Это - французская открытка с реализованным павильоном Мельникова 1925-го года, выпущенная к открытию выставки (взята с сайта, указанного в уголке, хотя в приверженности к l'Art Nouveau Мельникова вряд ли заподозришь )))). Но речь сегодня не о нем, а о его конкурентах.
Решил выложить в отдельный пост проекты четырех павильонов, представленных Н.Ладовским, В.Щуко и В.Гельфрейхом, а также М.Гинзбургом на конкурс Павильона СССР на выставке в Париже в ноябре-декабре 1924 года. Этими картинками щедро поделился уважаемый
synthart в комментариях к тексту "Гений и его покровитель". Я только добавил скан проекта И.Голосова (из книги С. Хан-Магомедова "Илья Голосов" 2007 г., стр. 48). Напомню, что Ладовский и Гинзбург заняли в конкурсе 2 и 3 места соответственно. Но ... в данном случае winner takes it all.
Ладовский
Голосов
Гинзбург
Щуко и Гельфрейх
Картинку еще одного проекта - "неоклассика" И. Фомина - постараюсь найти позже. А пока - вот как он сам описывал свой проект словесно:
"И.Фомин. Из пояснительной записки к конкурсному проекту павильона CCCH для Международной выставки декоративных искусств в Париже. 1924 г.
1. Павильон СССР не должен быть похож [...] на павильоны буржуазных стран; он не должен походить и на русские сооружения дореволюционного времени. Поэтому я делаю его в новом стиле, однако не прибегая к приемам кривляния и ультрафутуристических подходов, которые и трудно осушествимы и слишком кричащи. Я позаботился главным образом о том, чтобы стиль павильона отражал характер рабоче-крестьянского правительства страны: поэтому архитектура моя носит несколько утилитарный характер и совмещает декоративно-выставочныи характер с элементами фабрично-заводского строительства, что ясно из перспективного рисунка.
2. В центре композиции предполагается большая скульптурная фигура рабочего в nозе "Зовушего". Все apхитектурные формы со всех сторон устремляются к нему - символ того, что все народности стремятся присоединиться к зову рабочего и соединиться в СССР. Для этой центральной фигуры я предлагаю уже существуюшую (в глиняной модели) скульптуру, сделанную для памятника товарищу Артему в Донбассе, но не использованную для зтой цели. Служа одновременно идеям СССР, эта фигура будет образцом-экспонатом русской декоративной скульптуры.
3. Также характер экспонатов могут иметь стены павильона с декоративной росписью на темы рабоче-крестьянской жизни. У нас есть ряд художников, которые могли бы с блеском показать на этих стенах свое декоративное искусство.
4. Если почему-либо большая фигура «Рабочего-Зовущего" оказалась бы неприемлемой, то она могла бы быть сокращена. Фасад в масштабе 1/100 исполнен без этой фигуры и доказывает, что композиция вполне закончена без этой скульптуры. Она могла бы быть заменена, например, высокой мачтой с флагами и знаменами всех народностей, объединенных на высоте большим красным знаменем СССР."
А на закуску - модель павильона L’Esprit Nouveau ("Новый дух") Ле Корбюзье, нашумевшего на той же выставке в Париже.