Сегодня в руки попала электронная копия интересного документа, который хотя и разослан всем республиканским министерствам и ведомствам и, не имеет грифа ограничения распространения, но все же не доведен до населения. Но этот документ может привести к социально-экономическому кризису.
Это все равно проводить испытания ядерной бомбы, не предупредив население.
Признаться, когда писал
прогноз на 2013 г. для Дагестана, не знал что разрушение пойдет так быстро, хотя наверно, должен был понимать это.
По моим источникам информации, Кремль не сокращает наш бюджет, это региональная инициатива. Но тогда причин «замораживания» может быть несколько:
А) Абдлатипов Р. действительно считает, что принятый в прошлом году бюджет некачественный и способствует расхищению и его надо срочно пересмотреть. В подтверждение этому можно также привести слова нового спикера НС РД, который на прошлой сессии вслед за лидером фракции «Патриоты России» заявил о том, что так как принимали у нас бюджет, это граничит с уголовным деянием. Правда, получается, что этот же состав Народного Собрания будет вносить изменения в действующий бюджет, который они сами и приняли. Фактически, сами себе вотум недоверия заявят;
Б) Новые группы влияния пытаются перекроить бюджет под себя, оттесняя конкурентов от «кормушки»;
В) Останавливая, пересматривая и сокращая расходы бюджета по статьям, которые чаще всего становятся объектом «распила», пытаются ослабить финансово-преступные группировки подпитывающиеся из бюджетов всех уровней;
Г) Урезая расходы, мы решаем вопрос дефицита, а, следовательно, улучшаем внешние показатели политической команды Абдулатипова Р.. На мой взгляд это вариант более реален, т.к. в письме речь идет о том, что не просто приостанавливаются расходы, а в дальнейшем ожидается секвестирование расходов. И такое уже пытался делать М.Алиев, став президентом.
Для меня, как человека, разбирающегося в экономике хуже студента экономического факультета ДГУ, интересны больше социальные последствия этого сокращения. Ведь социальные законы работают также как и законы физики при испытании ядерной бомбы, неумолимо и беспощадно.
Ведь очевидно, что если сократятся бюджетные расходы, то сократятся количество товаров, услуг и работ, что приведет к увеличению безработицы. Сожмется не только легальная, но и теневая экономика. К примеру, строительные бригады, которые никогда не стояли на учете в налоговой инспекции, но зарабатывали на стройках получая деньги в тени, потеряют работу, а, значит, не смогут прокормить семьи. Идти в легальную экономику с увеличением социальных выплат и налогов просто бессмысленно, тем более что там, скорее всего увеличится конкуренция. Дагестанские базары скорее всего тоже сократятся из-за падения потребительской способности.
Люди вспомнят те «хорошие» времена, когда в селе были деньги только у тех, кто работал на госслужбе либо имеет пенсионеров или инвалидов в семье.
И это все после странного финансово-банковского кризиса, который прокатился по Дагестану. К тому же есть информация, что те деньги, которые люди вбухали в «пирамиды», совокупный объем которых эксперты оценивают до 60 млрд. рублей, вывезены за пределы дагестанской экономики. То есть огромная доля наличных денег уже пропала у людей.
Восполнить эту «дыру» можно было бы увеличением отходничества, но в нынешней обстановке, выезд на заработки за пределы Дагестан ограничен создаваемыми националистической политикой барьерами. Наоборот, тех. кто даже уже осел за пределами родины, будут сгонять обратно. Ведь нам не рассказывают в подробностях, что вскоре в России будут только 30-50 городов с нормальным уровнем жизни, т.к. на большее денег не хватит, а все остальные, в лучшем случае, будут связаны хорошими дорогами. И тот всплеск национализма, политики «чужизма» это строительство культурных барьеров, границ, для защиты тех самых 30-50 городов. Как сказал, назвал это мой знакомый - социальный фашизм.
Интересно отметить, что "замораживание" может привести к параличу систему республиканского государственного управления. То есть госслужащие будут получать деньги за то, что будут сидеть на работе, но они ничего не будут делать, так как на это им не разрешают тратить деньги. Не все ясно что будет творится с муниципальной властью.
Безработица и безденежье не ведут к укреплению правопорядка. Увеличение количества доли молодежи при одновременном снижении социально-политических показателях приводит к революциям.
Как мы видим власти не готовят людей к реформам, они их проводят как шоковую терапию. Учитывая прошлые телевизионные проекты нынешнего пресс-секретаря врио президента, следовало бы предположить, что такие реформы будут сопровождаться большой разъяснительной агитацией в республиканских СМИ, но этого пока не происходит. Дагестанцам никто не объясняет, что придется больше работать и меньше получать. И как сказал один мой товарищ, молодым людям не объясняют, что такое экономика, им говорят, что кто-то украл их деньги и надо взять оружие в руки и отобрать свое.
Фактически это обратная сторона той ловушки, когда Дагестан закидывали финансами с целью создания рабочих мест, а в итоге это приводило к неуемному воровству и увеличению теневой экономики, с которой вырастали НВФ. Теперь денег нет то это тоже приведет к увеличению преступности, правда уже не НВФ, а к корыстным преступлениям.
Уже сейчас, эксперты отмечают, что дагестанская охранительная система ориентирована только на борьбу с экстремизмом и терроризмом, тогда как охрана собственности граждан отошла на второй план. То есть в случае увеличения корыстных преступлений по причине социально-экономических проблем из-за секвестрования бюджета, наша охранительная система даже не сможет сдержать этот натиск, так как не обращает на это внимание.
Также следует отметить что парализованная система государственного управления не сможет проводить профилактику и антипропаганду экстремизма и терроризма, так как финансирование соответствующих мероприятий и агитационных материалов не относится к первоочередным и обязательным и соответственно, будут заморожены. Даже на проведение 9 мая нельзя будет получить финансирование. Я уже не говорю о том, что не будет выполнятся программа о финансировании религиозных организация,которая предусматривает траты с бюджета Дагестана в размере 42 млн.руб. в год. Интересно что будет творится в идеологическом полое Дагестана, после такого ядерного взрыва в финансовом поле.
В итоге получается, что борьба за прозрачность и чистоту бюджета, хороший финансовый имидж республики и стремление увеличить собственные политические показатели команды врио
президента. Могут привести к тяжелым социально-экономическим последствиям.
Но возможен и положительный вариант.
Надо отдавать себе отчет, что капитальный ремонт без разрушения не бывает.
Возможно, что Центр пойдет на увеличение финансирования Дагестана по формуле «Деньги в обмен на фин.дисциплину». Есть также вариант того, что расходование может быть увеличено через государственные программы, на подобие грантов, за которые придется дагестанским чиновникам сражаться либо чемоданами с откатами, либо увеличением качества подаваемых заявок и ужесточения отчетности. Кстати, об этом говорил Абдулатипов Р. в Народном собрании при представлении его на пост врио:
«Я проверил, в федеральном бюджете есть 42 программы. Я буду беседовать с каждым нашим министром. Если вы не участвуете в этих программах, то лучше не приходите, а напишите заявление. Это все нужно использовать.»
http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=28775 Возможно власти добьются увеличение минимальных размеров платежей в социальной сфере поднимая их до уровня других регионов.
Но, опять же эти все реформы не возможно провести без грамотного управления силами охранительных органов и без осмысления социально-политических угроз, и не работая с населением. Именно в такие моменты важно проводить гражданское просвещение, а не политическую агитацию о пользе отдельно взятого руководителя.
Конечно, как я уже писал,
дагестанцы это такой народ, который может выдержать любой ядерный взрыв и еще будут снимать его на телефон, чтобы выложить в Интернете. Но всему есть предел. Без развитой системы гражданской обороны население может не выдержать ядерных ударов по экономике Дагестана и очень сильно обидеться на испытателей.