Важная тема Георгия Зельмы

Jan 25, 2012 11:29





Георгий Анатольевич Зельма, имя которого в ряду других ярких имен олицетворяет собой огромный период советской фотожурналистики 20-80-х годов, родился в Ташкенте. Там прошли его детские и юношеские годы, там четырнадцатилетним подростком он увидел первые ростки революции. В 1920 году, после 35-суточного путешествия на поезде, он оказался в Москве.

Учеба в школе, первые успехи в овладении фотомастерством, работа в московском агентстве «Русфото», знакомство со столичными художниками, писателями, актерами, кинематографистами, командировки по стране, в том числе и в Среднюю Азию, работа в московских и ленинградских фотоателье под руководством опытных мастеров... И вновь родной Ташкент, куда он прибыл уже в роли специального корреспондента «Русфото». Кроме репортерской работы, Зельма выполнял обязанности распространителя снимков агентства в местных газетах «Правда Востока», «Кзыл Узбекистан» и других.





Вот как сам Георгий Зельма много лет спустя, уже будучи уважаемым метром фотографии, вспоминал об этой странице своей биографии: «Со своей камерой, похожей на гармонь, с тяжелым штативом с тремя двойными кассетами я выходил чуть ли не ежедневно на съемку, в основном в старый город. Так как материальные возможности у меня были весьма малы, я сделал деревянные вкладки в кассеты 13X18 для пластинок 9X12. Это был большой успех.



Но, боже мой, как мне приходилось мучиться! Пластинки оттуда выпадали, и надо было брать с собой большой черный мешок, чтобы ставить их в кассеты на место. Для этого аппарат требовалось засовывать в мешок».



С таким оснащением Зельма начал свои репортерские экскурсии по узким улочкам и базарным площадям знакомого с детства Ташкента.



«Знание языка и быта узбеков, - вспоминал Зельма, - помогали мне проникнуть туда, куда другие проникнуть не могли. Я снимал все, как одержимый, все, что казалось интересным, чтобы показать жизнь Востока. Снимал и события, связанные с ростками новой жизни, - первые школы, ликбезы, женские клубы, праздники. Часть снимков печаталась в местной газете, а часть я отправлял в Москву, где они публиковались».



В 1926 году начало выходить иллюстрированное приложение «Семь дней» в газете «Правда Востока». Там были опубликованы первые фотоочерки, созданные Г. Зельмой, в том
числе получивший в те годы широкую известность очерк под названием «Ма-хау» - «Прокаженные». Съемку Зельма осуществил в лепрозории под Ташкентом, где жили обреченные люди, которым врачи оказывали посильную медицинскую помощь. Вместе с журналистом Михаилом Шевердиным, впоследствии народным писателем Узбекистана, он создал репортаж об одной из первых сельхозартелей. Журналисты работали в очень тяжелых условиях. Время было тревожное, зверствовали басмачи. Пятнадцать семей бедняков,объединившихся в артель, жили в хижинах, сложенных из известняка. Деревья на топливо и для строительства возили на лошадях с гор. Артельщики, вспоминал Зельма, никогда не видели раньше фотоаппарата, и это позволяло вести съемку «скрытой» камерой, отвлекая их разговорами. Одной из репортерских удач Зельмы была его встреча с академиком Ферсманом, путешествовавшим те годы по Средней Азии. Академик с благодарностью принял в дар собственный портрет, созданный Зельмой, подробно расспрашивал репортера о том, где, в каких местах тот бывал, что именно ему удалось сфотографировать.



Зельма снимал без устали первые колхозные собрания дехкан, коллективные читки газет, моменты раздачи сельскохозяйственного инвентаря и скота. Однажды Зельме и его коллеге Г. Михайлову удалось сделать снимок внутри юрты. Хозяева не возражали, но возникли технические трудности. Решили вынести фотокамеры на улицу и снимать «интерьер», приподняв полог кошмы. Для подсветки пользовались магнием -
бросили его в костер, на котором нагревался котел с пищей. Магний вспыхнул, осветив юрту и искаженные от испуга лица хозяев. Репортерам едва удалось унести ноги, но снимок получился интересным...



Съемки в Средней Азии сформировали творческий метод Зельмы на многие годы вперед. Его снимки отличались безупречной достоверностью с точки зрения этнографической и в то же время всегда несли в себе остросоциальный заряд, были отмечены стремлением автора к максимальной правдивости изображения. Эта «школа» дала себя знать наиболее впечатляюще в годы Великой Отечественной войны. Сталинградский цикл военных репортажей Зельмы всегда производил сильное впечатление на зрителей именно своей достоверностью, безыскусностью, отсутствием даже намека на изобразительный эффект. В послевоенные годы Георгий Зельма плодотворно работал, совершенствуя свое мастерство. Его снимки были отмечены наградами на многих всесоюзных и зарубежных выставках. Много снимал мастер и в своей родной Средней Азии, оставаясь верным своей юношеской привязанности, своей важной социальной теме.



Г. ЧУДАКОВ Советское фото №7, 1989

СФ, фотокоры, фотографическое

Previous post Next post
Up