Занимаемся с малышом. Развивающие игры с ребёнком до года

Dec 21, 2012 11:05



Друзья, всё взято с разных детских сайтов. Увы, писать о важности развивающих игр от себя нет времени. Зато интересная подборка получилась. Конечно, это лишь малая часть игр для малыша, но вдруг кому-то пригодится :) К нижеприведённому списку добавлю лишь то, что важно малышу читать каждый день книги (сказки в прозе и стихах, легенды, былины, рассказы, детские стихотворения - разные жанры), давать слушать классическую музыку, этническую музыку, мантры, можно джаз (главное, не рок и не попсу, а спокойную, умиротворяющую, гармоничную музыку), показывать развивающие карточки с изображением животных, растений, фруктов, овощей, природных явлений, планет - всё, что найдёте в магазине, а также показывать ребёнку буквы и цифры. По крайней мере мы это делаем с первых месяцев жизни Серафимки. Итак, приступим...

В том, что интеллектуальные и иные способности детей требуется специально развивать при помощи игр и занятий, уже никто не сомневается. Вопрос заключается в другом - с какого возраста надо начинать заниматься с малышом. Последние исследования свидетельствуют в пользу раннего развития - дети, с которыми родители активно занимались до года, впоследствии показывали хорошие результаты. У них быстрее происходит развитие интеллектуальной сферы, быстрее протекает процесс запоминания нового материала, они любознательны. Дети, у которых развивали ловкость, быстроту реакции, подвижность, достигали хороших результатов в спорте, были более выносливыми и здоровыми.
Игры для детей до года в первую очередь призваны, развлекая, провоцировать  у ребенка развитие составляющих интеллекта - внимания, памяти, ловкости, умения анализировать простейшие действия, координацию движений. Стоит помнить, что для детей до года верно то, что развитие двигательной активности и мелкой моторики рук теснейшим образом связано с развитием головного мозга, интеллекта и любознательности, которая в свою очередь лежит в основе тяги к познанию
Главное - развивающие игры детей до года должны быть разнообразными, короткими, веселыми, ни в коем случае не утомлять ребенка и не напоминать занятия. Это должна быть в первую очередь игра. Помните, что для малышей до года развивающие игры не должны длиться долго. Но зато можно играть, сменяя одну игру другой - дети любят разнообразие. После года игры усложняются и становятся более длинными.

Игры для развития речи, координации движений, мелкой моторики, внимания и логического мышления

Открой и закрой
Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками, различных по форме и цвету. Предложите ему открыть все баночки и потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы ребенок крутил крышку, а не банку.
Самодельный шуршащий мешочек
Для этой игрушки понадобится сшитый или уже готовый тканевый мешок произвольного размера. Внутрь кладем шуршащую бумагу или целлофан. Малыш с удовольствием теребит такой мешок, извлекая понравившиеся звуки. Мешок можно подвесить и ребенок будет бить по нему ножками. Если мешок сделать из яркого красивого материала, то он вдвойне понравится малышу
Несколько небольших мешочков, наполненных разными крупами, шуршалками, звенелками можно повесить в ряд вдоль бортика кроватки и ребенок будет их с удовольствием изучать. Но перед тем, как дать ребенку эту игрушку, нужно убедиться в том, что содержимое не просыплется. Мешок нужно надежно завязать или, еще лучше, зашить.
Называем части тела
- Посадите малыша к себе на колени. Дотрагивайтесь различных частей его лица и называйте их.
- Дотрагивайтесь до носа ребёнка и произносите: «Это носик Ванечки» (имя ребёнка)
- Дотрагиваясь до щеки ребёнка, произносите: «эта Ваничкина щёчка». Повторите так несколько раз.
- Затем возьмите руку ребёнка и дотроньтесь ею до своего носа и щеки. Когда его рука коснётся вас, скажите: «Это нос мамы», «Это щека мамы».
- Если вы начнёте дотрагиваться и называть всего две черты лица, ребёнку будет гораздо легче понять и запомнить эти слова.
- А теперь спросите ребёнка: « Где твой нос?» Положите его руку на нос и скажите: «Вот он!» Повторите так со всеми названиями, которые с ним уже разучивали.
В какой руке?
- Спрячьте в руке какую-нибудь маленькую игрушку.
- Откройте руку и покажите её ребёнку. Затем опять закройте.
- Спросите у малыша: «Где (название игрушки)?
- Откройте руку опять и покажите игрушку ребёнку.
- Используйте другую руку, повторяя игру.
- Вскоре ребёнок начнёт хватать вашу руку, пытаясь сам достать игрушку.
- Эта игра учит детей понимать, что предмет, помещённый куда-то, не исчезает.
Мелкая моторика. Разверни игрушку
- Заверните несколько мелких игрушек в мягкую бумагу или фольгу.
- Возьмите одну завёрнутую игрушку и покажите, как нужно разворачивать. Покажите развёрнутую игрушку, рассмотрите её.
- Дайте ребёнку завёрнутые игрушки и попросите развернуть их. Он обрадуется, когда увидит игрушку. Он даже захочет поиграть с ними.
Фотоальбом
Покажите малышу семейные фотографии, называя, кто изображён на снимке: мама, папа, бабушка, сам ребёнок...
Сказка перед сном
Придумайте сами сказку для ребёнка, в которой будет фигурировать его имя. В сказке должны упоминаться дела, в которых участвовал ваш ребёнок в течение дня.
Вот пример такой сказки - истории:
Когда-то в давние времена жил чудесный маленький мальчик (имя вашего ребёнка). Он любил играть с (перечислите несколько любимых игрушек малыша). Иногда он шёл гулять на улицу, где видел птичек и ходил по траве. В обед он ел суп и пюре, а потом пил молоко. Каждый вечер перед сном  мама (папа) купала его и много раз целовала. А потом укладывала спать в кроватку .И он закрывал глазки и засыпал.
Используйте имя ребёнка в сказке как можно чаще.
Звучащий рот
Подражайте звукам, которые издаёт ваш ребёнок. Это предоставит вам прекрасную возможность пообщаться друг с другом.
Попробуйте следующие действия:
Поцелуи с чмоканьем.
Цоканье языком.
Щёлкните языком.
Произносить «чи-чи» и шипящие звуки.
Надувать щёки и дуть.
Говорить «буб-буб», щёлкая по верхней губе указательным пальцем.
Игра с ложками
- Дети любят стучать ложками по поверхностям или друг о друга.
- Дайте малышу деревянные ложки и покажите, как они стучат по разным поверхностям - по столу, по полу, по газете и так далее
- Дайте две металлические ложки и покажите, как они стучат друг о друга и по всем другим поверхностям.
- Предложите малышу самому постучать ложками. Когда он это сделает, весело похвалите его.
- Дайте ребёнку небольшую кастрюлю и покажите, как мешать в ней ложкой. Это очень полезно для координации рук и зрения.
Какая это игрушка?
- Поставьте перед ребёнком три любимые игрушки, у которых названия состоят из одного слова. Например, мяч, кукла, кубик.
- Поднимите мяч и назовите его.
- Поднимите куклу и назовите её.
- Поднимите кубик и назовите его.
- Затем попросите малыша поочерёдно взять мяч, куклу, кубик.
Возможно, малыш не сразу правильно выполнит задание, не волнуйтесь. Повторите игру несколько раз. Ребёнок обязательно научится ассоциировать слово с предметом.
Волшебная коробочка
Эта игрушка особенно нравится малышам. Делается очень просто. Не раз выручала мам, когда им необходимо было срочно заняться своими делами. Но для того, чтобы эта игрушка действительно стала палочкой-выручалочкой, необходимо учесть следующее:
- прятать и не показывать ребенку коробочку до тех пор, пока она не станет действительно необходимой;
- дать понять малышу, что эта коробочка очень нужна самой маме, а лучше - папе;
- время от времени менять ее содержимое;
- в коробочке ни в коем случае не должно лежать острых и вообще опасных для ребенка предметов.
Как сделать: берем коробку от обуви (лучше побольше) или какую-нибудь другую. Обклеиваем ее красивой бумагой. Вырезаем в крышке дырку (такую, чтобы туда пролезала рука ребенка с запасом и предметы, которые мы собираемся в коробочку положить). Приклеиваем крышку. Все. Теперь кладем внутрь разные предметы. Пример того, что может быть в коробку: расчёска, бусы, браслет, футляр, ложка...
Игры в ванной. Поймай игрушку
- Дети любят играть в воде. Они могут учиться наливать и выливать что-то в тазу.
- Покажите ребёнку ,как надо из ковша выливать воду в таз.
- Дайте ребёнку сито, пусть он посмотрит, как выливается вода через него. Дайте малышу поэкспериментировать с ситом и ковшом, чтобы он почувствовал разницу.
- Пустите в таз маленькие плавающие игрушки. Пусть малыш попробует выловить их ковшом или ситом.
- В этой игре, в добавление к развитию координации зрения и рук, ребёнок получает представления об объёме.
Пальчиковая гимнастика
Есть множество веселых игр с пальчиками - из пальчиков делаются предметы: очки (большой и указательный пальцы соединяются в круг), домик, собачка, флажок, лодка, птица и так далее. Сначала пальчики малышу ставит мама, по ходу игры можно рассказывать подходящее по смыслу стихотворение. Потом к постановке пальцев присоединяется движение - «лодочка» плывет, «птица» машет крыльями. Ребенок учится управлять ручками, развивается координация движений, мелкая моторика, а заодно внимательность. Начинать играть пальчиками можно с 5-6 месяцев.
Мешочек с сокровищами
Сложить в мешочек пуговки разного размера, кусочки ткани разной фактуры, фигурки из разных материалов(деревянные, пластиковые, металлические), фасолины, различные мелкие предметы. Пусть ребенок запускает туда ручку и перебирает их, учится отличать наощупь материалы, форму.
Дотянись. Учимся ползти
Перед малышом ставится неваляшка - он пытается дотянуться до нее. Удалось - неваляшка издает звук к радости малыша. Если не получается - не надо доводить дело до расстройства - незаметно подтолкните игрушку к ребенку. Игра подходит для детей, которые начинают переворачиваться и предпринимать попытки ползти.


Потешки для массажа, зарядки, игры или просто развлечения

1. Разденьте ребенка, положите его на кровать, лаская и поглаживая приговаривайте:
Потягушечки,
Порастушечки!
Поперек толстушечки!
Руки - хватушечки,
Ноги - бегушечки.
Потягунюшки,
Порастунюшки!
В ножки - ходунушки,
В роток - говорок,
А в головку - разумок.
2. Катая малыша по подушке, приговаривайте:
Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.
Тюшки, тютюшки!
Веселы ли, душки?
Подниму дочушку
На крутую горку,
Бух! Покатились -
С горки свалились.
3. Легко постукивая по подошвам, приговаривайте:
Токи, токи, тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у (имя ребенка)
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ, топ, топ, топ -
Приехали!
4. Постукивая в такт кулачками ребенка, приговаривайте:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки-вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.
5. Качая малыша из стороны в сторону:
А ту-ту-ту-ту!
Не вари кашу круту,
Вари жиденьку,
Корми Митеньку.
6. Умывая малыша:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
7. Положите малыша на спину. Подтягивая малыша за ручки в положение сидя, приговаривайте:
Вот такая (ой) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такая (ой) расти,
Нам на радости.
Кыши, кыши,
Расти (имя ребенка) выше,
Расти (имя ребенка) выше,
До хором, до крыши.
8. Поворачивая голову малыша из стороны в сторону:
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай,
Головоньку - валяй, валяй!
9. Посадите ребенка на диван с опорой. Взяв его ручки в свои, учите малыша хлопать в ладоши, приговаривая в ритм:
«Ладушки-ладушки,
Где были?» -
«У бабушки».
«Что если?» -
«Кашку!».
«Что пили?» -
«Бражку».
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
10. Посадите малыша к себе на коленки, возьмите его ручки в свои. Приговаривайте, расправляя руки в стороны, а затем сдвигая перед собой:
Тяни, тяни,
Холсты  просты,
Потягивай,
Поперек подкладывай.
Тяни холсты -
На покроичку.
Тяни холсты
На рубашечку.
11. Посадите малыша на колени лицом к себе. Покачивая малыша к себе и от себя, приговаривайте:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу.
Щучки - в кучки,
Плотички - в полички.
Один ершок -
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(Имя ребенка) накормлю,
Спать уложу.
12. Удерживая малыша под мышки, поставьте его на твердую опору. Поднимайте малыша вверх и вниз и приговаривайте:
Дыбочки, дыбок,
Скоро (имя ребенка) годок.
А (имя ребенка), попляши!
Твои ножки хороши,
Еще нос сучком,
Голова пучком.
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок.,
По водичку пошел,
Молодичку нашел:
Целовал, миловал,
Да к себе прижимал.
13. Подбрасывая малыша на коленях, делают вид, что роняют. Приговаривают в ритм движения:
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
Бултых в ямку!
На молоденькой лошадке -
Трюх, трюх, трюх!
А на старой да на кляче -
Бух!
Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой -
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму - БУХ!
Хорошая дорога,
Хорошая дорога.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком -
Бух в ямку!
Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Бух в ямку!
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Детки на телятках,
Внуки на козлятках.
14. Ласково трогая малыша за носик, приговаривают:
«Чей нос?» -
«Мокеев».
«Куда едешь?» -
«В Киев».
«Что везешь?» -
«Рожь».
«Что возьмешь?» -
«Грошь».
«Что купишь?» -
«Калач».
«С кем съешь?» -
«Один (одна)».
«Не ешь один! (потянуть за нос)
Не ешь один!»
15. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка и приговаривают:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ-топ!
Глазками - хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!
16. Перебирая пальчики малыша, ласково приговаривают:
«Пальчик-мальчик,
Где ты был?» -
«С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил.
С этим братцем
Песни пел».
17. Малыша, который учится ходить, манят к себе и приговаривают:
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ-топ.
18. Качая малыша на своей ноге:
Анна Петровна
Поехала по бревна.
Запнулась за пенек,
Простояла весь денек.

19. Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку
Посадила в уголок
Дала сладкий пирожок.

20. Ай гу-гу, ай гу-гу
Не кружись на лугу
На лугу-то лужица
Голова закружится
Прямо в лужу упадёшь
Мокрый к ужину придёшь!

21. Солнышко-ведрышко
Выгляни в окошечко
Солнышко, нарядись
Красное, покажись
22. Дождик -дождик
Полно лить
Малых детуше
Мочить
23. Радуга-дуга
Не давай дождя
Давай солнышка &mdash
Колоколнышка!

24 Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок.
Рано утром на заре
Гони стадо к реке.
Овечки в речке умываются,
Барашки в овражке бодаются,
Козочки у лозочки поскакивают,
Гусывьки в луженьке покрякивают,
Коровки у дубровки помыкивают,
Конички у горочки побрыкивают
25. - Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить
26. Петушок, петушок
Золотой гребешок
Маслена головушка
Шелкова бородушка
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь
Деткам спать не даешь
27. Привяжу я козлик
К белой березке
Привяжу рогатог
К белой березке, &mdash
Стой, мой козлик
Стой, не бодайся
Белая березка
Стой, не качайся

Прекрасные потешки на все случаи жизни

воспитание ребенка, дети

Previous post Next post
Up