Великий моралист Лев Толстой, как известно, терпеть не мог шекспировщину и театр. Постмодернистская смелая кинотрактовка «Анны Карениной» Райтом и Стоппардом, в которой градус театрализованности явно превышен, ему бы точно не понравилась. «Толстой в гробу перевернётся», это один из самых мягких комментариев зрителей, читавших «Анну Каренину» и покидавших зал, чувствуя, что они изрядно переплатили за два часа «улёта» в мягких креслах кинотеатра.
Первый же серьёзный промах фильма динамичный трейлер даёт совершенно противоположное представление о том, что будет происходить на экране. Начать со сцены и неправдоподобно-декоративной России, конечно, хорошо (очень похоже начинался «Аноним»), но приём этот явно не завершён, так как декорации не «ломаются». Сравните с совершенством приёма разрушения декораций в «Приглашении на казнь» Набокова, например! Пейзажи, которые, видимо, по задумке режиссёра должны были быть противопоставлены душному, тесному и декоративно-фальшивому городу с его чиновничьей рутиной и кривотолками высшего света, крайне неубедительны. Разве так выглядела барская усадьба? Разве топят хворостом, а не дровами? Разве так косят сено и складывают его в стога? Крестьяне (недавние крепостные) похожи на счастливых, овестернизированных цыган из Румынии. Наконец, всё это щедро сдобрено русско-народными песнями с акцентом, от которых вянет слух даже у вовсе оторванных от национальной культуры зрителей.
Мы видим не Царскую Россию, а какой-то шарж на неё, неуместную экономию пейзажа, недоигранные сценки светской жизни, выхолощенный сюжет со внезапно булгаковским моралите: «Выбирайте правильных попутчиков». Единственно удачный ход введение демонического образа сцепщика в угольно-дымном наряде кочегара и его живописная смерть под колёсами поезда. Тема кишок на рельсах убедительно раскрыта.
В остальном, правдоподобность и историчность нарушены полностью, важные сюжетные линии романа и перипетии отношений героев (Левин-Китти, Облонский-Долли, Анна и её дети) безнадёжно увяли. Что же спасает фильм? Прежде всего, искренняя и талантливая игра Киры Найтли, которой явно удаются подобные, требовательные к актёрам картины, заставляющие погрузиться в эпоху и образ. Хорош сибарит-Облонский, стремительно и показательно без сожаления меняющий чиновничий сюртук на обеденный фрак, Джуд Лоу сыграл убедительного Каренина, но боюсь, режиссёрская трактовка так перековеркала его образ, что редкий среднестатистический зритель, хрустящий попкорном, поймёт, что это прогрессивный государственный деятель, либерал, а вовсе не сухарь-консерватор.
Отметим, что другие актёры (Вронский, Левин, Китти) также приложили максимум стараний, чтобы быть русскими песчинками в той романной глыбе, которую создал на шаблоне «Мадам Бовари» яснополянский старец. Не дам ни зелёный сигнал, ни красный, отправляя этот фильм под «локомотив истории». Пусть уж лучше меня считают нейтральным критиком-стрелочником.
5 из 10
Рецензия на Кинопоиске на фильм «
Анна Каренина (2012)»