перед людьми, и не произноси мольбы из-за страха перед людьми. Сказал Саури, от Мансура, от Хасана аль-Басри: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом»: «Не украшай свою молитву прилюдно, и не совершай её небрежно, молясь в тайне». Это же передал Абдурразак, от Муамара, от Хасана. И передал Хушам от  Ауфа  и Саид от Катады подобное этому же.
И говорят другие: сказал Абдуррахман бин Зейд бин Аслам о словах Всевышнего: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом»: Люди Писания читали Писание тихо, потом возглашал один из них читаемое громко, и вторили ему стоящие позади него. И было запрещено возглашать читаемое  подобно как возглашают они, и читать тихо, подобно как Люди Писания. Был установлен срединный путь между первым и вторым, который есть сунна Джибриля в молитве.

[1] «Сахих» Бухари, (№ 2722), «Сахих» Муслима (№ 446).

ибн Кяссир, тафсир

Previous post Next post
Up