Была у меня в апреле неделя имени Золотаря, когда я сначала посетила лекцию о вербатиме от худ.рука нашего тюза, а потом посмотрела два его спектакля.
Надо сказать, что лекция мне понравилась. Золотарь оказался очень интересным спикером, и хоть какую-то часть своего рассказа он посвятил общим местам (что логично, рассчитано выступление было на широкий круг слушателей, для которых все сказанное Золотарем могло стать новой информацией). И про вербатим было очень познавательно… Любопытно посмотреть, что наворотят в ТЮЗе в документальном спектакле про омскую хоккейную тусовку. Да и вообще этот выход в свет открыл мне новое культурное пространство в Омске «Дачу Онегина» в Пушкинке и проект «Вишневый шкаф» о современной драматургии и прочих театральных вещах. Буду теперь следить за ними, ибо уж очень интересно.
Так вот, Золотарь меня к себе расположил, как человек думающий примерно в ту же сторону, что и я, и его спектакли прямо стали для меня интригой и ожидания от них возросли немеренно.
И зря, наверное. Сначала посмотрела «Маленькие трагедии». Очень меня привлекает идея сотрудничества с драм. театром, т.к. артисты там в разы круче тюзовских (за реееедким исключением). Опять же мой любимый Манцыгин (на кого ты нас покидаешь!!! Вот печаль, что и он валит из Омска, но хорошо хоть в Питер, надеюсь, зацепится в каком-нибудь нормальном театре, и буду я созерцать прекрасного артиста уже в культурной столице) - я тут в «Моцарте и Сальери» замерила, что его интонации в голосе, к которым я придиралась в «Казимире и Каролине» - это таки его родные, как-то странно он окончания некоторых слов интонирует, ну да ладно, должны же быть у актера какие-то минусы. Ладно, давайте о спектакле.
Четыре пьесы и все разные. Пространство на сцене организованно широко, вообще сцена-то не маленькая, плюс конструкция, которая создает второй этаж. Но используется это пространство как-то не активно. Понятно, что на сцене стулья стоят для оркестра, который появится позже, да, возможно, и не требуют камерные истории такого широкого пространства… но все равно казалось, будто артистам тесно на маленьком пяточке сверху.
«Моцарт и Сальери» - сильно актерски, но слишком уж топорное осовременивание получилось. Тут вроде как должен быть контраст поэтического мира композиторов и жесткой картинки с лабораторией Сальери и охотничьим прикидом Моцарта. Но не цепляет такой подход. Текст и игра цепляют, так что в итоге впечатление положительное.
«Скупой рыцарь» - тут мимо меня совсем. Я считаю штампом переодевание актеров в офисные костюмы. Ну кого вы хотите этим удивить? «Скупой рыцарь» далеко не самая моя любимая маленькая трагедия у Пушкина, а в тюзовской интерпретации там уж совсем нечем восхититься.
«Дон Жуан» - вот это мне по душе. Неожиданно запала в душу Лаура, прям волна сексуальности в этом персонаже, затуманила голову и осталась самым ярким впечатлением об этой части. Шапорин - Дон Жуан тоже попадание в цель. Градус трагедии здесь должен быть куда выше, чем получилось, зритель откровенно не понимал огромного рулона с бумагой (даже после спектакля все посмеивались над тем, как Дон Жуан все заворачивал у туалетную бумагу - хоть у меня этой ассоциации и не возникло), и странной схематичной рукой Командора, тут даже мне было смешно, ну оооочень нелепо эта рука выглядит. Весь пафос финала стирает за секунду.
«Пир во время чумы». Вот здесь я развлеклась на славу. Готы, пирушка, песенки, оркестр, Пивоваров в женском платье и с прекрасным голосом, Дряхлов такой пластичный, необычный и другой… Напомнило мне все это наш музовский балет «Лабиринт», только с песнями вместо танцев. Я люблю готов и субкультуры, но выглядит это на сцене театра как-то не современно, привет из начала двухтысячных. Нет, я насладилась, сама даже не поняла чем, но потом только до меня дошло, что образ этот безнадежно устарел.
Что мы имеем в итоге: грубое осовременивание: лаборатория, рыбалка, офис, странная сценография в «Дон Жуане», и готы под симфонический оркестр… Но с другой стороны - привлечение прекрасных артистов драмы и сотрудничество с филармонией. Выстрелили далеко не все запалы г-на Золоторя. Ново для тюза, не спорю. Сами тюзовцы выглядят куда убедительней, чем при Гуревиче. Но и работы еще целый воз.
Если «Маленькие трагедии» - это свежачок, то «Отелло» уже успел прожить какую-то сценическую жизнь. Сразу обмолвлюсь, что из трагедий Шекспира «Отелло» для меня занимает одно из первых мест, благодаря прекрасному характеру Яго и моему любимому монологу его жены Эмилии. Для меня любая постановка «Отелло» - это, в первую очередь, исполнитель Яго, и если Яго мне не нравится (да, я тут слишком субъективна), то вряд ли все остальное вытянет для меня спектакль.
От «Отелло» ожидала откровения, ибо мой любимый Дряхлов в главной роли мавра. Опять режиссер начинает с осовременивания (я не против такого подхода, отнюдь). Военная база, сценографический центр - водоем. Сначала меня не зацепила такая обстановочка, но потом я прониклась каким-то очарованием этой локации, какой-то оторванностью этой базы от всего остального мира, обособленностью. Я ко всему спектаклю даже придираться особо не хочу, ибо не шедевр, но и далеко не провал, местами так была увлечена текстом Шекспира, что мне было как-то безразлично кто его говорит и в каком виде… Но скажу о некоторых моментах, которые убили во мне все впечатление от тюзовского Отелло.
Самое легкое - это Дездемона. Тут даже не в актрисе дело, а в том, как режиссер решил преподать этого персонажа. Уж слишком она бойкая и сегодняшняя. Где та трепетность и нежность? Как-то не веришь этой сегодняшней самоуверенной девушке в ее безусловной, бескорыстной любви к мавру.
На втором месте минусов - Эмилия. Примитивная интерпретация героя, глубины ноль. Мой любимый монолог вообще никакой дополнительной окраски не приобрел(((
На первом месте разочарований - Яго. Тут такой Яго получился, будто его Боря Левин из «Интернов» играл. Какой-то глупый интриган без второго дна, пишущий себя на камеру - для чего и зачем??? Я старалась настроиться на его волну в начале (т.к. понимаю, что без симпатии к Яго спектакль можно не смотреть - а к Яго именно что симпатия должна возникнуть, он обаятельный злодей должен быть - уж слишком велика его роль в пьесе, чтобы быть просто немотивированным гадом)… Я потом поняла, как можно было бы этот спектакль превратить в шедевр - ошибка в распределении актеров на роли. Надо было Дряхлову дать роль Яго, он довольно многогранен, пластичен и глубок, чтобы сделать из Яго многомерного персонажа. А с ролью Отелло мог кто-нибудь из старшего поколения справиться.
Скажи, Эмилия, ты допускаешь,
Что средь замужних женщин могут быть
Обманщицы такие?
Эмилия
Допускаю.
Дездемона
Могла бы ты в обмен на целый мир
Так поступить?
Эмилия
А вы б не поступили?
Дездемона
Как перед богом, я бы не могла!
Эмилия
Я тоже не могла бы перед богом.
Но где-нибудь в потемках - отчего ж!
Дездемона
Ты б изменила?
Эмилия
За такую плату?
За целый мир? Нешуточная вещь!
Огромный мир - не малость
За крошечную шалость.
Дездемона
Нет, неправда,
Ты б не могла.
Эмилия.
Ей-богу бы, могла! Сама пала бы, сама поднялась. Конечно, я бы этого не сделала за какое-нибудь жалкое колечко, два-три куска батиста, платье там какое-нибудь, юбку, шляпку и тому подобный вздор. Но за целый мир! Какая из нас не захотела бы украсить мужа рогами и положить потом целый мир к его ногам! Ради этого я пошла бы в чистилище.
Дездемона
Проклятье мне, когда б могла я пасть
Хотя б за все сокровища вселенной!
Эмилия.
Да вы сообразите, этот грех был бы частью вселенной, а вся она была бы вашей. В вашей воле было бы выдать это дело за что угодно другое.
Дездемона
Я думаю, таких изменниц нет.
Эмилия.
Дюжины, и сколько хотите в придачу. Можете
не беспокоиться, этого добра хватит.
Мне кажется, в грехопаденье жен
Мужья повинны. Значит, не усердны,
Или расходуются на других,
Или неосновательно ревнуют,
Или стесняют волю, или бьют,
Или распоряжаются приданным.
Мы не овечки, можем отплатить.
Да будет ведомо мужьям, что жены
Такого же устройства, как они,
И точно так же чувствуют и видят.
Что кисло или сладко для мужчин,
То и для женщин кисло или сладко.
Когда он нас меняет на других,
Что движет им? Погоня за запретным?
По-видимому. Жажда перемен?
Да, это тоже. Или слабоволье?
Конечно, да. А разве нет у нас
Потребности в запретном или новом?
И разве волей мы сильнее их?
Вот пусть и не корят нас нашим злом.
В своих грехах мы с них пример берем.
Дездемона
Спокойной ночи. Я другого взгляда.
Пускай корят, я исправляться рада.