Центральная площадь Старой Сарепты
В первой половине XVIII века на территории Российской Империи появились братья-гернгутеры известные так же как чешские или богемские братья: последователи протестанской секты Моравских братьев. Братство создавало свои колонии по всему миру, с целью распространения своей веры и обращения новых приверженцев секты. Но государство Российское тогда блюло интересы православной церкви и все сектанты были переловлены государевыми людьми, да посажены в тюрьму как еретики.
Вызволение братьев стало возможным только благодоря влиятельным покровителям в самых высоких кругах. Гернгутеров из тюрьмы освободили, но за пределы империи выдворили, со строгим наказом.
Прошли годы и перед Российским государством в очередной раз встала проблема освоения слабонаселенных южных окраин России и их защиты от кочевников. По этому поводу, Екатерина II издала манифест о приглашении в Российскую империю иностранных колонистов. Одними из первых откликнулись всё те же братья-гернгутеры. И в этот раз им официально разрешили создать свою колонию, но со строгим условием: не вести свою миссионерскую деятельность среди православных.
Таким образом, в 1765 году в приволжских калмыцких степях, в устье реки Сарпы, моравскими братьями была основана первая в России иностранная колония. Основной целью братьев была провозглашена миссионерская деятельность среди калмыков, которых братья посчитали язычниками.
Брат-гернгутер проповедует среди калмыков.
Выжженая солнцем степь и созвучие названия реки Сарпы с библейской Сарептой Сидонской дали название новой колонии - Сарепта.
Сегодня территория Сарепты входит в состав города Волгограда, от колонии сохранилась главная площадь и сгруппированные вокруг неё около 28-и каменных построек, 24 из которых являются памятниками архитектуры XVIII - XIX вв. А по руслу реки Сарпы теперь проходит Волго-Донской судоходный канал им. Ленина.
Начало Волго-Донского судоходного канала. Первый шлюз. Когда-то здесь было устье реки Сарпы.
Все уцелевшие здания переданы во владение Государственному историко-этнографическому и архитектурному музею-заповеднику «Старая Сарепта», образованном в 1989 году.
Вид на немецкую библиотеку и кирху. Наиболее отреставрированный и используемый уголок старой Сарепты.
Часть зданий отреставрирована, в них демонстрируются музейные экспозиции и размещены музейные службы и организации. Остальные дома только готовятся к реставрации и находится в достаточно плачевном состоянии.
Одно из сохранившихся зданий Сарепты. В этом доме жил известный ботаник и энтомолог Александр Каспарович Беккер. Сарептский ученый открыл и описал более 20 новых видов растений и насекомых; собранные им гербарии и коллекции растений и насекомых, хранятся в музеях и научных учреждениях многих стран.
Музей тесно сотрудничает с германскими культурными центрами. В одном из отреставрированных зданий, при поддержке ФРГ, организована немецкая библиотека, где хранится крупнейшее в России собрание книг на немецком языке, в том числе и старинные книги из обширного наследния братьев-гернгутеров. Библиотека так же является немецко-российским культурным центром, здесь регулярно проводятся встречи, лекции и другие культурные мероприятия.
Здание немецкой библиотеки.
Что касается сектантов-поселенцев, то они получили освобождение от всех податей на несколько лет, большую ссуду на строительство колонии, военизированную охрану от набегов кочевников и начали свою деятельность.
Парадный вход в немецкую библиотеку.
Отдельно хочу остановиться на жизненном укладе религиозной общины. Как водится у радикальных сектантов, братья придерживались строгих правил, жили в скромности и смирении.
Макет поселения-крепости братьев-гернгутеров в Сарепте. Можно рассмотреть центральную площадь и существующую поныне кирху.
Всё имущество колонистов строго принадлежало братству. В личном владении могли находиться только носимые предметы одежды и книги.
Все братья конечно же были обязаны трудиться и приносить пользу колонии. В первую очередь, конечно же можно было посвятить себя главной задаче религиозного братства - миссонерству. Но и жить колонии тоже надо было на что-то, поэтому можно было заниматься преподованием, работать на потребности колонии, заниматься наукой или же заниматься хозяйственно - экономической деятельностью.
Незамужние женщины и холостые мужчины жили раздельно, хорами, в отдельных домах-общежитиях. Отдельное «общежитие» для хора вдовцов, отдельное для хора холостых, отдельное «общежитие» для хора вдов, отдельное для хора девушек. Семейные жили в отдельных домах.
Общежитие для холостых братьев. В одной половине «Дом незамужних женщин», в другой «дом холостых мужчин». Сегодня здесь располагается главный корпус музея: администрация и некоторые экспозиции.
Дети до 7 лет воспитывались в семье, позже передавались в дом для подростков, своеобразный интернат, где они получали высококлассное образование, которое ценилось за пределами колонии - выпускников-колонистов принимали без экзаменов в центральные Российские университеты. Детей из вне на обучение в колонию не принимали, поэтому в округе очень ценились гувернеры из колонистов.
Одна из экспозиций в главном корпусе этнографического музея «Старая Сарепта», посвященная быту русского крестьянина Нижнего Повольжья.
К окончанию обучения и с переходом в соответствующую возрастную группу, колонисту необходимо было определиться со своими дальнейшим занятием.
Дом аптекаря. На первом этаже аптека, на втором жилые помещения. Интересно, что здание использовалось по назначению до последнего времени, пока здание не передали музею.
Если брат принимал решение заняться сельским хозяйством или завести свое дело, то он подавал соответствующее прошение с описанием желаемого вида деятельности и требуемого ему оборудования и инструмента в управляющий орган. Его заявление рассматривалось и по результатам выделялось помещение, земля, на капиталы братства закупалось необходимое оборудование и колонист начинал свою работу. Большую часть вырученных средств передавали в общую казну колонии, но некоторая доля оставалась на личные нужды.
В одном из помещений аптеки ныне расположена галерея местных художников.
По праздникам, на главной площади устраивали танцы. Не знаю, участвовали ли семейные в этих развлечениях, но общение между одинокими мужчинами и женщинами строго пресекалось. И даже во время праздничных танцев, площадь делилась на две части: на одной танцевали мужчины, а на другой развлекались женщины. Были даже специальные надсмотрщики, пресекающие любые попытки межполового общения.
Восстановленный интерьер аптеки.
Желающие вступить в брак, решившись на такой ответственный шаг, опять же подавали заявление в управляющий орган колонии. Прошение рассматривалось: претенденты должны были удоволетворять строгим критериям. Мужчина, должен был быть самодостаточным и способным содержать семью. Конечно же, к тому времени он уже должен определиться со своим местом в жизни и либо заниматься обращением калмыков в свою религию, заниматься наукой или преподаванием, либо зарабатывать достаточно денег своим делом или работой по найму.
Интерьер гостиной семьи колонистов. Экспозиция в доме аптекаря.
Процедура бракосочетания производилась один раз в год, для всех желающих сразу, в один из религиозных праздников. Бумажечки с именами одобренных претендентов-мужчин складывались в одну чашу, записки с именами одобренных претенденток - в другую чашу. В торжественной обстановке, специально отобранные мальчик и девочка, зажмурившись, вытаскивали из чаш по записочке и всё - ваш жребий выпал, брак заключен. Претенденты могли даже не приходить на данное торжество. Ведь все мужчины есть воплощение Христа. А женщины - божьи невесты. Поэтому нет никакой разницы за какую именно ипостась выходить замуж. Всё едино, всё предопределено. Ваш жребий выпал, воссоединяйтесь и живите в мире и согласии.
Убранство жилой комнаты колониста. Экспозиция в доме аптекаря.
Колонисты были очень трудолюбивыми людьми и достигли немалых успехов на хозяйственно-экономическом и научном поприще. Братья усердно занимались сельским хозяйством, промышленным производством и колония вскоре приобрела славу зажиточного поселения на зависть всей округе.
Благодоря усердию колонистов, Сарепта быстро стала одним из экономических, промышленных и культурных центров Нижнего Поволжья. Сарептяне внесли значительный вклад в развитие экономики края и России в целом.
Убранство жилой комнаты колониста. Экспозиция в доме аптекаря.
Именно здесь была выведена порода горчицы, устойчивая к российскому климату. Колонисты организовали производство известного до сих пор горчичного масла.
Кстати, последнее время и у нас в Воронеже в супермаркетах начинает появляться горчичное масло "Старая Сарепта" Волгоградского производства. Рекомендую попробовать, вроде похоже на привычное подсолнечное, но есть нюансы.
Здание кирхи. Церковь ныне действующая.
Моравские братья выпекали известные по всей России печенья, отличающиеся особо долгим сроком хранения. Производили известную легкую ткань, получившую название «сарпянка». Здесь была организована отверточная сборка швейных машин из заграничных комплектующих. Отсюда машинки распространялись по всей стране. На территории Сарепты выявили минеральный источник и организовали водный курорт. И всё это лишь малая толика достижений религиозной колонии на окраине Российской Империи.
В кирхе наличествует настоящий орган. Можно послушать, посетив службу.
А вот успехов на миссионерском поприще, к своему удивлению, колонисты не достигли. Братья провели огромную работу, изучили язык местных кочевников, составили первые немецко-калмыцкий и калмыцко-немецкие словари, перевели библию на калмыцкий язык. Они занимались образованием и просвещением калмыков, оказывали медицинскую помощь. Но за все время существования колонии, в свою веру удалось обратить ничтожное количество местных кочевников. Да и из обращенных практически все вернулись в свою религию. Хотя калмыки уважали и очень ценили усилия колонистов и их внимание к своему народу.
Оказание врачебной помощи пострадавшему калмыку.
Основной причиной неудач явилось глубокое заблуждение моравских братьев: калмыцкие кочевники не были язычниками, как предположили гернгутеры изначально. Калмыки были буддистами. А без понимания философии буддизма не возможно понять ни культуру, ни душу последователей одной из древнейших религий. Не говоря о том, что бы обратить их в иную веру.
Одно из не отреставрированных зданий с интересной парадной лестницей.
Неудачи в миссионерской деятельности привели к тому, что центральной церковью братьев в Гернгуте поднимался вопрос о полном сворачивании деятельности и ликвидации колонии. В 1892 году община была распущена и все связи с Гернгутской церковью были прекращены. Многие братья-гернгутеры вернулись в Европу. Но часть колонистов, в основном, лютеране, решили остаться в колонии и продолжили свою хозяйственную деятельность, отказавшись от религиозных притязаний и миссионерства.
Торговый дом Гольдбаха. Сейчас тут размещены экспозиции, посвященные истории Сарепты и развитию промышленности и сельского хозяйства в колонии.
Ко времени Революции 1917 года население Сарепты насчитывало свыше 6 тыс. человек. К тому времени она превратилась в один из крупнейших рабочих пригородов Царицына. С приходом новой власти предприятия и имущество колонии было национализировано. Национальная немецкая школа и немецко язычная печать были ликвидированы. Братство, как организованное сообщество, фактически прекратило сущестование.
Памятник на братской могиле советских воинов на центральной площади Сарепты.
Во время Великой Отечественной войны, население Сарепты, как и прочие потомки немецких колонистов, было депортировано в Сибирь. Постройки колонии практически не пострадали во время войны, что удивительно, но поселение пришло в упадок и превратилось в типичную окраину большого города.
Памятники архитектуры XVIII - ХIХ веков федерального значения.