http://a-rbi.ru/ru/issues?art_id=848 Ночь в «Художественном» прошла на одном дыхании: до 6 утра было совсем не до сна. Крутили «АССУ» и «2-АССУ-2». В перерывах между показами - выступления Сергея Соловьёва, танцы 80-х и перфоманс ГИТИС. Атмосферу, созданную организаторами и гостями трудно передать словами. Волшебно! До предпремьерного показа получился полный отрыв от настоящего и возврат в СССР времён перестройки.
Дух времени первой «АССЫ» дополняли импровизации колоритных персонажей в фойе и форма одежды многих гостей. Громкие краснощёкие буфетчицы, продающие плавленные сырки «Дружба» за копейки. Интересно, кто-нибудь купил? Кажется, большей популярностью пользовались «сегодняшние пирожки», морс и портвейн «Три семёрки». Неформал в джинсовке, армейских ботинках и с прочими атрибутами. Молодой милиционер, одинаково ловко орудующий свистком и пистолетом и танцующий танго. Желающие могли проверить действие «коммуникационной трубы» («communication tube») - «моднейшей вещи» из первой «АССЫ». Объединяющий всех собравшихся добрый советский рок (Гребенщиков, Цой, Агузарова) мало кого оставил неподвижным в антрактах.
Итак, спустя 20 лет после гибели Бананана, смотрим вторую «АССУ». Сейчас многие с недоверием относятся к продолжениям культовых фильмов. И невольно Соловьёву приходится оправдываться:
- Это ни в коем случае не сиквел… У сиквела одна главная идея - повторить успех.
Давайте вдумаемся в смысл этих простых слов. В действительности в коммерческом прокате теперь слишком часто используют успех старых фильмов, чтобы с наименьшими затратами загнать в кинотеатры побольше зрителей. Но даже если отбросить модное словечко «сиквел», то «2-АССА-2» - всё же прямое продолжение «АССЫ». Являясь совершенно разными по духу, сюжетно они связаны даже более тесно, чем считавшиеся ранее трилогией «АССА», «Чёрная роза - эмблема печали…» и «Дом под звёздным небом». Продолжение рассказывает о жизни героев в новом времени.
- (С.А.С.) Мы кричали «Перемен!», не понимая, каких именно перемен мы хотим… Ни один человек из этих тысяч, которые стояли там, конечно, не имел в виду тех перемен, которые произошли.
«2-АССА-2» - фильм о переменах. Воздержусь от пересказа содержания, лучше всем смотреть. Фильм сложный, тяжёлый, многослойный. В нём переплетаются фрагменты из первой «АССЫ», маразм и аморальность современного мира, где правит «бабло», драматическая автобиографическая история создания режиссёром новой «Анны Карениной», доведённая до трагедии. Поистине адская смесь с элементами триллера, криминального боевика, комедии, мистики, сюрреализма, фантастики, лёгкой эротики. Вся картина пронизана горькой иронией над современностью и культурой «поп-корма», иногда сатирой, иногда сарказмом. Но всего, кажется, в меру. И надо отметить, никакого чёрного юмора, никакого стёба и никакого мата.
Если смотреть фильм односторонне, то появится удушающее чувство безысходности, а после просмотра - желание прыгнуть под поезд, ибо «нет такого места… куда от них позволительно унестись и остаться самим собой. Потому что они повсюду тебя найдут и сделают с тобой то, что считают нужным… Те, у кого над нами настоящая власть. А верх - у кого наши деньги». Специально задуманный громкий звук, агрессивный рок, надрывные песни Сергея Шнурова и Екатерины Волковой усугубляют впечатление от и без того сильно сгущённых негативных красок.
В первой «АССЕ» даже у бандитов была какая-то мораль. Вор в законе Крымов был образованным человеком, читающим наизусть Пушкина и ценящим человеческие отношения. Даже если он шёл на конфликт, то делал это открыто и предоставлял возможность уладить дела по-доброму. Теперь старые воровские традиции сохранил только «шестёрка» Бабакин, оставшийся преданным дочери Крымова и возглавивший её охрану. Но у гламурной наследницы преступной империи нет других интересов и ценностей, кроме денежных. Она глубоко безразлична к просьбе Бабакина, обращающегося к ней как к матери благословить его на женитьбу. Циничный расстрел героя Баширова, помешанного на безопасности, но оказавшегося в полной беспомощности в момент счастья, напомнил убийство полковника-афганца Беленького в фильме «Олигарх».
Тем не менее, «уныние - страшный грех». И после просмотра можно получить мощный заряд оптимизма, бегущего между строк, просачивающегося будто через двадцать пятый кадр. Это фильм о выживании человеческих ценностей. Безусловно, есть надежда, пока существуют такие герои, как Шнур, бьющий морду своим бритоголовым фанатам, вступаясь за «жидов». Такие герои, как Артём Белый (Юрий Башмет), перечисление всех заслуг которого заняло несколько минут длинной бегущей строки. Выпавшая из его паспорта визитная карточка заставляет опешить питерского мента - ксенофоба. Пока есть молодёжь, отдающая себя искусству: с большой любовью Соловьёв нам представляет в картине молодую талантливую пианистку и композитора, дочь Алики Анну, свою дочь. Оптимизм подтверждает и сам зритель: ночной показ собрал полный зал, аплодирующий стоя после просмотра. И удивительнее всего то, что, по-видимому, подавляющая часть аудитории ещё на горшок ходила, когда Алика встретила Бананана в Ялте, а в Зелёном театре пел Виктор Цой.
Соловьёв завоевал любовь молодежи, начиная с «АССЫ», обратив своё внимание на советский рок, на неформальные течения, на «великолепное, свежее, ёмкое, прекрасное искусство».
- (С.А.С.) Я был совершенно восторженным путешественником в этом мире. И, кстати, я до сих пор путешествую в этом мире с огромной любовью и наслаждением.
Во второй «АССЕ» Сергей Александрович идёт ещё дальше и сочетает, казалось бы, совсем не сочетаемое - вместе появляются Сергей Шнуров и Юрий Башмет. Режиссёр строит мост между культурой и субкультурой, между разобщёнными в постперестроечные годы поколениями.
- (С.А.С.) Мы все привыкли, что Шнур - это бандит, сквернослов… На самом деле, он - один из самых интеллигентных людей, которых я знаю.
Можно критиковать фильм за очевидность сюжетных линий и исхода некоторых сцен. Можно критиковать Соловьёва за то, что показ «2-АССЫ-2» сильно смахивает на рекламу грядущей «Анны Каренины». Не хочу этого делать. Любителей первой «АССЫ» надо бы предостеречь, что во второй они не найдут романтики советского нонконформизма и ожидания перемен. Но независимо от этого фильм смотреть стоит, причём на большом экране.