О том, что в Дагестане социально-политический кризис слышно везде, но в деталях разобрать этот кризис не всегда получается, а тем более найти способ его разрешения. Но я решил попробовать
Итак, что мы видим:
врио президента Дагестан заявляет, что намерен изменять среду, а не приспосабливаться к ней
http://www.riadagestan.ru/interview/2013/1/30/150047/ )
без первичного формирования целей, задач нового правительства Дагестана и утверждения структуры начинают набирать глав министерств и комитетов;
одновременно идет разговор, что на работу надо набирать молодых не старше 35 лет;
в итоге мы наблюдаем явно не молодых людей в новом правительстве Дагестана да и к тому же очень сильно всем знакомые;
возможно, молодежь, еще рассчитывала на то, что после набора министров, вторым эшелоном начнут действительно набирать молодых, но врио президента, выступая на внеочередной сессии НС РД, где опять же избрали всем дагестанцам знакомое лицо и явно не новое, сказал:
«Я убежден, что среди нашей молодежи есть много способных людей, но у них нет опыта государственной работы, а просто так назначать человека на должность нельзя - они не подготовлены.»
http://www.riadagestan.ru/news/2013/2/7/150598/ )
Понятно, что на этом чаяния молодых закончились. Да и никто не заметил, чтобы создавались хоть какой-то механизм принятия анкет от молодых. Все по старинке, все через знакомых, все через ближний круг и все как всегда получается.
Вот это и есть яркий пример социально-политического кризиса: когда берясь за реформу политической системы, менее чем через две недели врио президента РД, которого поставил президент РФ, признает, что молодежь не готова и из нее выбирать некого, поэтому надо брать старые проверенные кадры, из той среды, которую нужно заменить.
Еще один фрагмент дагестанского кризиса можно увидеть в статье Сулаймана Башировича Уладиева н kavpolit.com, в которой он говорит о том, что в Дагестане нельзя проводить всеобщие выборы, так как криминальные кланы запугают население, а лучше представить в Народное Собрание через Президента РФ кандидатуру для голосования. Получается что народ у нас людоедский, а Народное Собрание не очень.
Кризис, это когда приходится выбирать из двух зол, каждое из которых ведет к погибели.
Какой же выход из этой ситуации?
Во-первых, давайте подумаем о том, что мы не в уникальной ситуации, что такое уже было в истории человечества.
Во-вторых, на мой взгляд, в Дагестане сложилась социальная модель когда на определенной территории определенный народ вдруг замечает, что все между собою связаны коррупцией и (или) тяжкими преступлениями, и уже не возможно найти честного человека не связанного с преступным элементом, чтобы он работал судьей, полицейским или чиновником, и, главное, все друг другу не доверяют.
В-третьих, такая ситуация становится чаще всего в следствии закрытости общества. Что-то вроде застойной воды в озере куда не попадает проточные воды.
В таких ситуациях обычно применяют методы права переходного периода. То есть, в сложившейся социальные отношения включают инородный элемент, в виде посредничества, экспертной помощи, или даже институтов независимых уголовных следователей и судов. Другими словами, открывают проход в протухшее озеро для проточной воды.
Такие методы уже реализованы в Дагестане в охранительной сфере, в МВД РД, ФСБ, Следственном комитете, Прокуратуре, где заметили руководство на представителей из других регионов, либо увеличили долю лиц из других субъектов. Там есть большие минусы, но есть и положительные моменты.
На уровне системы организации исполнительных органов власти Дагестана правильнее всего было бы заменить руководителей министерств и ведомств на менеджеров из других регионов, но это не возможно сделать из наших национальных соображений.
Тогда надо сделать систему исполнительной власти как можно более открытой для страны: запросить помощи в экспертах и специалистах во всех направлениях деятельности правительства; организовать постоянную реализацию повышения квалификации работников органов гос. власти и местного самоуправления силами федеральных экспертов. Даже потребовать с руководителей республиканских ведомств усиленный план повышения квалификации работников
Мне кажется, что это и будет тот самый метод замены среды без войны с ней, о чем и говорил врио президента РД.
Это возможно оформить в виде некой политической акции, типа «На не нужны деньги, мы хотим самое дорогое - знаний», «Дайте нам интеллектуальные инвестиции» и тому подобное.
Кроме того, что это приведет к тому, что будут повышаться уровни государственного и муниципального управления, у врио президента Дагестана появляется перед Кремлем определенная позиция заслуживающая внимание примерно такого содержания «У нас очень долго не уделяли должного внимания выращиванию кадров, и мы считаем, что без этого дальнейшее развитие Дагестан не возможно, хоть 10 президентов поменяйте. Мы приступили к выполнению этой задачи и просим вас оказать Дагестану усиленную методическую помощь. И также просим не ждать от нас каких-то сверхбыстрх результатов ближайшие 1-2 года, пока идет всеобщее повышение качества государственного и муниципального управления».
Опять же, не претендую на оригинальность идеи, и исключительность предложенных методов по ее реализации. Я не волшебник, я только учусь.