familia Школа

Oct 10, 2013 19:25

Целеполагаясь тем, что меня всегда интересовала тема корней и память имеет свойства иногда стирать важные кусочки жизненного одеяла, я напишу о своей семье. Тем более продолжателей рода Школа в традиционном смысле (мальчиков) не осталось. По крайней мере, мне ничего о них неизвестно.

Итак, знакомьтесь - Александра Петровна Школа. Моя бабушка (та, что слева).


Еще до замужества, но после войны. Ориентировочно 1953 год. [Spoiler (click to open)]
Начну издалека и немного расскажу о родителях моей бабушки, о наших пращурах по отцовской линии. Мои прадедушка и прабабушка родились в Приморском крае в селе Поповка Хорольского района. Но их родители были родом из Украины (ориентировочно Черниговская губерния). По какой причине они покинули родной дом, точно неизвестно, но мой отец, придерживается того, что Дальний Восток их привлек лучшими материальными условиями: всем приезжим давалась земля. Но несмотря на смену места жительства придерживались украинского уклада: разговаривали на мове, пекли смачно, занимались сельским хозяйством, даже выписывали украинские журнал "Крокодил" (из воспоминаний моего отца). Сама в селе Поповка не была ни разу, и знаю ее исключительно по рассказам.



Преположительно прабабушка Дарья Школа (1948 год).
Сходство с моим отцом уж очень очевидное.
Дарья Григорьевна Школа (в девичестве - Вовк, что в переводе с украинского "волк") родилась в 1905 году.


Милая старушка на вид, но вся мощь этой фотографии в руках: в них как будто вся ее женская мощь.
Четверо детей, как никак, да еще и во время войны.
Работала в колхозе. Мой отец вспоминает ее исключительно добрыми словами. "Настоящая труженица". И по-украински отец помнит только одну фразу из детства из уст бабушки Даши: "Обреатуйте мене". Это исковеркованная "ритуйте мене", то есть "спасите меня". Повод, по которому эта фраза врезалась ему в память, не известен.

Петр Устинович Школа родился в 1899 году. Фамилия Школа в наших краях (на Дальнем Востоке) очень редкая. Для Украины более часто встречающаяся. Имеется три версии ее происхождения:
1. (совсем очевидная) из фамилий позднего образования, давалась человеку по месту проживания;
2. (не совсем очевидная) слово "школа" греческого происхождения и означает "досуг", если пофантазировать, то предок мой бежал из Греческих пинат на просторы украины и занимался "досуговой" деятельностью;
3. (совсем не очевидная) фамилии типа "школьник, школьный" еврейского происхождения и означают принадлежность к Синагоге, школа - это синагога. Если учесть выбранный характер труда (сельское хозяйство), никакого отношения наша фамилия к еврееям не имеет: у Солженицына приведен перечень профессий, в которых преуспевали евреи, так вот от сельского хозяйства он напрочь отказывались, так как были по природе к нему не способны.

Вернемся к прадеду Петру. Был непростого норову, прямолинеен. Работал в колхозе "Коллективный труд" трактористом.


В первом ряду по центру сидит важный мой прадед Петр Школа

Также сохранились сведения: о его матери - Школе Анне Акимовне, которая прожила не менее, чем до 78 лет, сестре Анне Устиновне, которая работала во флотском буфете во время войны и жила неподалеку от нашего нынешнего местообитания во Владивостоке (на Героев Хасана), о брате Романе Устиновиче.


Именно Анне Устиновне я обязана своим местопербыванием:
она перетащила мою бабушку из Поповки во Владивосток.
С прадедушкой связана история, которая в дальнейшем повлияла на судьбу фамилии. Фамилии в смысле семейства. В июле 1945 он в очередной раз сказал, что думает прямолинейно, звучало это примерно так: "при царе жили и не тужили, а при советской власти живем и как-то не очень". Тут же добрые люди донесли куда надо. И 15 июля 1945 года прадеда Петра арестовали органы НКГБ и завели дело № ПУ-5781 (информация из семейного архива). Потом долгое время ничего не было известно, но благодаря стараниям моей бабушки было установлено, что Петр Устинович скончался во Владлаге в 1947 году (причина смерти не указана). Вот так с 4 детьми на руках в возрасте от 7 до 20 лет Дарья Устиновна осталась одна.

Моя бабушка в семье была младшей дочерью. Имя Александра ей дала старшая сестра Ольга. Бабушка рассказывала, что оно ей никогда не нравилось.


Справа моя 12-летняя бабушка за шесть лет до замужества (1951)

У моей бабушки была дружная семья. Старашая сестра была старше на 13 лет. Я с ней не была знакома, но мне известно, что к старости у нее усугубилась неряшливость на столько, что в доме чуть ли не лежала земля. Иногда мой отец, чтобы укорить меня, говорит об этой самой неряшливости, что она якобы у нас связана с генами. Бабушка считала Ольгу очень красивой.


Бабушка Александра и красотка Ольга
Жизнь у Ольги была несчастливой, хотя бы потому, что единственный сын покончил с собой, повесившись. Жила сестра в Хороле Приморского края.

Брат Николай Петрович Школа был старше бабушки на 11 лет. Был моряком и многие фотографии с ним на фоне памятников Волгограда. Сдается мне он там и жил. Детей не было.


Николай в гюйсе (19 февраля 1956г)

Брат Иван Петрович Школа был старше на 2 года и как-то ближе бабушке. На фото он выглядит весьма харизматично. Тот самый "черный" ген в нем проявился наиболее сильно: мы с отцом определили у себя 3 сильных гена. Выдающийся подбородок, торчащие уши и нос. По этим критериям Иван наиболее колоритный носитель наших генов. Имел инженерское образование и дочь Наталью. Похоронен на морском кладбище владивостока рядом с матерью (в часе ходьбы от моего дома на Часовитина).


Красавчик Иван без доли лукавства.
И моя бабушка Александра Петровна. По данным из ее трудовой книжки работала швеей на ТОФе, лоточницей, уборщицей, счетоводом, бухгалтером. Я ее помню уже как бухгалтера.Была она безусловно сильной женщиной. Характер был волевой и даже чересчур навязчивый.


Здесь у нее такая непринужденная улыбка и модные туфли с отрезанным носочком.

Вышла она замуж в 18 лет во Владивостоке. Через 3 года родился мой отец.


Разница в 3 года, а бабушка уже совсем другой человек: с заботами, с жизненным опытом.

С первым, как и впрочем со вторым браком у бабушки не сложилось. Всю свою жизнь она посвятила своему единственному любимому мужчине - сыну. В детстве отец болел дистрофией, что в дальнейшем дало обратную реакцию матери - зацикленность на еде. Она по-прежнему работала бухгалтером, ездила на Кавказ.


Вот такой я ее помню.

Она любила меня очень, она смогла отколоть маленький кусочек души и сердца от любви к моему отцу и подарить мне. Лето у бабушки я вспоминаю, как времена той самой бесконечной Малиновки, в которой режется укроп квадратиками, в холодильник кладется дополнительная курочка на случай, если ночью Ксюша захочет покушать, в которой я отбиваюсь от поглаживаний меня по голове. Моя настоящая украинская бабушка.

отец, непошлое, детство, Владивосток, классификация

Previous post Next post
Up