Турецкие лицеи в Башкирии.

Dec 22, 2015 17:04

Что такое? Как поживают. Есть ли выхлоп?

Разобраться хотел в свете новых событий, да больше сам запутался.

Собрал в кучку материалы. Позже разберусь.

Сначало надо понять что это вообще такое:

Булат Галиев в Ай газета пишет:

Всех учащихся в турецких лицеях, действовавших в 90-е в России, делили на пять уровней: первый - обычные дети из обычных семей, далекие от религии; второй - дети, которые знакомы с исламом на уровне семейных традиций; третий - дети, практикующие ислам; четвертый - дети, знакомые с учением Гюлена и готовые для интеграции в джамаат; пятый - лояльные и преданные гюленовскому движению ученики.
«Бабай» эти учебные заведения почему-то невзлюбил, и лицеи быстренько прикрыли, а некоторые переименовали, убрав из них слово «турецкий». И за это Рахимова сильно критиковали: дескать, душитель свободы, сатрап и вообще ничего не понимает. Но сегодня, исходя из нынешней политической обстановки, ясно, что тогда он был прав.
Или вот еще с заминусованного поста Пикабу:

...все предметы, кроме турецкого, башкирского, русского языков и литературы, истории, географии, были на английском. 4-5 вида уроков изучения английского языка (reading, grammar, listening точно уже не помню). к примеру, в самом первом полугодии в день могло быть 6 уроков английского, 2 grammar, 2 listening, 2 readnig. словарики - толковые английские cambridge к примеру, привезенные из-за границы. экзаменами по английскому выступали тесты TOEFL, FCE - это такие международные тесты на знание английского языка http://www.toefl.ru/toefl.shtml
Все преподаватели, кроме русского языка, башкирского языка и литературы были турками или американцами/англичанами. Те, кто имел общение с иностранцами, знают, что волей не волей находясь среди иностранцев, перенимаешь их язык.
Отдельное место занимает воспитание. Все ученики уважали воспитателей. Воспитатели были турками, кроме одного курда. Курда вообще боялись до усрачки. Одного его взгляда хватало для того, чтобы хотелось исчезнуть из этого времени и места. Воспитатели ни разу не навязывали своих религиозных взглядов. Дедовщины в общаге не было, хотя вся общага была заселена одними пацанами.
Воспитатели не применяли физическую силу для воспитания, кроме одного учителя. Последний метко кидал мелками, если на уроке вдруг отвлечешься, обернешься, то мелок метко прилетал в затылок, возвращая все мысли и внимание к уроку. Этот же учитель мог с задних парт кинуть мелок к доске и попасть ровно туда, где мелок лежит. Мы пытались повторить, но у нас мелок лишь отскакивал от доски.
Поступление в лицей происходило в 2 этапа:
первый этап проводился в родном городе. В основном это были тесты на IQ конкурс примерно 10 человек на 1 место во 2й этап. Помню, сами турки присутствовали на экзамене.
второй этап: поездка и проживание на 2 недели без мамок и папок в общаге в обществе таких же попаданцев и турков-воспитателей. На этом этапе уже сами турки смотрели, оценивали поведение детей. За 2 недели успевали возникнуть конфликты, драчуны этот этап не проходили. также чуть отсеивались те, кто смог в родном городе списать тест на первом этапе.
к положительным результатам лицея можно отнести:
- лучшие ученики до 2000 г. ездили отдыхать за границу;
- воспитание;
- призовые места в городских, республиканских и всероссийских олимпиадах по математике, физике, химии и проч.;
- уровень английского - второй язык в голове, который не надо переводить;
- 100% поступление в вузы России, а некоторых лицеистов ведущие вузы сами приглашали.
Во время моей учебы данные лицеи ненавидели все: начиная от школ, из которых забирались ученики, местными гопниками и жильцами, и заканчивая политиками и министерствами образования. От одного публичного желания поступить в лицей, в родной школе на меня, шестиклассника, была устроена травля. В коридорах незнакомые ученики нечаянно сбивали, тыкали пальцем, учитель труда целый урок посвятил тому, как в лицее унижают достоинства учеников. Наверно, школа просто хотела сохранить хороших учеников, а я тогда засвечивал школу в олимпиадах по математике на первых местах города.
Во время моей учебы росла травля на наш лицей. Лично ко мне попала газета, где "изобличались" методы обучения, похожие на панисламизм. Один из примеров из газеты: за двойки мы стояли часами и молились, даже картинку привели, где в темной комнате с одним витражным окном стоит на коленях ученик и молится. Против лицея использовались такие слова: шариат, пантюркизм, ислам, агенты турции. Как итог: закрытие лицеев сначала в глубинке, а потом и в самой Уфе. Республиканский башкирско-турецкий лицей (РБТЛ) стал республиканским башкирским лицеем интернатом (РБЛИ), по-простому: стал простым интернатом или школой. Всех преподавателей и воспитателей депортировали, заменили на русских, изменили программы обучения. С приходом русских воспитателей уважение к воспитателям и учителям упало, а с ним уровень образования. Воспитание в нашем понимании исчезло. Начинали появляться дедовщина и авторитеты среди учеников.
Информации почему-то осталось очень мало, хотя прошло всего лет 10-15, в основном все осталось в памяти. В комментах приведу отрывок из очерняющих статей.

Из комментов с Пикабу:

Моя половика училась в девчачьем ТТЛ. В ходе обучения умудрилась побывать переводчиком на встрече наших политиков и их коллег из Турции, около года прожила в Турции. Пожила в США. В итоге в равной степени владеет Русским, Татарским, Турецким и Английским. Избыточной религиозностью не обременена, только несколько молитв, которым обучила её даваника.
Так что ей ТТЛ дал больше плюсов чем минусов.

Автор возможно недоговаривает. Дедовщина была. Так как в эти лицеи съезжались из разных регионов республики, создавались группировки по районам (дюртюлинские, туймазинские к примеру.). Доминировали те чье количество было больше. Драки, унижения (в том числе со стороны учителей), кражи, принуждения покурить были обычным делом. Однако в плане английского действительно эффективная школа. Да и Турецкий язык становился разговорным.
Для шестиклассника из отдаленного уголка республики проживание в этой общаге становилось школой жизни. Многие просто примыкали к доминирующим группам и становились их сателлитами, то есть выполняли все указания, даже наперекор собственным интересам. (аля миниатюрная модель современной Европы). Кто-то боролся и не выдерживал унижения. Отчислялся и уезжал на Родину с начисто разбитой самооценкой и пищей для размышлений на годы вперед. Кто-то предпочитал не искать проблем и не встревать в проблемы, держались одиночками. Были и группы изгоев, так называемые "лохи", которые не знали "уличных законов". Данные группы регулярно унижались и избивались. У них отбирали вещи, деньги. Причем воспитателям было абсолютно наплевать. Первая жалоба, примирение и метка стукача на все время.
Попадались абсолютно неадекватные экземпляры. Для меня до сих пор вопрос как они проходили отбор. Хотя ни для кого не секрет, что в этих лицеях учились в половине случаев на глухо отмороженные дети чиновников прошедшие "справедливую" процедуру тестирования. Дети не видавшие лишений, привыкшие получать все что им захочется, имеющие все от компьютеров в комнате до большого количества карманных денег, моральными ценностями и здравым смыслом здесь и не пахло. Кого-то брали за спортивные качества, кого-то за другие "умения". В общем все как в приемной комиссии в ВУЗ.

описание близкое, возможно было, но не с нашей параллелью. не было: дедовщины, отнимания вещей и группировок по районам. было: травля, драки.
деньги и вещи отнимали городские ребята на пути общага-рынок. в связи с чем было запрещено ходить без разрешения или собирались группы с воспитателем. но мы все равно ходили по 3-4 и бывало, на пути нас били, отнимали деньги. были драки с городскими 10х30-40, сделаю отдельный пост, т.к. не везде я принимал участие и нужно опросить тех, кто там был
драки. я и сам дрался, без конфликтов никак. слова кончались, мнения не сходились, в ход шли кулаки. огребал больше всего от соседа в 11-м классе, но он сейчас мой и семейный лучший друг.
травля. то, за что стыдно. были ученики, которых травили. они, в принципе, не всегда были слабые, могли спокойно сдачи надавать, но против них было по 10-15 человек. кто-то да, уезжал в родные края, от других отставали. педагоги лучше скажут, являются ли такие случаи частыми в школах, но у нас к классу 10-му эта спесь прошла и коснулась в 8-9 классах.
разговорный турецкий... тут тоже мне стыдно, я ни башкирский ни турецкий особо не понимал. списывал, как мог. большинство своего времени я тратил на математику и геометрию.
по количеству детей чиновников - о 5 городских ребятах можно сказать, что они - блатные. в принципе, они старались учиться. списывали, переписывали. но ведь даже я не справлялся со всеми предметами, меня запросто могли отчислить за незнание башкирского языка или турецкого.

И еще:
В Башкортостане созданы и успешно развивают свою деятельность четыре так называемых “башкирско-турецких” лицея - в Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске и Сибае. За несколько лет в них прошли обучение тысячи ребят - впору говорить о целой плеяде “лицеистов”, следовательно, уже сейчас в нашем обществе обозначился особый пласт молодежи, воспитанной несколько иначе, чем обычный ученик обычной (пусть даже с каким-либо “уклоном”) школы. Вся информация о содержании обучения строго дозирована и, кроме как из официально-радужных статей, расписывающих преимущества этих новшеств, узнать что-либо почти невозможно.
При этом сотрудники лицеев в поиске учеников очень настойчивы. Заметив на какой-нибудь олимпиаде смышленого парня, могут узнать его адрес, навестить и долго уговаривать родителей. Второй этап отбора особо одаренных детей в форме собеседования на башкирском языке с каждым, кто прошел тестирование. При приеме учащихся руководство лицея строго регулирует национальный состав контингента учащихся. Так, к концу года по национальному составу контингент учащихся составлял: 70 процентов - башкир, 25 - татар, 5 - другие национальности”. (План учебно-воспитательной работы Республиканского башкирско-турецкого лицея на 1996 учебный год). После тестирования и собеседования будущих лицеистов привозили на “карантин”. Как правило, ребята, имеющие свою точку зрения, способные проявить независимость, выбраковываются. Напротив, более восприимчивым, “податливым” в плане формирования определенного мировоззрения отдавалось предпочтение...
Специфика башкирско-турецких лицеев в том, что основные предметы преподаются на турецком и английском языках. С целью создания так называемой “языковой среды” лицеисты первый год проходят специальную подготовку и усиленно зубрят языки. Учебный план первого курса лицея (соответствует седьмому классу обычной школы) предусматривает еженедельно 18 часов английского, 9 - турецкого языка, 3 - башкирского. Русскому языку и литературе выделено аж целых два часа - столько же физкультуре - и... все. Таким образом, уже с первого года пребывания в лицее его воспитанники безнадежно отставали по целому ряду дисциплин школьной программы и вовлекались в совсем иную образовательную доктрину.

Башкортостан, общество

Previous post Next post
Up