Идентичность Челябинской области "на фокус-группах". Люди

Jul 24, 2013 09:54

Достаточно давно начал разговор об идентичности наших южных соседей. На материале фокус-групп, проведенных в пяти территориях Челябинской области. Напоминаю, что первая позиция, как практически повсеместно, принадлежит природе. То есть челябинцы прежде всего гордятся своей уникальной природой. См. http://k-kiselev.livejournal.com/288964.html

В этом посте ошибочно написал, что вторая позиция также традиционно принадлежит людям. Традиционные вопрос-ответ:
«Чем гордитесь?»
«Природа у нас уникальная. И люди хорошие».
Так вот, при скрупулезном анализе выявилось, что люди в Челябинской области все же уступили второе «законное» место промышленности.

И, тем не менее, о людях, коли анонсировал. Что обращает на себя внимание. Никто. Подчеркиваю, НИКТО не назвал конкретных фамилий, говоря о людях. Модераторы сознательно на это не наталкивали, а самостоятельно никто и не вспомнил. Отсюда проблема: в Челябинской области достаточно мало персон-идентификаторов. Впрочем, это есть общая проблема. Кого вспомнят в Кемерово? Амана Тулееева. Кого в Кургане? Олега Богомолова. И т.д. Вспомнят политиков. А где спортсмены, художники, писатели, музыканты и т.д. Почему политика региональной идентичности не привязывает идентификационные процессы к персоналиям? Проще говоря, в Челябинской области стоит вслед за Диогеном «искать человека».

Хорошо, но в отсутствии личностей-идентификаторов что же говорят о челябинцы о людях, которыми гордятся, т.е. о себе? Как они себя воспринимают?

Несколько коррелирующих характеристик.

Первая характеристика - терпение: «Наши люди терпеливые», «У нас много терпения». И уточняющая характеристика: «Выносливые». Причем, это не разовые высказывания. Многие участники фокус-групп именно так, в одном слове, говорили о том, почему они гордятся челябинскими людьми. То есть, еще раз повторю, говорили о себе: «Я (мы) терпеливый (ые)». По факту люди понимают, что не всё в порядке, и потому они «терпят». И по факту они готовы терпеть далее. Терпение стало доблестью (!). Терпением гордятся. По принципу: я терпел и всем велел. Причем в этом контексте, терпение часто сродни смирению.

Вторая характеристика абсолютно «рядом» с первой - трудолюбие: «Можно гордиться нашими людьми. У нас много терпения, люди хорошие, трудолюбивые. Нас бьют по рукам зарплатами». Терпение и труд неразлучны. В этой связке достаточно много смыслов. Например, мы трудимся, а что еще нам остаемся? Или иное: мы трудимся несмотря ни на что. Причем, если в терпении субъектность пропадает, то в труде она чаще всего проявляется. Проявляется, как трудолюбие. То есть труд чаще воспринимается не как горькая неизбежность, а как то, к чему зовет душа, культура, добрая традиция.

Наконец, третья черта - простота. «Нельзя подойти в других регионах к людям на улице. У нас люди простые, поймут, если подойдешь на улице». Простота! Мы гордимся нашими людьми, потому что они простые. Простые, то есть свои, знакомые, понятные. Высказывание: «Челябинск приятен тем, что он провинциально домашний. Тут нет давящего чувства большого города. Челябинск остается большой деревней».

И завершить обзор стоит обнадеживающим высказыванием на фоне массовых настроений терпеть, трудиться и оставаться простым: «Дети у нас очень одаренные и умные». И действительно, если на детей не надеяться, то что остается? :)

Что в остатке?

Во-первых, повторю, стоит обратить внимание на полное отсутствие персональных идентификаторов, которых в Челябинской области достаточно. Более того, если говорить о политике, то политические персоны-идентификаторы тоже области и городу не помешали бы.

Во-вторых, бросается в глаза практически полное отсутствие идентификационных характеристик, связанных с активностью, субъектностью, «самостью». И вот с этим явно сложнее. Формирование субъектности в качестве идентификационной характеристики чрезвычайно важно для любого позитивного движения. Иначе все придется делать сверху: решать, разводить, направлять, руководить, успевать… Что не есть здорово.

Ну, а технологии конструирования идентичностей известны :)

Челябинск, идентичность, социология

Previous post Next post
Up