"Мистерия высокого давления"

Dec 27, 2019 12:27

21 декабря, в один из дней зимнего солнцестояния, на территории завода энергетического машиностроения в городе Чехов (Московская область) был представлен site-specific спектакль в трёх действиях «Мистерия Высокого Давления».
В старинные времена в самую длинную ночь в году на европейских землях и среди славян проводился праздник рождения Солнца, обряд возрождения солнечного Короля, дарующего свет и жизнь, Коляда. Древние разжигали костры, чтобы согреть землю, благословляли деревья и будущий урожай.
Внешняя обрядность Коляды, Йоля и т.п. ведет свою историю от древнего Рима. Греко-римские мимы, их последователи, шпильманы и скоромохи, ряженые представляли на площадях древних городов и в деревнях  историю рождения огня и жизни



Так и теперь, творческая бригада под руководством режиссера-постановщика Юрия Квятковского разыграла миф зарождения огня в рамках мистериального действия, создав новый, серьезный и впечатляющий творческий продукт в пространстве завода-поставщика трубопроводной арматуры высокого давления.
Это оказалось традиционно, символично и современно.
Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ» вот уже 70 лет разрабатывает и производит трубопроводную арматуру для энергетики, в том числе ядерной, нефтегазовой, химической и других отраслей промышленности, без которых жизнь современного общества невозможна. История завода - архетипична для советской истории, она была наполнена собственными ритуалами, в том числе стахановским трудом «высокого давления» и немалого напряжения.
Грандиозное пространство двух цехов завода, в которых разворачивалось действие «Мистерии» - само по себе готовая декорация и  идеальная сцена.
Полое тело цеха использовалось командой Юрия Квятковского и проектным бюро «8 линий» как модель-заготовка, в которую влилась текучая сталь и подвижные формы спектакля. Он включил в себя музыку, вербатим, театр, танец, лазерное шоу, инсталляции. А также организацию просмотра для зрителей, которые все же не были полноценными участниками действа.  Проводники разводили группы восторженных реципиентов по залам, в каждом из которых была настроена своя оптика, и творилась своя история.
В качестве увертюры  прозвучала композиция для голоса и станка, в которой для звукоизвлечения использовался продукт завода, преобразованный в музыкальный инструмент.
Вербатим в «Мистерии ВД», который кстати, изначально, в России оказался связан с промышленной темой (первый русский вербатим-спектакль - «Угольный бассейн») включил в себя видео-интервью крановщиц предприятия. Почему не токарей-фрезеровщиков, образ которых так привлекателен на картинах соцарта? Пименова, например.



А всё потому, что ЧЗЭМ был создан в сентябре 1942 года, шла война, мужчины ушли на фронт, так что у станков, в тяжелых условиях, работали женщины, создавая новый мир энергетического машиностроения России. Героини, которые в финале спектакля вышли на финальный поклон.
Театральные эпизоды не включали новые формы взаимодействия со зрителем: все сцены учитель-ученик,



контролер-токарь-цеховой-домовой,



бригадир-любовь-секс-сверхзадача,



микро-бригада за новогодним столом



- это было скорей кинематографично. Нарезка из виртуального архива производства. Монтаж, которые не соединил эпизоды, а разнес их во времени и пространстве. Зрителей при этом катали вдоль помещений-эпизодов безмолвным грузом будто б в вагонетках с плоским дном в виде платформы.
В финальном эпизоде - совершенно кульминационное по духу и зрелищности шоу с актерами-акробатами, в том числе на подвешенных конструкциях, полу-тантрическим балетом, в котором богиня-сталь, а может огненная дева с пульсирующим ритмично телом поддерживалась танцорами в спецовках.  На вилончели играл музыкант во тьме, в очках  и в шапке, струился дым, наблюдалась непростая игра света, и лазерные лучи не в глаз, а в бровь- все это вместе возымело сложный эмоциональный эффект. Вообще, возможности подобного цехового оборудования  и дельной сценографии -  мощное орудие для производства впечатлений.





Наверное, печенье с грибами псилобицина, которое использовалось в подготовке сознания к мистическому воприятию мистериальных торжеств древних новогодних празднеств, уступит в силе преобразования и передачи энергии такому site-specific спектаклю.

Поставить бы ему  почетный пятигоульник - гарант надёжности изделия ЧЗЭМ  в советские времена.



за новогоднее чудо - незабываемое посещение этого крутейшего проекта благодарю Михаила
tushinetc и сообщество
moscultura

Москультура, Театр, жизнь и ее праздники

Previous post Next post
Up