Советский человек в быту был неприхотлив и креативен. Я осознавал всю мощь сумрачного гения советского человека, когда мой дед подсоединял к мясорубке дрель и ускорял производство фарша до мыслимого предела. Мой отец умел глянцевать фотографии при помощи утюга. Говорят, что автомобильным домкратом давили сок. Сам не видел, но охотно верю.
Советская традиция дорабатывать вещи напильником не прервалась и после развала СССР. Помните рубрику "Очумелые ручки" в программе "Пока все дома", где Андрей Бахметьев открывал новые грани использования прищепок, пластиковых бутылок и канцелярских скрепок? Собственно, и сейчас видео с лайфхаками собирают не мало просмотров на Youtube. Кто-то даже пользуется советами видеоблогеров. В основном другие видеоблогеры, чтобы проверить работают ли приведенные первыми видеоблогерами примеры.
Креативность населения в Советском Союзе уравновешивалась мягко говоря несовершенством промышленного дизайна. Разумеется советская индустрия выдавала шедевры вроде авоськи, ныне популярной среди хипстеров или граненого стакана, дизайнером которого была Вера Мухина, автор "Рабочего и колхозницы", или пылесоса "Чайка" на полозьях, подозрительно напоминающего авиационную бомбу, однако в целом ситуация была удручающей.
Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданный в 1962 году для «улучшения качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путём внедрения методов художественного конструирования» конечно имел место, но решить все проблемы он был не в состоянии. В 90-х годах о промдизайне как-то не задумывались, поскольку и дизайнерить было нечего, а обилие импорта покрывало недостаток продукции местного производства.
Перезагрузка промышленности, инициированная президентом и осуществляемая госкорпорацией Ростех с 2008 года, обнажило проблему отсутствия индустриального дизайна в России. Приведу цитату из
статьи директора по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям Ростеха Василия Бровко:
В чем мы действительно серьезно отстали - так это в вопросах маркетинга в самом широком смысле: у нас отсутствует продуктовое мышление, мы зачастую не умеем грамотно вывести на рынок новый продукт, плохо налажена система послепродажного обслуживания. Одной из ключевых наших проблем является внешний вид девайсов: некоторые из них выглядят так, что ими можно пугать детей.
Данная ситуация применима к подавляющему большинству отраслей российской промышленности. Во многих отраслях мы уже не способны преодолеть дизайн-барьер, что влечёт за собой проблемы как в развитии экспорта, так и в отвоёвывании доли внутреннего рынка. В России редко понимают, что современный продуктовый дизайн - это не только внешний вид, а дизайн технологий, новых материалов, инновационных конструкторских решений и более широких возможностей кастомизации. Основные задачи промдизайна заключаются в улучшении продуктовых свойств, пользовательских характеристик и функциональных возможностей девайса.
Вышесказанное, впрочем, не относится к продукции военного назначения. Отечественная боевая техника выглядит великолепно, вспомнить хотя бы "Искандер" или Ка-52 (он же "Аллигатор"). "Камов", кстати,
на расхват в Египте, первая партия туда отправится уже в следующем году. Ак-12 в полном обвесе выглядит как оружие судного дня, каковым и является. А ЗРПК "Панцирь-С1" заставляет не только трепещать в ужасе средства воздушного нападения предполагаемого противника, но и воодушевленно колотиться сердца соотечественников, осознающих всю мощь российского оружия, воплощенную в этом самоходном зенитно ракетно-пушечном комплексе наземного базирования.
Что же касается гражданской техники, то справделивости ради стоит отметить, что в "Вертолётах России", например трудится целая команда промышленных дизайнеров, КАМАЗ активно работает над обликом новых грузовиков, а для разработки нового модельного ряда Lada (Vesta и XRay) пригласили британского дизайнера Mercedes-Benz и Volvo Стива Маттина. Тем не менее, для выхода на конкурентоспособный уровень России не хватает, во-первых, специалистов, а, во-вторых, школы. И ту, и другую проблему Ростех пытается решить.
Госкорпорация, например, взяла на себя возрождение упомянутого выше ВНИИТЭ. Предполагается, что учебное заведение "будет содействовать развитию промышленного дизайна как фактора создания добавленной стоимости и повышения конкурентоспособности произведений отечественной промышленности".
Кроме того Ростех использует и нестандартные способы поиска талантливых дизайнеров. Так, госкорпорация запустила конкурс "Дизайн для российских технологий". Ознакомиться с условиями и подать заявку на участие можно тут -
http://konkurs.rostec.ru/ До полуночи еще есть время.
Что ж, может быть когда-нибудь россиянам перестанет быть необходимым советский опыт доведения до ума машин для стука, рыка и царапания пола, которые в базовой комплектации не стучат, не рычат и не царапают пол, но пока что нам остается только любоваться нашим вооружением на военном параде и просыпаться в холодном поту, увидев во сне отечественный девайс мирного назначения.