"Морской ценз" - условия прохождения службы офицерами РИФ, введенные высочайше утвержденным "Положением" в 1885 г. и действовавшие до 1907 г. Это давно понятие своего рода нарицательное, общее место, которое приводится в качестве одной из основных причин катастрофы, постигшей морскую мощь Российской империи в 1904-1905 гг. Сведения об этой системе и анализ результатов ее влияния на офицерский корпус флота применительно к русско-японской войне даются и в работах, приводившихся в
первом сообщении по обсуждаемой теме. Но вот сами по себе условия и обстоятельства введения и практического функционирования "морского ценза" привлекали к себе в современной историографии мало внимания. Хотя значение этой темы трудно переоценить. Итак, подготовка и разработка этого законоположения обстоятельно рассмотрены в монографии Р.В. Кондратенко, в общем контексте "шестаковских" реформ: Кондратенко Р.В. Морская политика России 80-х годов XIX века. СПб., 2006. С. 132-136. Ниже две мало распространенные специальные статьи, посвященные и другим аспектам бытования "морского ценза" в отечественном флоте:
Эрлих Д.Р. Введение морского ценза и прохождение службы офицерами русского флота (80-90-е годы XIX в.) //Экономические и социально-политические проблемы отечественной истории. Сб. научных трудов. М.-СПб., 1992. С. 76-86.
Взять файл в pdf можно тут.
Никитин В.О. Закон и реальность: "Положение о морском цензе для офицеров флота" 1885 года // Россия XXI. 2011. № 6. С. 58-75.
Взять файл в pdf можно тут.