Снова влезла, не удержалась. Если у вас нет грудничков -- пролистывайте.
"Нам 4 месяца, врач говорит, мол, присаживать в кресле для еды. Сажать каждый день по 5 минут, пока не сможет сама сидеть 20 минут, тогда можно начинать кормить с ложки. Моя мама говорит что нельзя так рано, особенно девочек. Муж думает, что это бабушкины сказки,и ничего. В интернете толком научного ничего по этому вопросу не нашла. Посоветуйте что делать."
Отвечаем.
"Зачем? Вопрос один - зачем? Чтобы что? Поскорее отдать в сад? Все эти приемы нужны, чтобы ускорить социальное «удобство» детей для взрослой культуры, чтобы в ясли отдать. Врач дает совет, как с наименьшими сложностями подготовить ребеночка к пребыванию не-с-вами -- в яслях, предполагая возможно, что "все отдают, и вы тоже отдадите".
Не спешите, насидится еще, более того: сидение, пожалуй единственное положение тела человека, которое не дает совершенно никакой пользы (разве только, если вы не на лошади или не гребете веслами).
И что значит (в интернете) "научного ничего нет"? Все есть и куча! Вот видите, когда ребенок сидит? Вот. Плюс к этому -- сам переворачивается с живота на спину и обратно (это тоже важно, что сам и в обе стороны) и из положения "на животе" может, подогнув ногу и оттолкнувшись рукой, сесть. 4 месяца -- крутится, 5 -- крутится и манипулирует, к 6-ти -- может вернуть игрушку, если уронил, потому что крутится и (чуть позже) может сесть, и взять игрушку уже сидя. Сидение -- первый этап освобождения руки. Потом видите -- на животе, но не на поднятых руках, потом стоит (на самом деле "встает") у опоры, а потом снова ползет, уже к тому, что увидел, пока стоял. Многие в этом возрасте "начинают ходить" обычно около опоры, но это вертикально и всем нравится. [Я выше написала, почему это на самом деле на так уж и хорошо.]Я выше написала, почему это на самом деле на так уж и хорошо.
Дети часто начинают ходить не потому, что такие развитЫе и сильные, а потому, что НЕ умеют расслаблять произвольно мышцы. Им встать - разогнуть ноги и вытолкнуть себя, проще, и передвигать потом у опоры руки-ноги -- проще, чем расслабить, присогнуть и сесть.
Присогнутые колени - это готовность увернуться и убежать от опасности. И чередование напряжение-расслабление, это то, что задает ритм всему от погулял-поспал до поел-покакал. Если ребенок недоползал - он а) не добрал силы в плечевом поясе (а с этого начинается та самая мелкая моторика, которую потом все как сумасшедшие наверстывают «развивая пальчики» - в пальцах НЕТ мышечных волокон (!) там нечего развивать) У него б) возможно не досформировался шейный изгиб позвоночника - последний амортизатор для бега и продолжительной ходьбы по твердой поверхности, Он в) не добрал естественной базовой ритмики крупных мышц (лево-право) и тренировки переходов через серединную линию тела.., г) ну и по мелочи еще там всякого. Если у ребенка нет какой-то явной сложности, то все недобранное так или иначе потом добирается, если не до нормы, то минимума.
НО все, что ребенок не добрал, увеличивает потом необходимое кол-во повторений при освоении новых навыков, потому что сначала - добрать, а потом добавлять новое. Ну, скажем, кидать мячик попадая в цель, он будет не с пятого раза, а с 35-го. Нас это мало волнует, не так ли? Подумаешь! Научится. Ну и что, что ручки слабоваты - догонит. Верно. А теперь представьте, что ему надо крысу прогнать и кидает он камни. 35 - это слишком много повторений, без попадания в цель, когда есть опасность... Мы относительно безопасно живём (ну, без учета вируса) и наши дети проскакивая некоторые периоды развития недобирают ооочень много. Просто это не так заметно, потому что, см. выше, мы относительно безопасно живем.
Сейчас еще картинку покажу.
Обратите внимание на стиль изображения. Это изображение рекомендаций середины прошлого века. а) многого тогда еще не знали точно (ни про ползание, ни про прикорм, ни про кормление грудью); б) ребенку полагалось быть в яслях, в манеже. Поэтому на этой картинке ползанья нет. Вообще. Сидение в 4 месяца допустимо, (правильно, так няне удобнее кормить), но оно с опорой и в присутствии человека (рука на картинке), а не в кресле (!). Вы рукой (в идеале) чувствуете, когда ребенок устал. И обратите внимание, на один момент: что ребенок может делать "Сам"? (А ничего) Он по большей части или с рукой взрослого изображен, или у опоры.