طلب العلم السبيل إلى الجَنَّة

Mar 09, 2013 12:57


طلب العلم السبيل إلى الجَنَّة
Поиск знания - путь к Раю
Передано  от  Кяссира бин Кайса, сказавшего: «Я сидел с Абу Дардой в мечети Дамаска. К нам подошёл мужчина и сказал: «О Абу Дарда! Я пришёл к тебе из города посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за хадисом. До меня дошло о тебе,  что ты рассказал его от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и эта нужда привела меня к тебе». Сказал Абу Дарда: «Поистине, слышал я как пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто направится в путь для поиска знания,   того Аллах направит посредством этого   в Рай. И поистине ангелы складыват крылья в довольстве от ищущего знания. За учёного просят прощения те, кто в небесах, и те, кто на земле, и киты в пучинах вод. Превосходство учёных над прочими рабами подобно превосходству Луны на четырнадцатую ночь над прочими светилами. Поистине, учёные - наследники пророков. Пророки не оставляют в наследство ни динара, ни дирхама, а оставляют знание, и кто возьмёт его - получит великое преуспеяние».
Передали его Ахмад, Дарами, Абу Дауд, Тирмизи и ибн Маджа.

وعن كثير بن قيسٍ قال : كنت جالسا مع أبي الدرداء في مسجد دمشق ، فجاء رجل فقال : يا أبا الدرداء إنِي جئتك من مدينة الرسول صَلَّى اللَّه عليْهِ وسَلَّم لحديثٍ بلغني عنك أنك تحدثه عن رسول اللَّه صَلَّى اللَّه عليْهِ وسَلَّم ، ما جئتك لحاجةٍ ، قال : فإني سمعت رسول اللَّه صَلَّى اللَّه عليْهِ وسَلَّم يقول :
« من سلك طريقا يطلب فيه علما سلك اللَّه به طريقا إلى الجَنَّةِ ، وإن الملائكة لتضع أجنحتها رضا لطالب العلم ، وإن العالم ليستغفر له من في السماوات ومن في الأرض والحيتان في جوف الماء ، وإِن فضل العالمِ على العابِدِ كفضل القمر ليلة البدر على سائر الكواكب ، وإن العلماء ورثة الأنبياءِ ، وإن الأنبياء لم يورثوا دينارا ولا درهما وإنما ورثوا العلم فمن أخذه أخذ بحظٍ وافرٍ » .
رواه أحمد والدارِمي وأبو داود والترمذي وابن ماجه .ـــــــــــــــــــــــــ
Хороший хадис. Передал  его   Абу Дауд в «Книге о знании», (3\317, № 2641); ибн Маджа в «Предисловии», (1\81, № 223); Ахмад, 5\196; Дарами, (1\83, № 349); Тахави в «Мушкилят», 1\429; Багави в «Шарх-уль-Сунна», (1\275, № 129); ибн Хиббан, (1\289, № 88) - все они передали от Асима бин Раджаа бин Хайвана, которому сообщил Дауд бин Джамиль, от Кяссира бин Кайса.
В иснаде его Дауд бин Джамиль - слабый передатчик.
Передал его Тирмизи в «Книге о знании», (5\47, № 2682); Ахмад, 5\196- в передаче от Мухаммада бин Язида аль-Васати, сообщившего от Асима бин Раджаа, от Кяссира бин Кайса.  Дауд бин Джамиль опущен в этой цепочке.
Сказал Тирмизи: он не был связан с ними.
Передал его Абу Дауд, (3\318, № 2642) в передаче от Мухаммада бин Вазира Димашки, сообщившего от Валида бин Муслима, сказавшего: Я встречал Шабиба бин Шаибу, и он рассказал мне от Усмана бин Абу Сууда, от Абу Дарды.
Я (шейх Басма Фейсал аль-Джавабир) говорю: Шабиб неизвестный передатчик.
Сказал Багави, 1\277: «ангелы складыват крылья» - смысл в том, что они складывают свои крылья в знак почтения перед ищущим знание, как сказал Аллах, Возвышен Он и Преславен: { وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ مِنَ الرَّحْمَةِ }- «Склони пред ними крыло смирения по милосердию своему» [1], и сказал Всевышний: { وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِمَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ } «Склони своё крыло пред верующими, которые следуют за тобой» [2] о сложении крыльев.
Также говорят о сложении крыльев, что понимается под этим прекращение полёта и опускание для совершения поминания (зикра).
Относительно слов: «За учёного просят прощения те, кто в небесах, и те, кто на земле» говорится, что Всевышний Аллах внушил китам, и прочим видам животных веление просить прощение за учёных, ибо они выносят решение о том, кто из  животных  дозволен для людей, а кто запретен.
Превосходство учёных  над поклоняющимися в том, что наука приносит пользу всем творениям, в ней оживление религии и  пророческое напоминание.
В словах «кто возьмёт его - получит великое преуспеяние» - имеется ввиду обретение наследства пророков - т.е. знания.
Сказал ибн Аббас: Обучение науки в ночные часы - наилучшее их времяпрепровождение.
Сказал Катада: Двери знания охраняют люди праведные душой, и праведностью своей более достойные чем поклоняющиеся вокруг.
Сказал Шафии: поиск знания более достоен, чем дополнительные добровольные молитвы (Мухтасар «Шарх-уль-Сунна»).

[1] Благородный Коран, 17:24.
[2] Благородный Коран, 26:215.

учёные-мусульмане, учёные сунны

Previous post Next post
Up