Сложно исправлять чужие ошибки, но во сто крат тяжелее говорить о вещах, смысл которых, как кажется, давно установлен. Масштаб таких "правильных" заблуждений настолько велик, что любое иное мнение вызывает бурю негодования и волны протеста. К ряду именно таких явлений и относится символ свастики, который в сознании вот уже нескольких поколений жёстко и чётко соотнесён с "фашизмом" без всякого права на реабилитацию. Конечно, память об ужасах любой войны неизгладима, но символ как таковой не имеет "права голоса" при том или ином использовании, и поэтому не может нести никакой ответственности за руку, его изображающую. Каждая культура мира имеет те или иные характерные только для неё символы, но есть среди них и такие, которые объединяют большинство народов планеты. Именно таким знаком и является свастика.
Почему именно на нашей земле затрагивается эта тема? Да лишь потому, что великое множество людей здесь живёт с грубейшим заблуждением относительно "фашистского знака". Этот символ на протяжении многих тысячелетий является священным для этой земли, и лишь события XX века изменили его восприятие на противоположное. А что может быть хуже ненависти к собственной истории? В этом разделе предпринимается попытка проследить эволюцию свастики со времён её первого появления до наших дней, охватить как можно шире территорию её распространения, а также включить в повествование максимальное количество иллюстраций, чтобы люди смогли переступить порог тысячелетий, избавившись хотя бы от одной, но очень существенной ошибки.
Происхождение любых культурных явлений, особенно если их возраст насчитывает не одно тысячелетие, следует искать далеко за рубежами "нашей эры", ведь именно в Древности сокрыты многие невидимые глазу причинно-следственные нити. Рассматриваемый нами случай не есть исключение, и на поиски истоков мысленно перенесёмся в Гиперборею - легендарную северную прародину Арийской расы, в земли, лежащие "за северным ветром" (а именно так дословно и переводится название "Гиперборея"). Теперь эта территория покрыта водами Северного Ледовитого океана. Предположительно столица Гипербореи располагалась непосредственно в районе точки географического полюса Земли. Есть сведения о том, что город этот именовался Пола ("Покой"). Не отсюда ли пошли слова "полис" ("город") и Полюс - как вершина Земли? Пола не представлял собой город в современном понимании этого слова. Он был единой системой примерно двадцати четырёх сооружений-замков по берегам внутреннего моря - Великого Вращающегося озера. Ось - Мировое Древо (или Древо Миров) - была неким сакральным символом гипербореев (жителей тогдашнего "крайнего" приполярья). Известно его начертание:
круг ,
описываемый около средоточия перекладин. Так обозначалась планетарная Ось - мистический центр планеты. Уже в этом символе можно легко обнаружить черты свастики - характерная четырёхчастность, симметрия и замкнутость. Причём любопытно, что начертание этого знака предопределено формой самого континента Гипербореи. Сохранилась
карта Г.Меркатора 1595 г., наиболее известного картографа всех времён, основанная на древних географических представлениях.
На ней Гиперборея изображена достаточно подробно - в виде архипелага из 4 огромных островов, отделённых друг от друга полноводными реками. Не удивительно, что символом Духовной традиции Арктиды (одно из названий Гипербореи) являлся
Замкнутый Крест .
Главный храм Полы располагался прямо над Полюсом, являясь средоточием духовной Силы. Существует легенда о том, что эта каменная постройка не стояла на земле, а висела в воздухе благодаря магическому искусству зодчих, отбрасывая тень на гигантский водоворот под собой. Тень эта имела вид креста,
форма которого дошла до нас. Вероятно, в те времена он означал Вращающееся озеро и Храм-Крест над ним. Именно так порой ничего не значащие на первый взгляд предания разных народов спустя много веков открывают свои секреты. Затем в результате изменения климата люди были вынуждены покинуть обетованные земли. Новый приют был найден на территориях уже хорошо известных нам материков и континентов - Евразии, Америки, Африки и Австралии. Но в их сознании жила память о прародине и её символах. Именно поэтому сегодня археологами по всему миру фиксируется огромное количество спиралевидных рисунков. Лишь немногие видят в них символы самоидентификации местного населения как выходцев из Гипербореи. Именно это обстоятельство и объединяет самые различные народы земного шара. К таким же общим мотивам относится и изображение Солнца, движущегося в поднебесье. Ведь и мы, и древние люди видели на небе одно и то же - солнечный диск. А это, пожалуй, единственное место, где сходятся взгляды людей из разных эпох.
Естественно, такой многогранный культурный феномен как свастика исключает любую возможность однозначного толкования. Это же относится и к происхождению этого символа. Весьма сложно прийти к единой точке зрения в вопросе о корнях и причинах появления свастики. Тем не менее, авторами в данной работе предпринимается попытка рассмотреть наиболее распространённые и вероятные мнения, ведь кроме упомянутой в разделе
"Предыстория" связи свастики с северной прародиной человечества, Гипербореей, существует множество иных концепций зарождения этого явления.
Прежде всего, необходимо упомянуть точку зрения, высказанную Томасом Вильсоном в его серьёзном труде о свастике, который был издан в 1894 году. В этой книге он ссылается на Шлимана, исследователя Трои, который рассказывает о культе птиц в системе верований троянцев. Птичьи следы на земле и силуэты птиц в полёте напоминают символ свастики. Подобные знаки были широко известны не только троянцам (
рисунок :
1-6 - Троя, 7 - Азербайджан, 2 тыс. до н.э., 8 - Азербайджан, средние века, 9 - Греция, 2 тыс. до н.э., 10 - сарматы, II в. до н.э., 11 - Украина, 2 тыс. до н.э., 12 - Древний Иран, 13 - знак Юрия Долгорукого, 14 - юг России, около 1000 г. до н.э., 15 - Китай, 2 тыс. до н.э., 16 - Поволжье, эпоха бронзы, 17 - Ингушетия, 18 - архаическая Греция, 19 - Италия, эпоха бронзы).
Целый ряд взглядов на появление свастики связан с Древней Индией. Во-первых, свастика считается символическим обозначением палочек для добывания огня, что указывает на её связь с огненным божеством Агни. Во-вторых, свастика видится связанным с Гарудой, птицей из космоса, персонификацией кометы, летящей по направлению к Земле. В-третьих, существует достаточно необычная теория о том, что древнеиндийским мудрецам удалось познать структуру атома углерода. Беспорядочное движение электронов приводит к образованию т.н. "электронных облаков", которые в атоме углерода расположены в виде тетраэдра. Хотя электроны движутся хаотично, недавние исследования подтверждают, что в электронных облаках существуют зоны, в которых электроны бывают чаще. Эти зоны имеют вид спирали вокруг каждого из облаков, имеющих каплеобразную форму. Символы, которыми древнеиндийские мудрецы обозначали эти спирали, назывались Аумкара и Свастика, причём последняя являлась двумерной проекцией Аумкары. Интересно, что под другим углом зрения эти фигуры напоминают греческие буквы "альфа" и "омега", которые в свою очередь являются сакральными символами западной веры, христианства, что наводит на мысли о единстве всех религиозных систем, которые отличаются лишь "углами зрения", то есть являются разными аспектами познания истины.
Небезынтересны также и астрономические аспекты появления свастичной символики. Для возможного объяснения мысленно перенесёмся к рубежу пятого - четвёртого тысячелетия до нашей эры. Племена трипольской культуры в разное время проживали на территории от Дуная до Днепра. Являясь носителями высокоразвитой по тем временам культуры, трипольцы имели стройную систему религиозных и мировоззренческих представлений. В дальнейшем их миропонимание явилось основой философии древнейших мировых цивилизаций. Среди достижений трипольской культуры можно упомянуть счёт, начальные астрономические знания и предположительно письменность. Воззрения трипольцев нашли своё воплощение в великолепных многоцветных росписях культовой и бытовой керамики. Что касается бытовой утвари, то её освящение объясняется достаточно просто. Во все времена пища для людей была даром свыше. Особенно ярко это верование выражалось в древнем обществе. В добывании пищи немалую роль играли боги-помощники, вот и появились их символы на вместилищах для даров. Однако вернёмся к теме главы. Во время появления свастики северный небесный полюс находился примерно в одном градусе от звезды альфа созвездия Дракона. Через несколько сотен лет, во времена строительства Великих пирамид, северный полюс совпадёт с этой звездой. Ещё через пару тысячелетий она получит название Тубан, что по-арабски означает Дракон. Вокруг небесного полюса совершается как суточное вращение небосвода, так и годовое. Суточное вращение для человека незаметно, поскольку днём звёзды не видны. А вот годовое при достаточном терпении и способности делать простейшие эскизы вполне можно увидеть. Трипольские жрецы выбирали на ночном небе какое-либо созвездие и зарисовывали его положение в одно и то же время суток четыре раза в год: осенью, зимой, весной и летом. В тот период северный небесный полюс, как уже было отмечено, находился около звезды Тубан. Направление на полюс задаётся линией, проведённой через звёзды "гамма" и "эта" созвездия Малой Медведицы. Если зарисовать положения этого созвездия в 22.00 в один из дней октября, января, апреля и июля, и соединить линиями центр и часть звёзд малого ковша и рукоятки, то получится свастика, первоначально значение которой, согласно этой версии - цикличность изменения времен года (
схема ).
Кроме того, на китайском изображении комет на шёлке, возраст которого приблизительно 2300 лет, можно видеть всё ту же свастику, что также говорит о ней, как о форме, в которую часто облекались астрономические представления древних. Таким образом, мы получаем достаточно логичное объяснение использования свастики в качестве символа, обозначающего круговорот бытия.
Что касается собственно солярной концепции, связывающей свастику и Солнце, то согласно этой теории свастика рассматривается как результат эволюции первоначального солнечного символа - круга в крест с дальнейшим приданием ему динамики путём изображения его вращающимся с целью передачи движения Солнца по небосводу. Солнечный диск был первым, что увидел древний человек, подняв голову. Солнце давало свет, тепло и урожай - неудивительно, что Оно испокон веков ассоциируется в человеческом сознании с понятиями блага, добра, удачи, света и тепла, как физического, так и духовного. С другой стороны, человек давным-давно осознал цикличность бытия, круговорот рождения-смерти, зимы-лета и так далее. С незапамятных времён люди пытались спроецировать вселенские законы на предметы, окружавшие их в жизни. Передачей положительного значения Солнца и попыткой призвать Его живительную силу всегда была солнечная (иначе солярная) символика. Любые знаки, так или иначе связанные с кругом, симметрией, вращением тем или иным образом подпадают под данную категорию. Катящийся по небосводу солнечный диск нашёл свое воплощение в свастике, и в данной работе мы будем исходить именно из солярности свастики. Трудно найти такой же распространённый, но в то же время такой неоднозначно воспринимаемый культурный символ. Естественно, упомянутыми версиями вовсе не исчерпывается весь диапазон взглядов на происхождение этого символа. Однако цель этой работы иная - к сожалению, этот древнейший знак для большинства людей имеет крайне негативную окраску и является сейчас в их понимании лишь фетишем германских национал-социалистов. Возраст этого символа - как минимум 6 - 7 тысячелетий, а количество народов, придававших свастике религиозное и иное значение, не поддаётся исчислению.
Слово "свастика" традиционно обозначает равносторонний крест с загнутыми в одну сторону концами. Также её можно интерпретировать как четыре угла, соединённых в одной точке. Иногда углы были закруглёнными, иногда прямыми, острыми и даже тупыми. Само название происходит от сочетания санскритских слов "су" (добро) и "асти" (быть). К этому же корню восходит русское "свет". У славян свастика также была известна как коловрат, у германцев - Fylfot (Fylfog) (староангл.) или Fyrfos (старонем.). Более того, у славян существует множество свастичных символов с разнообразными оттенками значения, а скандинавы почитают Крест Одина - сочетание четырёх свастик разной направленности, объединённых вокруг креста. Многим народам Европы известна трёхлучевая свастика -
трискель ,
изображение которого варьировалось, но везде значение оставалось неизменным - на Севере (1), на Британских островах (2), в Уэльсе (3) - Глаз Дракона. Также известен вариант под названием
"Зонненрад" - "Солнечное колесо", использовавшийся позже как символ германского оккультного ордена "Туле". Буддисты называют свастику "мандзи", христиане - "гаммадион", у древних греков простая свастика называлась "тетраскеле", а с лучами в виде спиралей - "меандр". Китайцы называют левую свастику "вань", а правую - "вань-цзы".
По одной из концепций происхождения свастики, древнейшее изображение этого символа было обнаружено в Северо-западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных
крышках небольших сосудов, назначение которых скорее всего было ритуальным. Естественно, ведь в то время зависимость людей от природы была очень велика, и именно в ней люди видели своих Богов. Поэтому на ритуальных принадлежностях просто необходимо было начертать священные символы, символы стихий, среди которых главным, конечно, было Солнце. Эта керамика, возраст которой определяется учеными в 5450-5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра. Некоторые ученые оценивают её возраст на 1000 лет старше - 5 тысячелетие до новой эры.
По другим версиям, свастика была обнаружена на входе в пещеру времён палеолита, что делает её возраст равным 10 тысячам лет. Как бы там ни было, до постройки египетских пирамид и появление дощечек с шумерскими письменами оставались ещё тысячелетия. В начале 3 тысячелетия трипольцев, прародителей индоевропейцев, начали теснить пришедшие с Востока представители ямской культуры. Часть трипольцев ушла на север Балканского полуострова и в юго-западные области Малой Азии. Здесь они положили начало крито-микенской культуры и чуть позже заложили основы соперника Древнего Египта - государство хеттов. О том, что символика древних трипольцев на Крите была ещё жива и понятна народам даже в пятом веке до н.э., свидетельствует критские монеты с изображением Минотавра и неотъемлемого для него лабиринта в виде свастики. Греки-эллины также в этот период использовали свастику в качестве орнамента, но, утратив смысл этого символа, вскоре окончательно отказались от его использования. От греков свастика попала на Апеннинский полуостров к этрускам. Во 2 тысячелетии скифо-сарматские племена, вторгшиеся в Северное Причерноморье с Иранского нагорья через Восточно-Каспийские степи, заняли обширнейшие территории степной и лесостепной зон от Карпат до Алтая. Они-то и переняли у праславян их представления о мироустройстве. Скифская свастика была представлена как в виде
украшений керамики ,
сбруи коней, так и виде амулетов, и даже присутствовала на музыкальных инструментах. В XIII-VII веках до н.э. украшениями уздечек были стилизованные головы коней, образующие свастику, а в IX веке нашей эры свастика, образованная головами птиц, перекочевала на амулеты. На Русской равнине свастика фигурирует также на амулетах и ювелирных изделиях булгар в XI-XIV веках н.э., ранее вытесненных со скифских земель в Предкавказье полчищами гуннов. Часть скифских булгар с восточного побережья Чёрного моря переместилась на западное, ближе к Балканам, другая - поднялась по Волге до Камы, где образовала небольшое государство Волжских Булгар. Позднее вместе с другой ветвью индоевропейских племён, дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов, в том числе и семитских - древних египтян и халдеев. С этой же волной индоевропейцев в середине 2 тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, и, как многим другим явлениям, в культуре Востока ей был предан мистический смысл.
Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и в Китай. Еще через столетие она приходит в Японию, и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал её одним из своих важнейших символов. Это обусловлено тем, что Будда был включён проповедниками в пантеон божеств с тем, чтобы не вызвать недовольства со стороны большинства населения, исповедовавшего "добуддистские" верования. Как следствие такого нововведения, новых символов изобретать не пришлось.
Существуют также иные точки зрения на родину этого символа. Например, некоторые учёные считают древнейшей свастику из Малой Азии
6 тысячелетия до н.э .
Кроме того, некоторые её разновидности относят к эпохам неолита и энеолита (
рисунок :
1 - центральная Европа, 2 - Малая Азия, 3-7,10 - Иран, 8 - Восточная Европа, 9 - Западная Европа, 11 - Закавказье, 12 - Троя, 13 - доисторическая Индия). Прослеживается соответствующая символика и в культуре Закавказья, о чём свидетельствуют
узоры ,
возраст которых насчитывает не одно тысячелетие.
Индейцы Америки, жители Тибета, индусы, китайцы, скифы, семиты, персы, баски, греки, японцы, кельты, ирландцы, славяне, германцы: вот лишь неполный список народов, история которых говорит об использовании свастичной символики. Народности Ашанти (Африка), Тлингит (Аляска), Куна (Панама), Навахо (Америка) и жители о. Бали также не понаслышке знакомы со свастикой. Этот символ обнаружен на глиняных сосудах из Самарры (территория современного Ирака), которые датируются 5 тысячелетием до нашей эры. Свастика встречается в культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н.э. В Северо-восточной Африке археологи нашли погребальную стелу царства Мероз, которое существовало во II-III веках нашей эры. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также изображена свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ганы, и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика была почти на всех оберегах у славян, поморов,
скалвов,куршей ,
сарматов ,
мордвы, удмуртов, башкиров, чувашей и многих других народов. Во многих религиях свастика по сей день является важным культовым символом. В древней Персии она украшала священные постройки, например,
мавзолей шаха Наматоллы Вали (XV век). В древнеиндийской философии и буддизме свастика - символ вечного круговорота вселенной, символ Закона Будды, которому подвластно все сущее. В Индии джайнисты и индуисты изображают свастику повсеместно: на воротах храмов, на каждом жилом здании, на тканях, в которые заворачивают священные тексты, на погребальных покровах. Ни одна священная церемония не проводится без изображения свастики. Многие народы бывшего СССР использовали свастичные узоры в древности и продолжают использовать их сейчас. Это и буряты, и
осетины ,
и дагестанцы (
резной камень , около XVIII в.;
женское свадебное украшение ).
источник