Почему символ Света превратили в нечто несущее зло?-часть2

Apr 15, 2012 07:28



Свастика также широко распространена на Кавказе

рисунок ;



1 - чеченцы, 2 - абхазцы, 3 - армяне, 4 - азербайджанцы, 5,6 - грузины).

В высокоразвитой культуре кельтов важное место занимали именно свастичные орнаменты ( рисунок ). 

Витиеватый трискель, например, считался изображением "спирали жизни". Он был обнаружен на древнем святилище бронзового века. Любопытно, что его рисовали в одну линию, не отрывая руки (1). Иной вариант этого символа обозначал три стихии материального мира, отражённые во всех телах - Землю, Воду и Небо (2) - каждая стихия течёт наружу и всегда возвращается к исходной точке. Также трискелем символизировалось Тройственное Женское Божество у друидов (Фотла-Эйру-Банба) или в традиции Викка (3). А вот этот символ (4) - собственно кельтская четырёхчастная свастика, изображённая на золотом щите ритуального назначения. Кроме того, необходимо упомянутьфигурку Божества



прекрасной работы с изображением Креста Одина, по всей видимости, заимствованного кельтами у скандинавов.

Важное место занимала свастичная символика в известной своим богатством древнегреческой культуре. Например, любопытный варианттрискеля ,



трёхлучевой свастики, был изображён на щите, который подносился победителю Олимпийских игр в Афинах. Аполлон, бог солнца, нередко изображался с украшенными свастикой щитом и колесницей .



Кроме того, щит богини мудрости Афины



украшала стилизованная свастика в виде голов коней, а сама богиня нередко изображалась в украшенном свастиками одеянии .

Древние греки часто использовали свастичный орнамент, расписывая свои прекрасные вазы .

Жители острова Кипр изображали свастику на украшениях своей керамики . Даже во времена Возрождения живописцы, изображая сцены из жизни Древней Греции, в качестве орнамента нередко использовали свастику, ( фрагмент фрески Рафаэля "Античная школа" ). Более того, в культовых постройках северного Кипра фрески прямо-таки изобилуют изображениями свастики. Во время путешествия в эту чать острова была сфотографирована одна такая фреска на полу , изображающая множество священных символов, в том числе и солярных.

Значительное место отводилось свастичной символике в культуре викингов. Одним из самых распространённых священных символов былКрест Одина



(Odinskret), в котором 4 свастики сгруппированы вокруг Солнечного Колеса Крест Одина считается олицетворением взаимосвязи времён года, вех человеческой жизни, различных форм сознания и т.п. Также свастика почиталась как символ, объединяющий динамику и статику. Для многих народов свастика была оберегающим и приносящим удачу символом, именно этим обусловлено широкое использование её в качестве украшений на оружии - Святое Солнце, играющее на клинке, приносило победу в бою. Так, на древнескандинавских наконечниках копий наряду с иными узорами мы видим правую свастику, Солнце, знак удачи ( правая свастика и левый трискель ,



правая свастика ). Свастикой нередко украшались ножны для мечей .



Также свастика изображалась на магических амулетах древних германцев - т.н. брактеатах ,



на которых также присутствуют рунические надписи .

Вызывает интерес украшение шахматной фигурки из коллекции в 93 фигуры, найденной на западном побережье острова Льюис в 1851. Шахматы сделаны из моржовой кости в те времена , когда эта земля была частью Норвежского королевства. На щите древнего воина, полем битвы которого стала шахматная доска, мы видим свастичный орнамент. Стоит также отметить впечатляющие украшения



древних скандинавов. Являясь безупречными с ювелирной точки зрения, они имели глубокий мистический смысл. В этом отношении также интересна бронзовая брошь , украшенная стилизованными трёх- и четырёхлучевыми свастиками. Любопытна связь свастики с руническими письменами - например, надпись , выполненная серебром на бронзовом мече. Кроме оружия и ювелирных изделий, скандинавы украшали свастикой предметы быта (фрагмент конской упряжи, гребень).

Однако этим не ограничена распространённость свастики в Европе. В древние времена намного сильнее, чем сейчас, ощущалась связь поколений и времён. Подтверждение этому можно найти практически в любой сфере жизнедеятльности людей той эпохи. Остановимся на наиболее красноречивых примерах, а именно на применении свастичной символики в качестве украшения керамики, что всегда являлось характерной чертой европейского гончарного ремесла, с древних времён (например, керамика Босфорского королевства )

и до сравнительно недавних пор ( чаша , найденная на о. Рюген, ныне Германия, с морской и небесной символикой; гончарное клеймо из Гданьска, X век; западноевропейский орнамент , XIII век). Невозможно охватить весь диапазон культур, использовавших свастику. Многие народы остались за рамками этой работы, но это вовсе не значит, что по рассматриваемому вопросу о них сказать нечего. Авторами были упомянуты многие культуры, оказавшие влияние на становление европейской цивилизации. Тем не менее, нехватка места и материала обусловила то, что "за кадром" остались многие народности, внесшие свой вклад в развитие Европы. Это ни в коей мере не значит, что символ, ставший темой этой работы, был свойственен лишь отдельным народам. Постоянное взаимопроникновение одной культуры в другую, в рамках не только областей и государств, а даже материков обусловило широкое распространение свастики по всей планете. Оставив вопрос о вероятности общей прародины всех людей для обсуждения в другом месте в иное время, авторы сконцентрировались лишь на фактах, которые объединяют множество народностей со всех уголков планеты, а именно использование свастики и является таким фактом, который суть связующее звено между доисторическими временами и средневековьем, между Востоком и Западом, Севером и Югом. В пределах Европы найдено множество предметов, украшенных свастикой, которые относились к различным сферам человеческой деятельности. Тут необходимо упомянуть и древний алтарь , найденный на территории Франции, и резной камень из Ирландии, и вазу племени галлов , и англосаксонскую фибулу , и многое другое, что не вошло в данную работу. Однако авторы выражают надежду, что и использованного материала достаточно для того, чтобы проиллюстрировать всю широту распространения свастики.

Культура американских индейцев также не обошла вниманием свастику. Хотелось бы отметить свастичные узоры в культуре долины Миссисипи и Мексики. Индейцы Навахо изображали свастику с антропоморфными мотивами - загнутые концы лучей представляли собой человеческие фигурки, изображавшие мужчину и женщину. Весьма любопытен ткаческий узор индейцев - он во многом напоминает славянский, рассмотренный в следующей главе - "Свастика на Руси" . Свастика также присутствует на щите воина из индейского племени Пима, пробитый стрелой противника. Очевидно, не только викинги верили в военную удачу, принесённую свастикой. Иногда индейцы сочетали свастику с тотемными изображениями .

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что свастика ни коей мере не является символом, принадлежащим какой-то одной народности, а напротив, связывает множество земель и народов, что даёт определённые основания для поиска общей прародины человечества.




Одним из главнейших мотивов русского ремесла всегда была солярная символика ,



одним из вариантов которой, как известно, и является свастика. Использование Солнца в качестве художественного образа характеризует высокоразвитую дохристианскую культуру славян. Это обусловлено родовым знанием - Веданием, в котором не последнее место занимала целая "династия" Солнцебогов. В настоящее время достаточно распространено мнение, согласно которому с крещением Руси в её истории начался новый этап, перечеркнувший собой всё, что ему предшествовало. Однако на самом деле христианство не только не искоренило так называемое "язычество", но и в значительной степени приспособилось к нему, лишь переделав богов в святых и заменив традиционные названия празднеств, месяцев года и так далее. Мотивы дохристианской культуры просматриваются буквально в каждой православной святыне (см. главу "Солярная символика и христианство" ).

По материалам археологических исследований Россия является самой богатой территорией по применению свастики как религиозного и культурно-бытового символа - ни Европа, ни Индия не могут сравниться с Россией в изобилии свастик, покрывающих русское оружие, стяги, национальный костюм, украшения ( височное кольцо из серебра ,



культура вятичей, XII в.; навершие булавки

Новгород, XII век; кольца пряжка ,



Новгород, XIII в.), дома предметы быта



и храмы, причём свастика используется как в качестве украшения с чисто эстетической функцией, так и в качестве обереговой символики. Рассмотрим, например, серебряное височное кольцо вятичей .



Наряду с руническими символами и производными от них, мы можем видеть свастики, расположенные на крайних лепестках. По всей видимости, это кольцо обладает большим магическим значением. Раскопки древних курганов и поселений говорят сами за себя - многие древние славянские городища имели форму свастики, сориентированной по четырем сторонам света. На протяжении многих тысячелетий славяне использовали символ свастики. Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее описание символики его щита



и доспехов можно найти в исторических хрониках.

Если почти во всех иностранных языках различные начертания солнечного креста с изогнутыми лучами называются одним словом -"свастика", то в русском языке для различных вариантов свастики существовало и существует поныне более 140 названий и гораздо большее количество вариантов изображения, что также свидетельствует о "русскости" этого символа. Например: Коловрат, Посолонь, Свята Дар, Солнцеврат, Агни, Солнечный Крест, Солард, Светолет, Цветок Папоротника, Перунов Цвет, Боговник, Сварожич, Святоч, Яроврат, Одолень-Трава, Родимич, Чароврат и т.д. У простых крестьян были свои названия свастики. В деревнях Рязанской губернии ее называли "ковылем" - воплощением ветра; на Печоре - "зайцем", здесь графический символ воспринимали как частичку солнечного света, лучик, солнечный зайчик; кое-где крест именовали "конем", "конской головой", ведь ещё давным-давно коня считали символом солнца и ветра; назывались свастики и "огнивцами", опять же в честь солнца. На селе до сей поры на древние праздники одевают женщины нарядные сарафаны и рубахи, а мужчины - косоворотки, вышитые свастиками различной формы, пекут пышные караваи и сладкое печенье, украшенные коловратом. Даже русский танец "хоровод" имеет в себе тот же глубинный смысл, что и графическое начертание свастики. Иногда его так и называли - коловрат.

Как уже говорилось, до наступления второй половины ХХ века основным узором, использовавшимся в славянской вышивке ,



была свастика. Применение свастики в орнаментах на Руси просто неисчислимо. Академик Б. А. Рыбаков называл коловрат "связующим звеном между палеолитом, где он появился впервые, и современной этнографией, дающей неисчислимое количество примеров свастичных узоров в тканях, вышивке и плетении". Истинная традиция жила на Руси очень долго. Свастика была не чужда русскому императорскому дому. При Петре I стены его загородной резиденции были украшены свастиками. Потолок тронного зала в Эрмитаже также покрыт этим священным символом. Её появление в Петербурге в начале века связано с именем императрицы Александры Фёдоровны, глубоко интересовавшейся ламаизмом Тибета. Она никогда не упускала случая защитить семью или своих друзей любимым оккультным знаком - свастикой, которая присутствовала на многих её рукописях и дареных книгах, что часто поражало членов дипломатического корпуса, аккредитованного в Петербурге. Недоумение продолжается и сейчас, но только среди тех, кто не знает, что свастика была чтима предками Александры Фёдоровны по Гессенской линии в двух её ответвлениях: Гессен-Кассельской и Гессен-Дармштадтской. И не случайно в доме Ипатьева, где была расстреляна царская семья, Пьер Шильяр, швейцарец, бывший прежде воспитателем царевича, обнаружил "в амбразуре одного из окон в комнате царя и царицы любимый знак императрицы, нарисованный карандашом, и под ним дату: 17(30) апреля 1918 года". Тот же знак - свастика - был нарисован но обоях рядом с широкой кроватью. Свастика стала самым распространённым обереговым знаком в России 1900-х годов, Западной и Восточной Европе - сказалось влияние "Тайной доктрины" Е.П. Блаватской ( эмблема её Теософского общества), 

учений Гвидо фон Листа и так далее.

В Советской России нарукавные нашивки

бойцов Красной Армии Юго-восточного фронта с 1918 г. украшала свастика с аббревиатурой РСФСР внутри После свержения самодержавия свастика появляется на новых денежных купюрах Временного правительства, а после октября 1917 года - на дензнаках большевиков. Сейчас мало кому известно, что матрицы для печати купюр с изображением свастики на фоне двуглавого орла были изготовлены по специальному заказу и эскизам последнего царя Российской Империи - Николая II. В 1917 году Временным правительством в обращение вводятся новые купюры достоинством 1000 , 5000 и 10000 рублей, на которых изображена уже не одна свастика, а три: две поменьше в боковых вязях и крупная свастика посредине. Деньги со свастикой были в обиходе вплоть до 1922 года, и только после образования Советского Союза были выведены из обращения.

В наши дни философы, лозоходцы и экстрасенсы предлагают строить городские кварталы в виде свастик - такие конфигурации должны генерировать положительную энергию, кстати, эти выводы уже подтверждены современной наукой. Подробнее это вопрос будет рассмотрен в главе "Различные толкования свастики" . К сожалению, в сознании большинства людей в наше время свастика ассоциируется с германским национал-социализмом, принесшим неисчислимые бедствия на нашу землю. Мы очень надеемся, что с течением времени свастика займёт присущее ей место в ряду великих символов человечества. Далеко не последней сферой применения солнечных символов является магическая практика. Ведь по одному из толкований свастика является субруническим (т.е. связанным с рунами, древними магическими письменами) символом, составленным из двух рун, носящих по древнескандинавской традиции имя Sowilo - S - Солнце. Эти символы известны на всём индоевропейском пространстве, и именно сведения о рунической магии во всех её разновидностях позволяют нам говорить о широком применении свастики в сочетании с различными видами магии. В таком аспекте видится возможным спроецировать значение свастики как символа Солнца на способность этого знака оказывать влияние на такие сферы, как дарование силы и успеха, плодородия и исцеления. В одном из способов применения коловрат может выступать как олицетворение силы отдельной личности как противопоставление окружающему миру. Именно эти силы, как считается, способны оказать значительную поддержку тому, кто стремится трансформировать собственную жизнь и внешний мир. По сути, приведённая ниже молитва, известная как "Гаятри" (Гаятри - в древнеиндийской мифологии имя жены Брахмы, матери Вед) наиболее полно отражает глубинный смысл свастики как магического элемента:

Ты, которое источник всякой силы, 
Чьи лучи освещают весь мир, 
Освети и моё сердце тоже, 
Чтобы и оно могло делать твою работу.

Эта молитва особенно интересна в свете глубокой связи веры наших пращуров с индийской ведической традицией. До нас дошло крайне незначительное количество информации, но и оно даёт первичные представления о волшебстве наших предков. Некоторые исследователи истории Вологодской области утверждают, что там проживали последователи магии друидской традиции, совершившие ритуальное самосожжение в XII веке. Было найдено кольцо одного из друидов. Символика кольца весьма таинственна, однако не исключено, что она также имеет непосредственное отношение к Солнцу и обладает магической силой. До сих пор вологодские кружева сохранили свастику как один из основных узоров. 

Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что свастика и солярная символика вообще не являются чем-то чуждым славянам, а напротив, занимают одно из главных мест в ряду важнейших культурных явлений. Даже в начале нашего столетия можно было встретить свастичные орнаменты, например, на лестничных витражах некоторых домов в Санкт-Петербурге. Это говорит об актуальности солярной символики даже тогда, когда, казалось бы, память о ней должна была уже изгладиться из народного творчества.

Солярная символика - это древнейшее проявление мировосприятия, характерное для всех без исключения культур, пережившие все без исключения перемены в общественном строе, месте проживания и религии. Принято считать, что с принятием христианства одновременно произошло отречение от былых взглядов на устройство мира и религиозных представлений. Однако это не совсем так. Что касается рассматриваемой символики, она практически без изменения перешла из одной эпохи в другую. Колёса с шестью или восемью спицами, свастики, кресты, вообще практически все круглые и симметричные символы были прямо заимствованы новой верой, даже раннехристианский крест изображался равносторонним. Естественно, все эти символы перешли с тканых узоров, керамики, оружия, жилищ на иконы, обложки религиозных книг, одежды священнослужителей и росписи храмов. Свастика занимала важное место и в православии, и в католицизме. Для западной традиции самым ярким примером здесь скорее всего будет фрагмент оформления обложки Еванеглия



из Линдсфарне, Англия, относимого к концу VII века н.э., которое сейчас хранится в Британской библиотеке в Лондоне. На ней явственно заметны четыре свастики (на приведенном фрагменте - одна правая и одна левая) наряду с растительными узорами и сплетениями, выполненными в кельтском ключе. Также красноречив пример оформления страницы Евангелия из Муниципальной библиотеки в Дижоне, Франция. Книга относится к середине XII века. Иллюстрация



изображает св. Даниила среди львов, и наряду с традиционными растительными элементами рисунок украшен достаточно ярким свастичным орнаментом. Этот фрагмент очень напоминает страницу



из православного Псалтыря XII века.

символика, история славян, славяне

Previous post Next post
Up