Видимо мало показалось югославам фильмов про своих бравых партизан, снятых самими югославами, так вот добавили ещё и "кооперационный" взгляд на эту тему, эдакий советско-молдавский ракурс, ага. Режиссёрами выступили оператор из СФРЮ Петкович и товарищ Валериу Жереги из МССР, показавшийся мне любопытным лишь своим ростом в "кинопоиске" - 1.30 м. Югославы, походу, отвечали в фильме за одёжу (знаменитые их пилотки), за мужиков с усами и за военный экшин (без знаменитого взрыва моста не обошлось). "Советские", надо полагать, отвечали за глубокий внутренний мир персонажей и душевный надрыв, женский контингент, а также (чисто по молдавски) за музыку Евгения Доги (довольно мутную на этот раз), непрерывное лошадиное ржание и наличие в кадре этих самых лошадей (чисто по-цыгански).
Основной темой фильма является исследование процесса усиленного проявления как положительных человеческих качеств, так и сугубо отрицательных у жителей югославской глубинки в условиях войны и где-то даже войны гражданской, а также через призму семейных ценностей и здоровья нации. Короче - про плохих и хороших югославов и югославок. Хорошие - естественно партизане (с примкнувшим к ним советским офицером), а плохие (на этот раз и кажется впервые на экране) некие "Летичевцы", пронемецко-фашистские сербские военизированные формирования, а также пара-тройка очень несознательных "гражданских". Немцы были эпизодны, нейтральны и малочисленны.
С точки зрения "военного кина" фильм показался рядовой безделицей не от "большого ума", а "житейско-психологические" аспекты местами были любопытны (и забавны, впрочем). Ну и имели место попытки (весьма эпизодические) по глубоким актёрским "погружениям в персонажей".
[Кратенький экскурс]Энергическое начало. Артист Проскурин (в роли пленного русского офицера) сбегает с фашистской баржи методом плытья.
Но ему не повезло, поймал его экипаж "летического" бронепоезда, присланного для борьбы с партизанами. Странные понятия у молдаван о бронепоездах.
Но когда пленных повезли в райцентр на дрезине, встретился им лютый партизан Миле Окати, который был славен тем, что мочил всех налево и направо не рассусоливая. Так вот благодаря ему Проскурин оказался среди повстанцев.
Кстати, вот этот сутулый дрищ тоже очень страшный человек. Светозар Сикулич подрабатывал тем, что стрелял партизан, а за ихние уши ему давали премиальные.
На семействе Сикуличей давайте остановимся, ибо о них речь в фильме в основном. Вот глава семейства - отец.
Он в шестьдесят лет привёл в дом молодую жену, вдову стрелочника и лекаршу-гомеопата, в исполнении артистки Полищук. Но её в семье Сикуличей невзлюбили.
Особенно жена того страшного и сутулого сына отца. Он, кстати, был ещё и импотентом, ко всем своим "достоинствам", поэтому она сама на тестя глаз ложила, пока Полищук эта не припёрлась.
Хотя на счёт сисек я бы предпочёл рассмотреть внимательно вот этого персонажа. Это кажись дочь отца, сильно набожная потаскуха. Как оказалось в исполнении одного из советских секс-символов - Елены Кондулайнен.
Ну и чтобы закончить с Сикулическими женщинами и вообще этой семьёй, упомянем жену младшего сына - Евгению Симонову, к сожалению этой хорошей актрисе играть было практически нечего.
Так как в семье было напряжение, то отец с новой пассией ушел в партизаны. Младший сын пытался его отговорить, ибо при немцах козырнее быть сыном "кулака", чем сыном партизана, но тщетно.
Из забавного. Если показывали партизанский лагерь, то обязательно была такая общая сцена - бойцы строем идут, а навстречу скачут ржущие конные партизаны. Обязательно!!! А ещё каждая собака знала где эти партизаны базируются, но не глупые враги со своим глупым бронепоездом.
Ну давайте уже про войну маленько. Проскурин (который был назначен главным военным специалистом в партизанском отряде) разработал гениальный план операции по ликвидации всех врагов в округе.
Для этого надо было взорвать мост.
И отобрать бронепоезд.
В этой освободительной битве символически погибнут самые "страшные" персонажи с обеих сторон.
Победа!
А потом кто-то к новым подвигам и свершениям.
А кто-то обратно к мирной жизни.
Молдова-фильм, Филм данас Реж. Александар Петковић, Валериу Жереги Сцен. Игорь Болгарин, Zivojin Pavlovic Акт. Милан Пузић, Мирољуб Лешо, Светозар Цветковић, Виктор Проскурин