"Метафоры важны, они постоянно окружают нас; всегда. Метафоры важны, и их нельзя игнорировать потому, что они предуготовляют ожидания... Метафора -- это важно: она открывает двери в новое."
(Metaphor matters because it's around us every day, all the time. Metaphor matters because it creates expectations...Metaphor matters because it opens the door to discovery.)
Originally posted by
islandena at
синестезия и метафораНикак не могу сдать в библиотеку книгу о метафоре, потому что снова и снова ее листаю и перечитываю отдельные фрагменты. Одна из тех книг, в которых факты утрамбованы так плотно, что даже при внимательном чтении не охватить и не ухватить все. (эх, где ты, внимательное чтение? да чтобы днем, да чтоб с ясной головой...)
Несколько цитат на память и чтобы потом еще допольнительно почитать об этом.
"Многие метафоры, которые мы используем постоянно, по форме своей - синестетические, они описывают определенный сенсорный опыт, прибегая к языку, свойственному описанию иного сенсорного опыта ("кислое лицо", сексуально привлекательные люди - "горячие"...)
"Некоторые исследователи считают, что все люди рождаются синестетами, что синестезия - это наш первоначальный (original) способ восприятия мира. У новорожденных детей огромное количество нейронных связей между разными сенсорными центрами мозга, со временем это количество уменьшается. Согласно этой теории, синестезия - это естественный результат случайных наложений (? crosstalk) этих нейронных связей. Только по достижении 4 месяцев, когда кора головного мозга достаточно созревает и избыточное количество нейронных связей начинает уходить (snap), исчезает и эта врожденная синестезия.
Синестетические метафоры следуют поразительно устойчивому образцу: слова, описывающие более непосредственные (immediate) ощущения - осязательные, вкусовые и обонятельные, используются для описания переживаний менее непосредственных (less immediate) - идущих от органов зрения и слуха. Осязание, вкус и обоняние - чувства, идущие от субъективного опыта (experienced-based sensations), в то время как зрение и слух - чувства объектные (object-based sensations). Так, неприятный вкус телесно ощущается гораздо интенсивнее (experienced much more viscerally), нежели неприятный цвет. Первые переживаются как находящиеся внутри тела, последние - как исходящие от внешнего объекта.
В синестетической метафоре чаще источник (source) метафоры находится в более непосредственном чувстве, а объект (target) обычно исходит из менее непосредственного чувства.
Некоторые исследователи полагают, что это движение от менее непосредственного переживания к более непосредственному корреспондирует (parallels) c физиологическим развитием самих чувств, а следовательно, отражает базовую модель восприятия. Действительно, исследования показывают, что люди находят метафоры, построенные в соответствии с этим принципом, более легкими для понимания. Возможно, именно поэтому sweet silence (звук определяется через вкус) - это распространенное выражение, в то время как метафоры silent sweetness (вкус через звук) не существует, и поэтому soft brightness (осязание определяет зрительный образ) имеет смысл, а bright softness (осязание через зрение) - нет.
Исследования английской, французской, венгерской поэзии 19 века, а также израильской поэзии 20 века показали, что носители разных языков и культур настроены на один и тот же сенсорный камертон. Большинство метафор в исследованных текстах следовали в одном направлении: от более непосредственного к менее непосредственному.
<...>
Направленность синестетической метафоры повторяет направленность метафоры как таковой.Метафорическое мышление обычно следует в одном направлении, приспосабливая язык конкретики (слова, которые мы используем для описания наших обыденных дел, физического мира и ощущений) к описанию абстракций (мыслей, чувств, эмоций, идей).
<...>
Нейропсихолог Вилейанур Рамачандран (Vilaynur Ramachandran), занимавшийся случаем Дэниэла Таммета, предположил, что метафора может происходить от синестезии. Анатомически пути визуальных и аудиальных каналов (visual and auditory pathways) в мозгу очень близки. В ходе эволюции бродячие (? stray) визуальные нейроны могли "встроиться" (branched out) в соседнюю аудиальную зону, чтобы передавать визуальные сигналы в ответ на звуки.
Возможно, поэтому каждый раз, когда у человека с цветным слухом активируются нейроны, кодирующие (encoding) озвучку букв, параллельно начинается активация и нейронов, кодирующих цвет. "Может ли это быть простым совпадением, - спрашивает Рамачандран, - что наиболее распространенная форма синестезии включает в себя графемы (буквы, цифры, знаки пунктуации и т.д.) и цвета, и что зоны мозга, связанные с этими процессами, находятся по соседству?"
Некоторые синестетические способности сохраняются у нас у всех, как это продемонстрировал в 1929 г. психолог Вольфганг Келер в своем эксперименте, известном как
буба-кики эффект.
<...>
Аналогично, исследователи пришли к выводу, что праворукие люди предпочитают правую сторону тела, т.к. лучше ею владеют.А поскольку большинство людей праворуки, это предпочтение может быть источником метафор вроде "этот человек - моя правая рука", равно как и ассоциациирования "левого" с "плохим" или "низшим", как то видно из слова sinister (зловещий, мрачный), происходящего от латинского корня со значением "левый".
Синестетическая связь между музыкой/пространством (space) и числами/высотой, как и корреляция между звуком/светом, может быть обусловлена нашей способностью находить схожие признаки у несхожих объектов. Точно так же, как мы находим "глубину" у басовых нот, потому что этот звук "низкий" по частоте, точно так же мы находим "высоту" у бОльших чисел, т.к. это "больше чем" мЕньшие числа.
С точки зрения нейробиологической экономии, смешивание физического и метафорического имеет смысл. Т.к. мы способны воспринимать не только конкретную сенсорную информацию, а обладаем также и абстрактным мышлением, нет нужды создавать новые нейронные связи для решения этих задач.Вместо этого, в результате процесса, именуемого scaffolding (букв. - подпорки, строительные леса), существующие связи приспосабливаются для решения двойной задачи.
Так, участок мозга, анализирующий температуру окружающей среды, начинает анализировать и эмоциональные температуры. Зона, занимающаяся физическим пространством и весом, начинает специализироваться также и на психологическом пространстве и весе.
<...>
Теория, что биологический опыт формирует базис для метафорического мышления - или, точнее, для мышления в целом, - известна как воплощенное познание (embodied cognition), ее идеи сформулированы учеными-когнитивистами Джорджем Лаковом (George Lakoff) и Марком Джонсоном (Marc Johnson). Лакоф и Джонсон заметили, что самые распространенные метафоры, которые мы не задумываясь используем каждый день, вырастают из нашей физиологии.
Так, например, выражение I'm feeling up todaу, вырастает из метафорического уравнивания счастья и высоты. <...> Почему? Потому что мы буквально up (т.е. вертикальны), когда мы активны, оживлены, бодрствуем, и мы буквально down (т.е. горизонтальны) в унылом, сонливом состоянии или во время болезни.
Наш разговорный язык изобилует такими примерами.
<...>
В 1960 г. польский нейропсихолог Жезы Конорски (Jerzy Konorski) обнаружил "гностические нейроны" (gnostic neurons) - клетки мозга, которые активизировались (fire) в ответ на образы определенных людей или объектов. Позднее эти нейроны стали называть "
бабушкины клетки" из-за экспериментов, в которых эти клетки реагировали на образ бабушек участников. Недавнее исследование показало, что эти нейроны реагируют не только на физическое представление (physical representations), но и на понятия, связанные с этими представлениями.
<...>
Ученые считают, что гностические нейроны могут играть ключевую роль в формировании долгосрочной памяти, а также устойчивых концептов, которые появляются в результате повторяющихся ассоциаций определенного физического стимула и абстрактного представление.
<...>
Некоторые ученые выдвигают предположение, что эти клетки могут также кодировать поведенчески важные характеристики среды, позволяя нам переключаться с физического пространства на концептуальное. Если это предположение верно, эти клетки будут участвовать (или been scaffolded) в реализации той самой двойственности, необходимой для формирования буквальных (literal) и метафорических мыслей. Если одна группа (cluster) нейронов может кодировать концепт "Холи Берри", то почему бы заодно им не кодировать и "любовь - это путешествие" или "идеи - это пища"?"
Любопытный рассказ о работе креативной студии Уильяма Гордона и Джорджа Принса (Willian J.J. Gordon and George Prince) "Synectics". Это брэйнсторминговое агенство, помогающее компаниям создавать инновационные продукты.
Для работы в "Синектиксе" Гордон отбирал людей на основании их способностей к метафорике. Он и его сотруднии брали на работу тех, кто в беседе продемонстрировал наиболее творческое использование языка и способность проводить необычные аналогии. Работники компании отличались своим умением принимать "неважное" (irrelevant), "детской" готовностью включаться в ролевую игру и были чрезвычайно продвинуты в умении подавлять крицизм и недоверие. Кроме того, им надо было продемонстрировать умение находиться продолжительно в ситуации ролевой игры. Если перед командой ставилась, например, задача придумать новый вид небьющегося стекла, их просили представить и сформулировать, на что это похоже - быть куском стекла, примерно так же, как участиков писательского мастер-класса просили подумать, каким видом дыма мог бы быть Марлон Брандо.
Главный принцип - сделать новое знакомые, а знакомое - новым. Та же идея, что и у Шкловского в остранении (на него и ссылаются).
Заглянуть под обложку.