В Дагестане, также как и в других субъектов СКФО, кроме Чечни решили провести реформу, которую все чаще называют зачисткой. Но так уж повелось в нашей стране, что все реформы, которые проводит власть, будь-то денежная или политическая реформа, всегда похожи на шоковую терапию - они неожиданны для населения. Вот и в этот раз практически никто ничего не знает, что будет и как.
Республиканские СМИ пишут о всеобщей поддержке населения нового временного руководства и высоких медиарейтингов, иные же СМИ просто недоумевают. При этом пока все обсуждения политики властей касается только кадровых вопросов. Не хватает главного - хоть какого-то мало-мальски генерального прогноза, плохого или хорошего.
Вот и я решил попробовать себя на этой ниве. Все равно я не профессионал, выводы мои будут соответствующие, поэтому критику не просто не боюсь, а наоборот ожидаю.
Поэтому представляю вам свой небольшой, сразу скажу, очень негативный прогноз на этот год.
Политика.
Я уже устал это доказывать, но повторюсь снова: в Дагестане не меняли даргинца на аварца или Магомедова на Абдулатипова, в Дагестане начали демонтаж политической системы, также как это сейчас произойдет в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Москве надоело считаться с местными князьками, она хочет иметь дело только с одним человеком в регионе. Практически все основные действия Абдулатипова это шаги в рамках одного генерального плана, утвержденного в прошлом году. Если он не справится. Ему помогут или заставят его следовать плану.
Один из главных генеральных пунктов этого плана - это разрушение системы власти на республиканском и местном уровнях, чтобы построить новую систему. Недавно сформированное правительство это правительство «лишь бы было», о чем сам и говорит Абдулатипов.
Следующим шагом в этом направлении станет тотальная проверка Дагестан на коррупцию, масса уголовных дел. Для чего одновременно из Москвы выезжают и уже выехали проверяющие и следственные органы.
И, наконец, одно из самых опасных решений, это закрытие Дагестана. Скорее всего, в этом году введут дополнительный контингент войск. Это связано и с проблемами международного характера. Это повлечет массу последствий, и хороших и плохих.
Вот эти политические шаги позволяют мне начать строить версии о дальнейшем развитии ситуации в Дагестане.
Кадры решают все
План «зачистки» имеет целью построение вертикали. Это значит, что уйдут те времена, когда главы муниципальных образований, кто бы они не были, позволяли себе заниматься общереспубликанской политикой, делать какие-то там заявления и тому подобное.
Ни о каких свободных выборов на местном уровне тоже не будет идти и речи. Политическая необходимость выше воли избирателя, который, как мы знаем ничего не понимает в политике и сам не знает чего хочет. Тем боле что с увеличением количества лиц придерживающихся «нетрадиционного Ислама» вероятность победы на местном уровне выходца из среды таких «нетрадиционалистов» увеличилась, что Кремль не допустит.
Ни о каком привлечении во власть свободомыслящих типа бизнесменов или молодых активистов НКО тоже не идет речи, близко не подпустят, т.к. они нарушат идеологию вертикали власти. Соответственно профессионализм уйдет на второй план, а с ним понизится и качество управления.
Разрушение институтов.
Сразу хочу напомнить, что Дагестан находится на той же планете Земля где обладают те же люди, что живут в других странах на этой планете. Полилогизма нет. Соответственно мы не уникальны и наша ситуация не уникальна. А значит, то что с нами происходит когда-то уже было и с кем-то уже было.
Ситуация в Дагестане можно охарактеризовать примерно так: территория на которой осталось ничтожно малое число людей которые лично бы не совершали преступление или не актов коррупционного характера либо не связанных с такими людьми. То есть закон здесь не работает, а значит совершать расследование, судопроизводство местными силами бессмысленно. В таких случаях, для восстановления нормальных отношений (институтов), вводят систему права переходного периода, когда порядок наводят люди из вне, с одновременным разрушением старых порядков.
С коррупцией бороться надо, надо менять чиновников, но надо понимать, что в обществе простых людей больше чем их руководителей, и менять надо не чиновников, а институты. Абдлулатипов Р. говорит об изменении среды. Но фактически идет ее разрушение.
Не для кого не секрет, что в коррупционном Дагестане есть свои правила и, отношения людей, институты. Замена руководителей ведомств приводит к тому, что старые нелегальные договоренности и неписанные контракты расторгаются.
Но самое большое разрушение произойдет, когда через два месяца многие, средние игроки теневой экономики почувствуют невероятное массовое давление охранительной сферы. Когда начнется компания по очистке всего. Пойдут уголовные дела. Уже сейчас для этого задействованы следственные группы ФСБ. И первыми кто попал под «каток» стали строители, уже некоторых прорабов посадили под стражу.
Разрушение правил, с одновременной сменой руководства на муниципальном и республиканском уровне, при наличии системы ручного вертикального управления фактически парализует систему управления республики, так как любой чиновник будет бояться проявить инициативу при руководителе, который говорит о том, что политикой в республике будет заниматься только один человек. Муниципалы просто будут ждать инструкции сверху. Соответственно, местное самоуправление превратится в сверхуправление. Что еще глубже разделит местную власть и людей.
А значит, увеличит силу параллельных регуляторов, таких как адат и Шариат.
Законность.
Принцип законности (я уже не говорю про правопорядок) означает что власть подчиняется закону, который она сама и создала, а это мешает чиновникам оперативному принятию и реализации решений. В Дагестане будет больше оперативного чем законного управления.
Охранительные органы обязаны обеспечивать реализацию принятого политического решения. Это значит, что любая попытка защититься от отстранения от власти в дагестанских судах приведет к краху, так как дагестанские суды выполнят любой приказ, отданный по звонку из ФСБ, что сейчас уже и происходит. У ФСБ тут цель вроде как благородная, но всю это выливается в беззаконие.
На весах стоит быстрая политическая реформа и законность. Понятно, что политическая реформа перевешивает.
Кроме того, методы отечественной системы правоохранительных органов в контактах с бизнесом напоминают работу грейдеров - изъятые документы в банках и офисах, поголовные обыски в домах бизнесменов и чиновников, и как результат горы уголовных дел, собранных «экскаваторами».
У введенных сюда дополнительных сил МВД есть свои задачи и планы, так называемые разнарядки. Если есть полицейский значит у него должны быть уголовные дела. Соответственно, фабрикация уголовных дел, экономического и простого уголовного характера увеличится на количество дополнительно введенных сюда сил.
Тут проблема еще в том, что скорее всего наше государство не исправит ту ошибку которую совершило на Северном Кавказе: с увеличением силовой составляющей и поставленных особых правоохранительных задач, надо было увеличивать и контроль за этими силами, а наше государство снизило этот контроль. У нас правоохранительным органам можно то, что нельзя их коллегам за пределами СКФО.
Это все, как не странно приведет, к обратной реакции, к беззаконию, мы станем такими же как и наши соседи - территорией приказа.
Экономика
Все это напрямую скажется на экономике. Это река, ее можно перекрыть, но тогда она найдет себе другие пути, подземные.
Дагестанская экономика имеет два негативных компонента: большая доля теневой экономики и большая боля государственного, социального сектора.
Единственно работающая часть экономики, наши дагестанские бизнесмены получат тяжелейший удар.
Во-первых, уже идет массовая самоликвидация из-за поднятых размеров социальных выплат. Это значит, что эти бизнесмены либо уйдут из бизнеса и увеличат безработицу, либо уйдут в теневую экономику. Мелкие лавочники уйдут в прошлое, а, значит, увеличится количество реально безработных. Давление на тех кто останется будут оказывать и налоговые инспекции и прочие органы которые будут стремиться увеличить количество сборов, так как от этого будет зависеть карьера непосредственного начальника, которому срочно надо показать хоть какой-то результат.
Во-вторых, та проверка, которая сейчас начинается в Дагестане, касается именно расходования бюджетов всех уровней. Учитывая, что смена руководителей ведомств, отстранение некоторых семей от власти привела уже к разрыву отношений с бюджетами, и поломке каналов утечки бюджетных денег, то значит, что теневая дагестанская экономика недополучит часть денег. Это приведет к упадку в сфере строительства многоэтажек, упадку посетителей кафе, снижению расходов на свадьбы.
Сюда можно придавить еще, что продолжится работа по ликвидации дагестанских банков.
Кроме того, попытка государства навести порядок в энергосбытовой сфере может привести к увеличению стоимости некоторых видов производств.
Налоговое давление и наступление государства на теневую экономику в других сферах может повлечь к снижению конкурентоспособности той самой дагестанской обуви, которая по своим объемам производства может сравниться только с китайскими и ростовскими производителями.
В итоге мы получим еще больше экономических проблем, чем было раньше. А скорость, с которой они к нам придут заставить говорить о серьезном кризисе.
И, наконец, следует учитывать то, что если Дагестан закроют в преддверии Олимпиады в Сочи, путем увеличения пограничных зон и блокпостов, то ввозить сюда товары, может быть станет дороже, особенно в горные местности. В закрытой экономике больше возникает монополий. Соответственно тот, у кого есть власть будет стремиться монополизировать входы и выходы в закрытой экономике. Это уже напоминает маленькую африканскую страну.
Социальное напряжение.
Зачистка, которую здесь проводит Центр, совпала с повышением социальной напряженности. Население Дагестан подходит к 3 млн. человек
с огромной долей молодежи, которую надо обустраивать. При этом в Дагестан стали возвращаться те, кто раньше уехал на заработки, но в силу начавшейся антикавказской волны вынуждены вернуться сюда. А следовательно увеличивается внутреннее давление.
Интересно отметить, что начавшая политическая чистка по времени совпала с периодом, когда у дагестанских чиновников выросли дети, которые готовились получить места во власти по наследству. Отторжение от власти этого контингента приведет к тому что они должны будут либо уезжать либо искать себя в бизнесе. А так как они себя готовили только к одной науке - пилить и делить, то для них это станет настоящим потрясением и их ряды пополнять конкурентное поле увеличивая социальную напряженность.
Идеология.
Когда власть берется за возрождение национальной культуры это напоминает эффект от навязывание литературных произведений в школе, то есть обратный. Дагестанская национальная культура будет возрождаться только если это будет выгодное ее носителям. Во всем мире она возрождается там где приезжают туристы посмотреть на эту культуру. А кто приедет туда, где идет жесткая политическая реформа с танками и полицией, с дорогим и некачественным сервисом, в условиях опасных для жизни?
Снижение количества «шальных» денег приведет к экономии на торжествах и скорее всего в Дагестане все чаще свадьбы будут заменяться мавлидами. Еще больший разрыв власти и населения на местном уровне и увеличение роли параллельных регуляторов приведет к укреплению норм Ислама. Поэтому, как это не странно, в Дагестане будет всеобщая шариатизация. Особенно в остатках теневой экономики.
Идеология закона будет еще меньше, так как приказная система управления не предполагает такую свободу действий как при системе законности.
Разочарование станет основной тенденцией 2013 года. Разочарование в политике, экономике и главное в спорте. Проигрыш наших олимпийцев борцов в Лондоне может не так повлияло как исключение борьбы из олимпийской программы. Но, на мой взгляд, главным и самым массовым разочарованием станет обвал «Анжи». Возможно, уже в конце этой весной из-за политических у главы Правительства РФ у нас не будет команды «Анжи». Она просто не вернется из очередной заграничной поездки.
Экстремизм как реакция.
Самый хороший показатель состояния общества это уровень здоровья и преступности. Про здоровье мне что-то трудно здесь сказать, но учитывая что сломаются прежние институты в медицинской сфере, а вместо них не создают новых, то это значит, что отношения больной - врач станут еще более хаотичными.
Есть подозрение, что в ближайшее время мы столкнемся с увеличением корыстных преступлений, в том числе грабежами и разбоями. А в преступной дагестанской среде не преобладают институты, которые в стране называют «воровскими законами», а все больше национально-религиозные симбиоз, то, скорее всего доходы от этого вида социальной деятельности будут поступать не в воровскую кассу, а в кассу взаимопомощи лиц, которых государство называет «экстремистскими течениями».
С увеличением поля применения норм Шариата увеличится и поля деятельности религиозных экстремистов. Причем при слабом и неумелом противодействии государства в этой области.
Судя по тому раскладу сил которое сейчас в руководстве Дагестана и настрою в силовых структурах, у нас грядет очередная компания по борьбе с «нетрадиционным исламом». Только в этот раз шуму и стрельбы будет больше, так как «нетрадиционалистов» тоже больше.
Выводы
В своем прогнозе я пытался нарисовать негативную сторону той возможной политической программы по зачистке Дагестан и других субъектов СКФО, которую наметили в Москве. В данном случае лучше перепугать чем не допугать. Другое дело в том, что такие прогнозы помогут простым людям лучше подготовиться к туманному ближайшему будущему. Дагестанской власти они вряд ли помогут, так как они подчиняются приказу с Москвы. А в том тем, кто сидит в Москве подобные перспективы развития ситуации в Дагестане, наверно уже положили на стол. И тут два варианта, либо этим прогнозам не поверили, либо цели, поставленные авторами планов по зачистке Дагестан выше и важнее последствий которые могут быть при реализации этого плана.
Конечно, мне было бы интересно прочитать критику этого прогноза, но к сожалению, даже если кто-то и потрудится это сделать, это явно не будут те люди кто вырабатывает решения по Дагестану.
Для тех кто заподозрит, что описанный мною прогноз как-то совпадает с реальностью могу сказать лишь следующее - все новое начинается с разрушения. И у Дагестан нет иного пути кроме как реформа системы. Но задача управленцев, людей проводящих реформы, того же самого врио президента Дагестана - проводить реформы с минимальными потерями.