Поставлю на сегодня, на сентябрь, день в день, хотя напомнили мне об этой беседе в конце апреля, во время карантина. Интересно, как оно там, в сентябре? Как из сентября, будет смотреться наш весенний карантин? Какие виды на урожай? И каким выдастся нынешнее "индейское лето"? "Бабье лето"? (Сейчас, в апреле, все опасаются еще одной вспышки короновируса, как раз если не на индейское и бабье лето, то на благодарение, о которых, точнее, происхождении названий которых, как раз и идет речь по ссылке. :)
"В Европу и Северную Америку "бабье лето" приходит позже, в конце сентября или в первой половине октября, и под другим именем. В Америке его называют "индейским летом" (из-за пестрой раскраски листьев, сходной с одеждой индейцев). В Италии славянское "бабье лето" именуют "летом Святого Мартина", в Болгарии - "цыганским летом", в Голландии "послелетьем", в Германии - "летом старушек", а в Чехии - "паутинным летом". (РИА новости) Вот адрес прошлогодней дискуссии на Грамоте ру на эту тему http://www.gramota.ru/forum/kurilka/108204/ (с кучей стихов об этой поре). Там как раз упомянуто, что во французком этот вариант закрепился после песни Д.Д. - а до того именовался по имени святого Мартина -- это 11/11 (по ст.ст. 31/10)- последний день перед 40-дневным постом.
[Бабье лето в православном календаре.]"Про индейцев не знаю (надо будет, кстати, полюбопытствовать, а вот про БАБЬЕ - в курсе: На Руси (по данным православного календаря) так называется период от 14(01по ст.стилю) сентября по 24(11)сентября. В целом - период наступления не очень тяжелых, "женских" работ: от теребления льна и обработки пеньки до засолки капусты. 14/09 - Марфин день - отсюда и "Марфино лето". Еще называлось - "осенины". 16/09 - Василиса-Домна - наводят порядок в доме. 17/09 - "Неопалимая Купина". День женской иконы. 18/09 - Елисаветин день. 19/09 - Михайлов день- братовщина - считалось, что семьи "миром" решают хозяйственные споры. 20/09 - Луков день. Сбор лука - бабье дело. 21/09 - Рождество Пресвятой Богородицы. Вторая встреча осени: вторые Осенины. Аспожинки - прездник урожая. Отмечался рожавщими женщинами. "Осень с урожаем - бабы с караваем." Он же - "поднесеньев" день - молодые семьи приглашали родителей на "поглядки": проведать каков у молодого хозяина урожай, а у молодухи - дом. 22/09 - День св. Акима и Анны - Божьих Праотцов. (Родителей Богородицы). Он же "повитухин" день или "день рожениц". 24/09 - Феодора. "На Федору лето кончается, осень начинается. А-спас. Пивной спас.(такого нет, возможно поэтому и А-...). 27/09 - Воздвиженье. Третьи Осенины. Начало рубки и засолки капусты. Тоже бабье дело.(А не отсюда ли пошла поговорка, что детей в капусте находят???) Вечерами собирались на "капустники" -- посиделки с блюдами из капусты. 28/09 - Никита-гусятник. Он же - репорез - сбор последних корнеплодов - бабье дело. 30/09 - Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Женщины устраивали "вселенские бабьи именины" с пирогами. Считается, что традиционный тортик ко дню рождения а.к.а "именинный пирог" берет свое начало от этого праздника.
В календаре больше нет ни одного времени, где "бабьи" праздники и "бабьи" дела так тесно переплетались бы. Ну и не следует забывать, что 09-10-11 -- самые плодовитые месяцы по числу рождения детей.(статистики нет, но так запомнилось)
Про индейцев поузнавала: оказывается Indian Summer родом из "Новой Англии" в США, и отсюда же родом "День благодарения". Говорят, что индейцы поделились с поселенцами кукурузой и научили их сеять клюкву..."
Ну и добавлю, что эвфемизм "аист принёс" -- это про весенних детей, а "в капусте нашли" -- про осенних. Только в капусте не в этой , а вот в этой
Может ли "бабье лето" означать еще и "разрешение от бремени"?
"Взялся за гуж, не говори, что не дюж!" Да ладно уж... :)
Нет, они не были собирателями; ко времени появления европейцев на континенте индейцы занимались активным натуральным обменом сельхозпродуктами и пушниной/кожами. Охотниками же была только малая часть племен (в основном в прериях). В основном же занимались сельским хозяйством. Поэтому-то время уборки урожая для них было едва ли не важнее, чем для поселенцев. Про собирателей - это бездумная (или удобная) ассоциация: раз дикари, значит собиратели и охотники, которых надо "учить и просвещать".
Однако поля у них располагались иначе, не так, как у нас (железа-то не было -- целину не распахать): можно было долго долго идти вдоль какого-нибудь ручья сквозь заросли... посеянной кукурузы. Представьте себе поле размером 5 км на 20-50 метров, которое еще и повторяет все повороты и изгибы ручья, то сужаясь, то расширяясь. Согласитесь, в подобных зарослях довольно трудно признать "обработанное" поле. :)
Успехи в с\х их в итоге и погубили: со временем все охотничьи племена стали больше фермерствовать, а отнять землю у крестьянина - плевое дело. Они были СЛИШКОМ ХОРОШИМИ фермерами. :(
(Ссылка не работает, но замечательную эту статью, раскладывающую всю политику последующих десятилетий по отношению к индейским племенам на экономические полочки нашла на сайте NC State University College of Agriculture and Life Sciences. Думаю, она и сейчас там где-нить в библиотеке лежит.)
Ну и по поводу вопроса поста. Еще пара версий. Первая от моих соседей (устная), от мужика, который считает, что 2/3 кораблей не доплывали до порта назначения не разгрузив где-нибудь по пути контрабанду - Indian staff up to summer -- ну или что-то в этом роде - какая-то часть на корабле называется "summer", вот с этими словами отплывающие в Европу корабли и провожали, имея в виду, что-то типа "набит под завязку". (Сосед почему-то упомянул Голландцев: типа это от них след.) Но тут я не разбираюсь никак. За что купила, за то и продаю. :) Родом версия из Нью-Йорка.
Вторая версия - трагическая - родом из Коннектикута. В 163?-каком-то году было под корень вырезано племя Пекоков (за несколько лет до этого от него окончательно отделились всем известные Могикане, по-сути ослабив племя; междоусобица). Так вот: Могикане, Нарангасеты и (их руками Англичане) вырезали самое сильное на восточном побережье племя, которое главенствовало и связи с которым устанавливали Голландцы. В одну весеннюю ночь дети, женщины и старики - окружены и убиты, а выжившие мужчины - добиты в теч. следующей пары лет. А идиома "Индейское лето" возникла на контрасте по сравнению с наступившим отсутствием индейцев и отсутствием их хозяйственной активности ранее обычной в этот период."