Со всем уважением к духовным исканиям самого разного плана во времена Серебряного века (и не только) был собран материал к выставке. Поклонники и соработники Штайнера, Блаватской, Гурджиева, похоже, не без удовольствия выражали себя в искусстве.
Многое представленное само по себе выразительно и интересно. Но как всегда, открытия нового, других имен и необычных произведений - то, что будоражит.
Нередко все же получалось так, что увиденное на выставке двигало чувства реципиентов к скепсису и даже насмешке, но совсем не злой.
Итак, Гётеанум Рудольфа Штайнера, масонские ложи, тайны и расположение духа общего в сторону Востока, в широком смысле
Маргарита Сабашникова «Тайная вечеря»
какая замечательная
Рисунки Андрея Белого, любопытные
штандарты обществ масонских
и воссоздание эвритмических фигур Штайнера и Эдит Мэрион в виде мини-скульптур
было увлекательно смотреть на них и фантазировать немного, в театральном ключе
Видео-материалы
по гурджиевским «Сакральным танцам и движениям»
Вторая половина выставки должна была бы быть о мистиках, проживающих в Советском государстве, по логике, но на самом деле, небольшой ряд картин среднеазиатской группы художников - это ряд картин не только о мистике и духовности.
Например, Даниил Степанов «Мальчик бача» год создания работы - 1928 (как и у работы Сабашниковой). Посыл и вызов - понятный, но к мистике и исканиям тут нить не протягивается. И к белым снам тоже. Картина - красивая.
Александр Николаев (Усто Мамин)
похоже на Петрова-Водкина манерой, мне кажется
Скульптуры Исаака Иткинда
деревянные
А вот такие вещи как раз волнительны и в тему
Сергей Калмыков
рада была узнать о нем
Еще новое - художники Амаравеллы
Петр Фатеев, удивительный и прекрасный
И вот стихотворение А.Белого полностью
Сердце вещее радостно чует
призрак близкой, священной войны.
Пусть холодная вьюга бунтует -
Мы храним наши белые сны.
Нам не страшно зловещее око
великана из туч буревых.
Ах, восстанут из тьмы два пророка.
Дрогнет мир от речей огневых.
И на северных бедных равнинах
разлетится их клич боевой
о грядущих, священных годинах,
о последней борьбе мировой.
Сердце вещее радостно чует
призрак близкой, священной войны.
Пусть февральская вьюга бунтует -
мы храним наши белые сны.
Февраль 1901
мне кажется, кураторы фразу про белые сны вырвали из контекста, и стих говорит нам вовсе не о том, но пророчествует, так и есть.