Сегодня Пасха.
В нашей семье ее всегда отмечали, в том числе и в советское время, но для меня это был (и остался) не столько день Воскресения Бога, сколько набор обязательных и разнообразных ритуалов.
Станислав Юлианович Жуковский, "Пасхальный натюрморт", 1915 г
Во-первых, где-то за одну-две недели перед Пасхой мы обязательно ездили на кладбища - убраться после зимы, навести красоту и порядок. Пока были живы бабушка и дедушка, мы с ними ездили в будни, перед Вербным воскресеньем. А потом, когда все стали работать - уже в выходные. У нас 4 московских кладбища в разных концах города, так что обычно на это уходило два выходных. Когда я была маленькая, часто поездка на кладбище была еще и поводом для встречи моей бабушки с ее сестрой и братом. Это никогда не было печальным мероприятием, напротив - всегда царило оживление, ну и приятно смотреть, как преображаются могилы, когда убираешь все старые листья, протираешь тряпочкой памятники, посыпаешь желтым песком землю и украшаешь все новыми цветами. Мне всегда казалось, что весенняя уборка кладбищ - дает новые силы, уезжаешь, словно получив благословение своих предков.
Во-вторых, считалось, что перед Пасхой надо успеть помыть окна. Чтобы смотреть мир через промытое до блеска стекло.
Ну, а когда все уборочные дела закончены, можно приступить и к более легким и приятным.
Мы всегда красили яйца - исключительно луковой шелухой, и иногда расписывали (процарапывали иголочкой разные изображения на скорлупе - от простейших ХВ до силуэтов церквей). Сейчас тысячи вариантов покраски и этикеток, но я почему-то больше всего люблю классические, луковые. Моя бабушка еще чуть смазывала их подсолнечным маслом, тогда они красиво блестят.
Другая моя бабушка - баба Няня, как я ее звала, делала разноцветные яйца - красные, синие, зеленые, желтые. Получались очень яркие и праздничные. Она обязательно вручала нам несколько штук с собой, когда мы приезжали к ней отметить праздник. Баба Няня была очень верующим человеком, но таким, знаете, светло верующим. Она никогда никому не навязывала ни постов, ни молитв, никогда ни на что не жаловалась, просто всех любила и всем старалась помочь. Всю жизнь прожила в коммунальной квартире, в крошечной комнатке на первом этаже в Марьиной роще. Контингент там был, сами понимаете, какой. Но ее очень уважали и любили. Ни разу, ни один бандит ее не обидел, хотя она обязательно ходила на ночной крестный ход. Когда баба Няня умерла, ее соседи по коммуналке ушли в иной мир в течение года, хотя были куда моложе ее. Кто-то сразу спился, с кем-то случился несчастный случай, кто-то пропал. Ее свет и доброта словно поддерживали жизнь и порядок в жителях дома.
У нее куличи всегда были свои. Очень вкусные. Они пекла их много - большие в кастрюлях, и кучу маленьких - в консервных банках разного размера. И раздавала потом всем своим соседям и родственникам. Мне страшно нравилось, когда мне дарили такой маленький игрушечный куличик.
Мы же кулич обычно покупали. Как ни крути, чтобы его испечь по классическому рецепту, надо провести целый день дома, да еще в середине недели. Дома была только бабушка, но кондитерские изделия никогда не были в числе ее хобби. Впрочем, один раз она как-то попробовала. Мне было лет пять. Детали процесса я не помню, но яркий момент присутствовал. Тесто стояло в кастрюле под крышкой на кровати, для надежности основательно укутанное одеялом. Первые полчаса мы с бабулей по очереди смотрели, как оно поднимается (практически никак), а потом нам надоело. В общем, мы вспомнили про это тесто, когда оно не только вылезло из-под крышки, но и начало успешный наступательный поход на одеяло… Кажется, после этого печь кулич мы больше не пытались.
В субботу яйца и кулич упаковывали в специальную стеклянную кастрюлю и святили в нашей церкви на Воробьевых горах (сначала это делала моя бабушка, потом стали мы с мамой). В детстве я никогда не присутствовала при этом процессе, и первый раз ходила святить кулич лет в 20, наверное, или около того. Как и в любом древнем ритуале в этом процессе есть своя притягательность. Длинные столы, заставленные красивыми куличами и пасхами, корзинки с разноцветными яйцами, улыбающиеся друг другу люди (что в церкви вообще редкость), горящие свечи, огромная кисть, которой священник брызгает на еду и прихожан. В общем, это красиво и вдохновляюще! Единственная проблема - это ветер. На наших Воробьевых горах он дует всегда, и свечи на куличах постоянно задувает. Не говоря уже о том, что пока ты там стоишь, успеваешь здорово замерзнуть. Поэтому, когда открылся Андреевский монастырь, мы стали ходить туда. Во-первых, это ближе, во-вторых - там есть своего рода галерея внутри храма - и в любую погоду там тепло, сухо и уютно. Необычное, кстати, для храмов помещение. Подозреваю, что раньше она была предназначена для крестного хода, потому что идет вокруг внутреннего храма. Но сейчас - открыта только с трех сторон, и непонятно, была ли она раньше замкнутой.
Освященный кулич и яйца ждали воскресенья. На завтрак нужно было обязательно съесть «свяченое яичко» с кусочком кулича и сырковой массой. Мы никогда не делали из нее пасху, просто выкладывали в миску и украшали.
Пост у нас никогда никто не соблюдал (кроме бабы Няни), разве что в пятницу перед самой Пасхой мы старались не есть мясо. Но к освященным куличу и яйцам всегда относились с некоторым трепетом, примерно, как к просвирке в церкви. Да и вообще к куличу. Для меня это исключительно сакральный продукт, поэтому мне немного дико видеть, как их покупают и едят просто как кекс. Или готовят заранее «на пробу», чтобы потренироваться.
Последние несколько лет я пеку кулич сама, потому что покупные стали совсем невкусные - фактически просто белый хлеб в форме кулича. Жаль, что больше не продают тех, что в советское время назывались «кекс Весенний» - они были сдобные, сладкие и с орешками!
Всех со светлым весенним праздником! Христос Воскресе!
Показывайте ваши куличи, делитесь своими пасхальными традициями!