119-я годовщина со дня рождения Ярослава Галана - писателя-борца с укронационализмом. Ч.1

Jul 31, 2021 23:27

"Политическая пропаганда". Нашел интересную группу "Вконтакте" - "Левое искусство", девизом которого значится выражение М. Горького "Буржуазия враждебна культуре". Вот что сказано в закрепленном сообщении группы:

Двадцать первый век. Искусство и литература. Что стало с творчеством в наше время? Множество писателей-диссидентов, например, Солженицын, прочно вошли в нашу литературу со своими былинами.
Большинство писателей забыто. Их произведения и стихи заменили фальшивым «творчеством».
Это, безусловно, печально, товарищи! Именно поэтому была создана группа «Левое искусство | LeftArt». Вспомним великих пролетарских писателей и просто уважаемых людей, которых решили выкинуть на свалку истории.
Если мы хотим по-настоящему выступать на мировой арене, то давайте следовать пути Горького и Маяковского, а не Солженицына!

"Политическая пропаганда". Нашел у них статью, посвященную Ярославу Галану, памфлеты и рассказы которого могут стать образцом бескомпромиссной и жесткой борьбы с украинским национализмом.

Ярослав Галан. 119-я годовщина со дня рождения
27 июля 2021 года
Источник


119 лет назад, 27 июля 1902 года, родился выдающийся украинский писатель-коммунист, антифашист, драматург, очеркист, памфлетист, лауреат Сталинской премии II степени (посмертно), дважды кавалер ордена «Знак Почёта» - Ярослав Александрович Галан.

Автор более 500 памфлетов и очерков, Ярослав Галан всю жизнь оставался убеждённым большевиком-ленинцем. В 1924 г. Галан вступает в Коммунистическую партию Западной Украины и участвует в национально-освободительной борьбе, а позже становится одним из организаторов группы украинских пролетарских писателей. В своих произведениях того периода Галан обличал сущность националистических и шовинистических организаций, в частности, ОУН, за что неоднократно преследовался и заключался в тюрьму (в 1934 и 1937 гг.).

В годы Великой Отечественной войны Галан сотрудничает с рядом фронтовых газет и работает собкором «Советской Украины», а после её совмещения с «Коммунистом» - новообразованной газеты «Радянська Україна». В этот период работы Галан всячески разоблачает зверства украинских националистов, который откровенно и без утайки называл пособниками Гитлера. Широчайшую известность, хрестоматийность приобрели его строки из памфлета «Чему нет названия» (1944 г.):

«Четырнадцатилетняя девочка не может спокойно смотреть на мясо. Когда в её присутствии собираются жарить котлеты, она бледнеет и дрожит, как осиновый лист.
Несколько месяцев назад в воробьиную ночь к крестьянской хате, недалеко от города Сарны, пришли вооруженные люди и закололи ножами хозяев. Девочка расширенными от ужаса глазами смотрела на агонию своих родителей.
Один из бандитов приложил остриё ножа к горлу ребенка, но в последнюю минуту в его мозгу родилась новая "идея".
- Живи во славу Степана Бандеры! А чтобы чего доброго не умерла с голоду, мы оставим тебе продукты. А ну, хлопцы, нарубите ей свинины!..
"Хлопцам" это предложение понравилось. Они постаскивали с полок тарелки и миски, и через несколько минут перед оцепеневшей от отчаяния девочкой выросла гора мяса из истекающих кровью тел её отца и матери...
Вот до чего дошли выродки-бандиты, именующие себя "украинскими националистами" - бандеровцами, бульбовцами, мельниковцами. Их деятельность за последние годы - это беспрерывная цепь диких зверств, чудовищной разнузданности и непревзойденных провокаций».


После войны Галан продолжает разоблачать националистов. Особое место в его творчестве послевоенного периода занимает антикоммунистическая, реакционная политика Ватикана, и яростными атаками своих памфлетов он срывает маски с духовенства. За это в июле 1949 г. римский папа отлучил его от церкви. В этом же, 1949 г., происходит событие, которое Галан считал счастливейшим днём в своей жизни - он вступает в ВКП(б). «По совести - интернационалист, по духу - ленинец», - записывает писатель в свой блокнот.

Однако через несколько месяцев его жизнь трагически обрывается. Галан погибает от рук тех, с кем так беспощадно боролся, - от рук украинских буржуазных националистов. Получив приказ от националиста Шепанского, выражавшего волю руководства ОУН, боявшегося обличителя Галана, придя в его дом под видом «посетителей», ОУНовцы Стахур и Лукашевич нанесли писателю, сидевшему за своим рабочим столом, 11 ударов топором по голове и скрылись. Впоследствии Стахура приговорили к повешению. Приговор был встречен бурными аплодисментами украинского народа...

Память о великом писателе будет жить в сердцах народа. Несмотря на то, что ныне памятники Галану снесены, а улицы, названные его именем, переименованы, пламенные произведения литератора прочно заняли своё место в золотом фонде советской литературы и каждой своей строкой напоминают, что и как делали новоявленные «герои», которым ныне ставятся памятники на месте снесённых, в памятные годы войны.



"ПП" Памятник Я. Галану во Львове (демонтирован в 1990-е годы). Установлен в 1972 году на площади Галана, снесён после провозглашения независимости украины. В "Википедии" сказано, что мемориальная доска в честь Я.Галана была установлена в Одессе на одноимённой улице, в 2016 г. улица переименована в улицу Р. Шухевича - укронационалиста и коллаборациониста-эсэсовца).

"Политическая пропаганда". На странице сообщества также размещены ссылки на электронное издание памфлетов Ярослава Галана. Ниже - исследование биографии писателя, опубликованное Станиславом Смагиным в прошлом году на "Украине.Ру". Не во всём согласен с автором, поэтому буду дискутировать ремарками! ))).

Трагедия украинца-русофила. Могла ли судьба Ярослава Галана, Галичины и всей Украины сложиться иначе
27 июля 2021 года
Источник



Ярослав Галан, родившийся 27 июля 1902 года в городе Дынув (ныне Подкарпатское воеводство Польши), - фигура значимая с разных точек зрения - как писатель, драматург, публицист, боец общественно-политического фронта. Но нам он особо интересен как яркий представитель общности, весьма (вплоть до трагичности) противоречивой в своей основе

Этот трагизм самосознания украинцев-русофилов, протекающий из самой сути проекта большой единой Украины, повлиял и на судьбу сегодняшнего именинника.

Отец будущего писателя, Александр Михайлович Галан, был мелким австро-венгерским чиновником и очень культурным человеком.

Причем русскокультурным - поклонником Достоевского, Пушкина, Толстого, Тургенева. Это, конечно, весьма существенно сказалось на формировании подраставшего Ярослава, как и то, что отца за его симпатии накануне Первой мировой власти арестовали, а затем бросили в печально известный концлагерь Талергоф. Самого Ярослава исключили из гимназии.

Приход русских войск принес семье облегчение, но недолгое. Австро-германское контрнаступление 1915 года заставило мать Галана с тремя детьми и тысячами других русофилов, боявшихся репрессий возвращавшейся габсбургской власти, бежать в Россию. Пристанищем семьи стал Ростов-на-Дону, куда, кстати, тогда же и из-за тех же фронтовых событий эвакуировали Российский Варшавский Императорский университет, ставший Ростовским Государственным, а в 2006 году Южным Федеральным.

Укрепив на берегах Дона привитую в семье русофилию и дополнив ее после революции и начала гражданской войны некоторой дозой левых настроений, Ярослав с родными вернулся домой, где встретил выжившего в неволе отца.

По окончании гимназии, не желая поступать во Львовский университет из-за активно проводимой новой «Речью Посполитой» полонизации Галиции, Галан решил продолжить обучение в Вене. Успел он немного поучиться и в итальянском Триесте, а закончил высшее образование в Кракове. После этого уже сам учительствовал на Волыни, где познакомился с будущей женой - юной крестьянской дочерью Анной.

К середине 1920-х Галан окончательно сформировался как человек левых взглядов. Ему было не пройти мимо Коммунистической партии Западной Украины, как раз получившей широкую автономию в рядах польской компартии.

КПЗУ, где, кстати, одно время отделом по делам женщин заведовала Нина Кухарчук (будущая Хрущева) ("ПП" О, да! Это прямо предтеча Раисы Максимовны Горбачевой в деле верчения мужем), обладала серьезным социально-боевым потенциалом и пользовалась авторитетом среди простого народа. Но имелся важный нюанс. Партия была украинской в самом прямом и грубом смысле, она стремилась обособиться не только от польскости, но и от русскости, встречая в этом до поры до времени полное понимание украинизаторов из Москвы и УССР.

В Москве тогда сделали ставку на воссоединение исторических русских земель по пролетарской и украинско-белорусской линии, для чего, в частности… напористо украинизировали Малороссию, Донбасс, Слобожанщину и Новороссию, а в течение некоторого времени еще и Кубань.

Отечественные историки, работающие с этой темой (Елена Борисёнок, Андрей Марчуков), видят если не оправдание, но, по крайней мере, рациональное объяснение такой политики именно в стратегии «красной ирреденты» (воссоединения разорванных границами территорий).

Наиболее ретивые из советско-украинских национал-коммунистов закономерно дошли в своих делах и словах до фактической русофобии. ("ПП" Ну, блин, ниже приводятся примеры из числа масималистов, пытаясь подхалимажем годить политике партии).


Нарком просвещения УССР Александр Шумский открыто противопоставлял друг другу «украинского» и «малоросского коммуниста», называя последнего «презренным шкурническим типом», «который во все исторические эпохи был одинаково беспринципно лицемерен, рабски двоедушен и предательски подхалимен», лебезя перед «русскими коммунистами». ("ПП" Блин, только написал об этом выше, но относительно украинофильских нацболов, не забегая вперед - и на тебе! Значит, Шумский с себя подобные цитаты списывал, хаха! А если серьезно - рожденный на Волыни лево-эсер Александр Шумский (на фото справа) был одним из главных украинизаторов еще до прихода во власть того же Николая Скрыпника. Причем Шумский столько оставил после себя, что центру пришльось бороться с наследием "шумскизма". Пока в этом направлении не копал особо, но не удивлюсь, если окажется, что галичане в наркомпросе УССР достались Скрипнику именно в наследство от Шумского. И эти "наследнички" смогли украинизировать под себя Скрыпника, рожденного совсем не на Волыни, а в Ясиноватой, что под Сталино-Донецком, что он стал еще более ярым украинизатором, чем Шумский!).

Другой видный коммунист, Андрей Хвыля, критикуя украинизаторские перегибы и внедрения в «советский украинский язык» галицкого диалекта, одновременно…призывал бороться с галицкой русофилией: «Галицкое москвофильство - корень графов Бобринских, епископов Евлогиев, русской черной сотни - необходимо уничтожить. И сделать это нужно как можно быстрее». ("ПП" В то же время "википедия", где вообще нет статьи об Андрее Хвыле, указывает, что бывшие эсеры, превратившиеся в Украинскую коммунистическую партию (боротьбистов), были главными украинизаторами: "В течение 1920-х годов выходцы из УКП (б) занимали ряд руководящих мест в Совнаркоме УССР и сыграли значительную роль в процессах украинизации (Александр Шумский, Андрей Хвыля, Панас Любченко, Антон Приходько и другие). В 1930-х годах большинство из них были репрессированы").

В 1926-1927 гг. Москва решила устранить совсем уж очевидный и одиозный крен в сторону не просто украинского национализма, а махрового шовинизма. Нарком Шумский, чье имя стало нарицательным, был переведен на работу в РСФСР.

КПЗУ же, являвшаяся в каком-то роде то ли филиалом, то ли спутником КП(б)У, раскололась на две части. Авторитетное большинство поддерживало слегка опальных национал-коммунистов, меньшинство солидаризировалось с советским и коминтерновским руководством.

Галан не страдал украинским национал-шовинизмом и в самой легкой форме. С детства вращавшийся в пестрой этнически и культурно среде, он был интернационалистом в хорошем значении этого слова. А отчий дом сделал из него убежденного русофила.

Ярослав Александрович традиционно бичевал светских и духовных лидеров агрессивного антирусского политического украинства, будь то митрополит Шептицкий, Дмитрий Донцов или отец «советскоукраинской исторической науки» Михаил Грушевский.

С
большой теплотой и сочувствием писал о галицких русофилах и карпатских русинах, которых австро-венгерская власть на Мармарош-Сигетских процессах судила за переход в православную веру. Второй из этих процессов, кстати, в качестве свидетеля посетил известный заступник русинского движения граф Бобринский, тот самый, «корень» которого предлагал «уничтожить» Хвыля; обвинение изображало его едва ли не главным спонсором и локомотивом православного прозелитизма.

При всем при этом Ярослав Александрович в этнокультурном плане считал себя именно украинцем.

Случай не такой уж уникальный. Иван Франко ("ПП" На фото справа бюст И. Франко в Донецке на одноименном бульваре. Стоит до сих пор, если че!), вторая после Шевченко знаковая культурная фигура для «национально-сознательных украинцев», в молодости бичевал «ляхов и москалей», но в зрелом возрасте писал:

«Мы все русофилы, слышите, повторяю еще раз, мы все русофилы. Мы любим великорусский народ и желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык. И читаем на нем нового, наверное, не меньше, а может, больше, чем на своем…»; «Ни один умный человек, у которого есть хоть капля политического здравого смысла, <…> не мог даже в самой буйной фантазии рисовать себе возможность отделить и отгородить украинскую землю от России». ("ПП" Кстати, именно фигура Франко может подарить немало таких примеров, когда сам писатель переосмысливал излишнюю ретивость в деле украинизации).


Еще один украинский классик, Иван Нечуй-Левицкий, был более чем «национально-сознателен», но на склоне лет в брошюре «Кривое зеркало украинского языка», полемизируя с Грушевским, признал:

«Что касается литературного и научного языка, то я должен сказать, что ни Галиция, ни Буковина никогда не будут и не должны быть украинским Пьемонтом, а им была и должна быть российская Украина». ("ПП" Это как раз о потере доминантности киевско-полтавского диалекта перед галицким суржиком, которое случалось несколько раз на протяжении ХХ века - одна языковая реформа в УССР Николая Скрипника чего стОит! ЧТо касается самого Ивана Нечуя-Левицкого (на фото справа), то скажу так - это для меня единственный украинский писатель, которого нужно читать и читать обязательно на украинском языке! "Кайдашева семья" - это просто кладезь черт, зарактеров и селянской логики малороссов-украинцев, которую обязательно нужно знать и понимать для взаимодествия с ними).

В этих словах Нечуй-Левицкого можно увидеть и предостережение против склейки давно и сильно разошедшихся частей одного целого. Не против, может, самой склейки, но против ее бездумности и осуществления по неправильным чертежам.

Отставим в сторону, допустим, «галицкое москвофильство Бобринских и черной сотни». Однако представим другой сценарий. Такие люди, как Галан, галицкие украинцы и одновременно русофилы, могли бы стать активным и деятельным ядром общности, соотносящейся с русскими примерно как сербы. И уже потом, после длительной аккуратной подготовки, эту общность имело бы смысл глубже интегрировать с Россией/Украиной/СССР…

Впрочем, в конце 1920-х-начале 1930-х ни о какой интеграции, ни о молниеносной, ни о постепенной, речи еще не было. ("ПП" На радость Третьему Рейху и СС. Можно прочитать работы главного эсэсовскогт лингвиста Г. Шмидт-Рора, который убеждал руеководство всячески недопустить переход советских людей на единый литературный язык и всячески поддерживать языковой сепаратизм. Ессно, в исполнении хохлов со "скрыпшниковщиной" и белорусов с "тарашкевицей").

Галан постепенно становился перворанговой звездой западноукраинской литературы и драматургии. Его пьесы были посвящены актуальным проблемам национальной и классовой борьбы, а в сумме - необходимости единства национальностей в достижении классового счастья.

Окончание следует

УССР, Киев, русские, Галиция, сепаратизм, Сталин, украина, русский язык, литература, Хрущев, РПЦ МП, Австро-Венгрия, УПА, Львов, украинизация, Бандера, Польша, Первая мировая, УГКЦ, СССР

Previous post Next post
Up