Марш протеста русских в Риге вечером 14 декабря показал решимость бороться за обучение детей на родном языке и за попранные права неграждан, которые не имеют своего представительства во власти, но платят налоги.
Карен Маркарян, текст, видео и фото (с)
Этот третий митинг и марш протеста против уничтожения остатков русского образования в Латвии, несмотря на мокрый снег и ветер, собрал более тысячи человек (4 тысячи, как считают организаторы), которые от министерства образования, сейма и дворца президента прошли всю Старую Ригу, доказав то, что русские медленно запрягают, но потом быстро едут.
Click to view
С плакатами и фонариками в руках, скандируя «Руки прочь от русских школ!», представители русского меньшинства в Латвии опоясали «Кольцом света» (так называлось шествие) сумрачные средневековые улочки, которые помнят кварталы Русского подворья, берущие начало еще в 1212 году (практически с момента основания крепости и города Рига в 1201 году), и Петра Великого, отвоевавшего Ригу у шведов в июле 1710 года в ходе Северной войны.
Рижане тогда присягнули на верность русскому царю. А в 1721 году Северная война закончилась, и, по Ништадтскому мирному договору, Лифляндия и Рига отошли к России.
Первая же русская школа открыла свои двери в Риге 7 февраля 1789 года на улице Романовской, 53 (современная улица Лачплеша), согласно указу Екатерины Великой от 3 ноября 1788 года. Рижане назвали школу именем императрицы - народное Екатерининское училище.
Даже в годы немецкой оккупации времен Второй мировой войны русские школы продолжали существовать, и вот теперь, казалось бы, в мирное время, с ними, собираются расправиться к 2019-му учебному году - спустя 230 лет (подгадали-то как к круглой дате!).
Сразу уничтожить образование на русском в Латвии в результате первой «школьной реформы» 2000-х у пришедших к власти в республике националистов не получилось. Возглавивший проведение реформы все тот же министр образования Карлис Шадурскис, получивший тогда еще кличку Черный Карлис, и иже с ним, отступили перед массовыми митингами протеста русскоязычных жителей страны.
Однако русские школы, по формальному признаку, исчезли, их стали называть билингвальными школами нацменьшинств, в которых количество предметов, преподающихся на русском, сократилось до 40%. А все госэкзамены после 9 и 12 классов необходимо сдавать только на латышском.
И вот сейчас, поставленный вновь на то же министерство Черный Карлис, пытается уничтожить остатки образования на русском. Поэтому русская община, которую возглавил Русский союз Латвии, призвала к протестам, ведь отступать некуда - позади наши дети.
В этой ситуации лидеры партии «Согласие» во главе с русским мэром Риги Нилом Ушаковым практически пошли на сговор с правительством, решив поддержать реформу.
Рижский мэр предложил де профинансировать дополнительные занятия для детей в рижских школах нацменьшинств (бывших русских), которые не смогут хорошо усваивать предметы на неродном для них языке.
Но Ушаковс не задался вопросами: кто будет преподавать русскоязычным детям в отсутствие учительских кадров и нынешней нехватке специалистов; как дети, которые уже провели в школе 7-8 часов, смогут выдержать еще несколько часов? Когда школьники смогут попасть домой? Как и когда они смогут заниматься спортом, в кружках? И сколько времени у них элементарно останется на сон? Про здоровье - физическое и психическое в данном случае вряд ли стоит говорить…
Впрочем, даже эту инициативу («я свой, я буржуинский») в правительстве отвергли - они против параллельных уроков, максимум - консультации, да и те на латышском. Но «плохиш» постарается, он еще докажет свою полную и безоговорочную лояльность…
Поэтому и в акции протеста 14 декабря и в предыдущие разы «Согласие» не участвовало, ярко продемонстрировав свое отношение к своим избирателям.
А ведь власти Латвии расхрабрились, глядя на Киев, решив пойти по украинскому сценарию и одобрив перевод всех школ в республике лишь на латышский язык обучения (как на Украине - лишь на украинский).
Однако в случае с законом «Об образовании», подписанным Порошенко, Европейская комиссия «За демократию через право» (более известная, как «Венецианская комиссия»), 8 декабря приняла экспертное заключение относительно языковых положений украинского закона, признав их по многим пунктам неприемлемыми.
Впрочем, русские в Латвии не стали дожидаться, когда аналогичный закон примет сейм, в котором властвуют националы: от радикалов - до отчасти умеренных.
То, что закон подпишет бывший учитель ботаники Раймонд Вейонис, заматеревший на посту министра обороны и возведенный депутатами в президенты (в Латвии президента выбирает сейм), нет никаких сомнений. Хотя бы потому, что он родился от русской матери в советское время в Пскове, и поэтому Вейонису приходится все время доказывать, что он свой в доску. Не говоря уже о дружбе с Порошенко и активной поддержке киевского режима. Скажи кто твой друг…
Но пружина в Латвии не может сжиматься до бесконечности. Терпение русских и русскоязычных в стране на пределе, как, впрочем, и латышей. Налоги задраны, экономика дышит на ладан, жители, кто может, покидают Латвию, а кто не может, пытаются выжить…
Поэтому попытка столкнуть латышей и русских, которые якобы не желают учить латышский, это - способ отвлечь народ от социального взрыва, о чем я уже прежде писал.
Но - одно дело знать латышский, уметь общаться на нем, а другое - изучать на латышском химию, физику и математику. Понятно, что школьного образования большинству русских детей в будущем не хватит, чтобы поступить затем в вуз (высшее образование в Латвии давно переведено лишь на госязык).
Это - вторая цель «школьной реформы». Пусть русскоязычные работают в обслуге, занимаются тяжелым трудом и черной работой. Как выразилась однажды основатель и руководитель Центра госязыка Дзинтра Хирша: нам не важно, чтобы вы знали латышский, нам нужно, чтобы вы знали свое место…
Это всё понимают и видят русские, живущие в Латвии, где уже сейчас белые воротнички - это сплошь представители титульной нации, как и все госуправление, нотариат, суды, адвокатура, ведь в стране действуют запреты на множество профессий и право работать в структурах управления для неграждан.
Поэтому протестующие 14 декабря несли символический ящик «рижского чая» (выше на снимке), о котором на митинге перед зданием минобразования ЛР рассказал спикер Парламента непредставленных Александр Гапоненко (к слову, доктор экономических наук, но негражданин Латвии).
Именно с чая, когда налоги на него уменьшили в Великобритании, но увеличили для американских колонистов, поданных британской короны, но никак не представленных в имперском парламенте, началась американская революция.
В Бостонской гавани в ответ на действия британского правительства 16 декабря 1773 года группа «Сынов Свободы» захватила 4 корабля Английской Ост-Индской компании и выбросила в море примерно 170 тонн чая на 10 000 фунтов стерлингов!
Несколько десятилетий спустя это событие прозвали «Бостонским чаепитием». Спустя менее 3 лет после акции в гавани Бостона британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании, единогласно приняв Вторым Континентальным конгрессом 4 июля 1776 года в Филадельфии (штат Пенсильвания) Декларацию независимости.
Русские Латвии, похоже, готовы к тому, чтобы устроить властям «Рижское чаепитие» по примеру Бостонского, считая, как и американцы в конце 18 века, что сбор налогов без представления властями интересов части народа есть тирания. Эту мысль высказал американский адвокат и политик времен борьбы за независимость Джеймс Отис.
Тогда же появился лозунг: «Нет представительства - нет налогов». Его, в том числе, скандировали и собравшиеся у здания министерства образования Латвии 14 декабря, спустя 244 года после американцев, протестуя против ассимиляции своих детей и не представленности в органах власти.
По поводу перевода всех школ на латышский язык с представителями русской общины никто не удосужился даже поговорить…
«Сейчас русские Латвии находятся в том же положении, что и американцы, - рассказал Александр Гапоненко. - Мы должны будем внести средства в казну, а они пойдут не на обучение наших детей, а на их ассимиляцию. За получение знаний в школе надо будет доплачивать отдельно, либо учиться дома. По сути, всем русским придется платить специальный налог на ассимиляцию своих детей.
Поэтому мы хотим образовательной автономии, чтобы самим распоряжаться налогами, внесенными в бюджет на нужды русского образования. Мы хотим сами принимать решение о содержании и форме образования, контролировать назначение директоров и учителей».
На митинге 14 декабря сопредседатель правления Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов объявил о том, что Штаб защиты русских школ инициирует сбор подписей за проведение референдума о восстановлении подписанного первым президентом Латвии Янисом Чаксте в 1919 году закона «Об образовании» и автономии школ национальных меньшинств.
Если нынешняя власть Латвии заявляет о преемственности Первой Республики, то почему бы ей не восстановить и свой закон об образовании? Гражданство ведь не дали тем, кто приехал в Латвию или родился в ней после 17 июня 1940 года, ссылаясь на гражданство в довоенной республике! Какая-то двойственность получается: когда выгодно, можно вспомнить хоть царя Гороха, когда - нет, то объяснять это изменением ситуации…
Еще один митинг состоялся и у Рижского замка, который является официальной резиденцией латвийского президента. Конечно, никто из замка не вышел к протестующим, которые призвали президента не подписывать новый закон об образовании, если сейм его утвердит.
Click to view
Рижский историк и публицист Виктор Гущин на митинге у президентской обители говорил о том, что у нас нет никакого права потерять русскую школу.
«Ликвидация русской школы, задуманная крайне правыми националистами в правительстве Латвии, это лишь часть той стратегии, которую реализует правящая коалиция. Она строит тоталитарную Латвию. И мы, русские Латвии, сегодня стоим, как преграда, на пути этой политики. Мы должны обеспечить построение в нашей стране демократического государства, и наша школа гарантия такого государства», - отметил Виктор Гущин.
Затем протестующие отправились по улице Пилс (Замковой или Дворцовой в переводе с лат.) на Домскую площадь, где разбит новогодний базарчик и поставлена елка.
Click to view
На контрасте с этими предновогодними атрибутами тысячная демонстрация прошла вдоль площади, потом по улице Шкюню (Сарайная или Амбарная) свернула на Калькю (Известковую), тем самым «окольцевав» Старую Ригу.
Повсюду колонну сопровождали полицейские, работы для которых в этот вечер здесь не нашлось. Однако на многих улицах Старой Риги стояли полицейские машины и микроавтобусы. Так, на всякий. От этих униженных и оскорбленных властями ведь неизвестно, что можно ожидать