Эту катастрофу ожидали. Еще четверть века назад мне приходилось участвовать в жарких дебатах, посвященных одной теме: что произойдет, если накроется буровая установка динамического позиционирования, и нефть начнет изливаться в океан прямо из морского дна.
Это было нашим кошмаром - кошмаром всех морских инженеров-геологов, ужасом строителей и безумием для экологов. Но проекты постепенно обрастали расчетами, потом воплощались в металле, потом ко вчерашним фантастическим прорывам начинали относиться как к чему-то обычному... И тут гром грянул. Пора креститься.
Deepwater Horizon, взорвавшаяся и затонувшая в Мексиканском заливе, относилась к разряду сверхглубоководных полупогружных буровых платформ с динамическим позиционированием. Здесь что ни слово, то термин. Полупогружная платформа - это судно, для своей устойчивости набирающее в специальные емкости воду, и, таким образом, подтапливающееся. Центр тяжести ниже - платформа устойчивей. Сверхглубоководная - это означает, что она могла работать на морских глубинах до двух километров. Для примера: 25 лет назад и 200-300 метров считалось неплохой глубиной. А динамическое позиционирование - это значит, что этот 120-метровый колосс висел над участком дна безо всяких якорей, только за счет подруливания специальной системой винтов. И с морским дном его соединяла только буровая труба...
20 апреля это чудо техники, построенное южнокорейской компанией Hyundai и проводившее бурение на глубине моря 1500 метров, по неустановленным причинам взорвалось. В результате пожара пропало 11 рабочих (к четвергу их уже перестали искать), 115 человек удалось спасти. Спустя двое суток платформа затонула.
Беда усугублялась тем, что буровая скважина уже дошла до нефтесодержащих пластов. А специальное запорное устройство, которое должно было перекрыть выход нефти из скважины на дне моря, не сработало. И вот тут- то все и потянулись за успокоительными каплями.
Когда два десятка лет назад норвежцы еще только проектировали свою 300-метровую платформу для месторождения «Тролль», зашла речь о том, что при катастрофе на больших глубинах все может происходить совсем иначе, нежели в случае поверхностных разливов. С поверхностными разливами все более-менее понятно - теперь понятно.
А вот что происходит, когда нефть выбрасывается из скважины на глубине полтора километра, - совсем не ясно. Моделирование показывает, что нефть может разбиваться на пузыри, которые морскими течениями могут быть отнесены достаточно далеко, прежде чем они всплывут на поверхность. И что будет с морской живностью на их пути - лучше даже и не представлять. Скажу только, что сначала нефть выжигает у китов глаза... У человека, впрочем, тоже.
По первоначальным предположениям скважина выдавала в море в 66 км от побережья Луизианы всего около 1000 баррелей нефти в сутки, и возникло предположение, что вскоре с разливом удастся совладать, разместив боновые заграждения и устроив контролируемый поджог нефти. Однако скоро прогнозы стали не столь радужными: уточненные данные показали, что из морского дна «сифонит» более 5000 баррелей сырой нефти в сутки.
И Америка начала нервничать. Слишком близко от девственных берегов Луизианы находится расползающееся нефтяное пятно. И, как всегда в таком случае, экстренно начался поиск крайнего. Сама платформа принадлежала компании офшорного бурения Trans Оcean и была нанята нефтедобывающей компанией British Petroleum. Но к четвергу, 28 апреля, стало ясно, что одна BP не в состоянии справиться с катастрофой, о чем и было доложено президенту США Бараку Обаме.
Обама среагировал мгновенно и жестко: в духе героев О.Генри. «Пусть платят», - сказал президент, имея в виду BP. Впрочем, у него не было выбора: по злосчастному стечению обстоятельств как раз в начале апреля он сам снял 20-ти летний запрет на добычу нефти и газа на побережье США. Резоны Обамы были связаны со стабилизацией роста цен на нефть, стимулирование экономики, и вот теперь все это может пойти прахом.
Дело в том, что в США трудно найти место, столь чувствительное к загрязнениям, как побережье Луизианы, Миссисипи и западный берег Флориды. Это низинные берега с пляжами, густыми зарослями и болотами. Здесь гнездятся птицы, в том числе пеликаны, живут знаменитые 30-сантиметровые лягушки и много другой забавной живности. С точки зрения охраны природы - это «легкие» юга США. Ну и грандиозный туристический объект, который привлекает миллионы туристов со всего света. Здесь огромные плантации устриц и многочисленные рыбоводческие хозяйства. Никаким керосином за эту погубленную красоту не расплатиться.
Экологи бьют в набат: очистить загаженные нефтью прибрежные болота просто немыслимо. И уже говорят о мобилизации армии, авиации и флота. Контр-адмирал Мэри Ландри, командующая Береговой охраной, заявила, что ее части готовы использовать все свое оборудование и опыт, чтобы помочь сдержать разлив нефти и защитить береговую линию.
Сейчас уже говорят о том, что по самым оптимистическим прогнозам в море выльется всего в два раза меньше нефти, чем в результате катастрофы с танкером Exxon Valdez на Аляске в 1989 году. А это значит, что стоимость катастрофы растет на глазах, и вполне может превысить 1 миллиард долларов.
Но вполне вероятен и негативный сценарий. О нем сейчас никто не хочет говорить, но есть мнение, что скважину не сумеют заткнуть в ближайшее время, и она будет выдавать нефть еще несколько недель. А это автоматически означает гибель американского побережья Мексиканского залива. Это может также нанести сокрушительный удар по побережью Кубы.
И сокрушительным образом ударить по позициям американского президента. Вот парадокс: Обама, пришедший к власти в том числе и на волне «зеленых» настроений, распорядился начать добывать нефть на шельфе Мексиканского залива, что вызвало разочарование сторонников экологического развития Америки. И вот настоящий удар под дых: ведь если начнется нефтяной кошмар в Луизиане, его будут связывать с именем Барака Обамы.
И, разумеется, теперь уже будет трудно убеждать общественность в том, что добыча нефти и газа на глубоководных месторождениях экологически безопасна. Автоматическая задвижка не сработала, ремонтные роботы пока что только скрипят и мигают светодиодами, но ничего путного не сделали...
Идея «шагать в глубину» за углеводородами получила самый сильный удар за все время существования морской нефтедобычи. И с каждым часом ее розовые перспективы блекнут и чернеют. Как выяснилось, человечество само, не хуже вулкана, может испортить себе жизнь. И пусть удаленность Мексиканского залива нас не успокаивает - это тот случай, та катастрофа, которая меняет все направление развития нашей технической цивилизации. Как говорится, следите за новостями.
©
www.slon.ru/blogs/kranks/post/366349/ доп. инфо
news.google.com/news/story