Как это было - часть 2: десант филофов в Одессе (8 сентября 2007)

Mar 21, 2009 16:21


8 сентября 2007 г.

Одесса, г-ца «Юность»

организатор: управление информации Одесского городского совета.

международная конференция

«Информационные процессы на постсоветском пространстве»

Проводится в соответствии с программой городской мэрии в поддержку развития региональных СМИ, предполагающей проведение семинаров, конференций; одним из семинаров был «Язык власти и власть языка».

Алексей Николаевич Роджеро:

путь из Киева в Москву самый короткий - через Одессу;

позиция философии в нынешней культурной обстановке: от мифа к идеологии, от идеологии к технологии и от теологии к метафизике, от метафизики к науке;

по Куну, рефлексия над способами трансляции информации;

наши мнения об информации: наиболее точное представление происходящих событий, некая объективная сторона некоего сообщения; если обратиться к этимологии слова, то информация - это сообщение и объяснение; тогда необходимо выстроить паритеты;

несогласие с Ницше по вопросу интерпретации события и самого события; необходимость оценки происходящих событий;

существует проблема интерпретации и выделения некоего объекта - ядра, для верной оценки событий;

приход Христа и его интерпретации - Антихриста как обязательного условия подтверждения истинности Христа.


Ирина Юрьевна Алексеева (Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ): начальник отдела философии, социологии, политологии и права):

тема доклада: «Идеология информационного общества и информационные процессы на постсоветском пространстве»

поиск концептуальных обоснований нового информационного общества был начат в 60-е г.г. в Японии; концепции информационных технологий дают мало оснований для исследований процессов информационных;

выделение следующих аспектов:
  1. высокое развитие электронных технологий, развитая инфраструктура;
  2. увеличение доступа широкого круга потребителей;
  3. возрастание роли информации и знаний в качестве направления стратегического свойства;

в современных концепциях: информационный обмен позволит людям лучше узнать друг друга (эта тема была освещена в докладе «Этика Интернета»);

формирование образа постсоветских стран в глазах своих соседей: создается отрицательный образ соседствующей страны, а не положительный своей собственной;

в 2000 г. была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества; предположения о стирании границ обществ не оправдываются;

проблема информационного колониализма: Россия является информационной колонией Украины? или наоборот?; похоже, что Россия, на сегодняшний день, есть информационная колония США;

будущее видится как общество борьбы информационных культур;

в России принята правительственная программа развития информационных технологий;

необходимо соблюдение соотношения количества и объема информации к ее качественному наполнению; проводятся немецкие исследования по теоретической проблеме, аналогичной социологическим проблемам среднего уровня;

видение постсоветских стран как оцифрованных субъектов;

анализ молодежных форумов показал отдаление молодежи наших стран друг от друга.

реплика А.Н. Роджеро: происходящее в Интернете похоже на информационный шум.

Наталья Борисовна Вяткина:

с 1992 г. проводились совещания «Шаг навстречу», на корабле; первая же встреча закончилась ссорой русского и украинского диссидентов;

целесообразность общения культур основывается на политической и экономической заинтересованности друг в друге, плюс безопасность - все это вместе формирует условия для общего информационного пространства;

примечательно, что институт российско-украинских отношений трансформировался в институт международной безопасности;

остатки мифологического «интеллигентского сознания»: нужно устанавливать личные контакты;

интересные процессы в Киево-Могилянской академии: при глубоком увлечении к средневековой философии, с рассмотрением проблем применительно к современности (методология науки), общение возможно только на украинском или английском языках; С.С.Аверинцев читал лекции на английском;

возможно будет полезным создание Интернет-журнала как возможность перепрыгивания через границы, как продукт информационного единения; все зависит лично от нас.

Б.Ф. Славин:

в новом информационном обществе возрастает роль мифа;

на первый план выходит интерпретация, создающая миф, подменяющая событие;

в книге «Вся правда об истории России» на чем построено доказательство того, что «Завещание Ленина» не существует: пока решали, что с этим завещанием делать, Троцкий получил указание от партии отрицать факт его наличия, в ответ на появившуюся в американской прессе публикацию о последнем письме Ленина; именно слова Троцкого и легли в основу доказательства - «Завещания…» не было.

поступило предложение о разработке креативных программ в Одессе; уже  идет разработка «Клуба будущего»

В.М. Межуев:

философия - единственный жанр, который не усваивается СМИ; о философе рассказать невозможно (кроме того, что это был замечательный, необыкновенный человек - на смерть С.С.Аверинцева);

почему так происходит?

главный герой современной культуры - журналист, т.к. культура собственно новостная;

философия же умозрительна, имеет дело с идеей - и этот мир уходит: конец письменной культуры;

СМИ - средства массового поражения способности людей к рефлексии;

человек сегодня является социальным, если он включен в сеть; происходит рождение нового типа общества - люди перестают читать;

тогда как философ, человек читающий, становится абсолютным оппозиционером.

Эдуард Иванович Мартынюк (к.филос.наук, доцент кафедры религиоведения ОНУ; руководитель Центра компаративистских исследований религии)

во все времена философ формировал себя сам; для современной философии баланс желающих приобщиться к философии остался тем же, что в средние века.

М.Ю. Попович:

реальная история: в метро сидит негр и читает «Українськi новини»; подходит мужчина и спрашивает: «ты кто?»; негр отзывается: «украинец»; тогда мужчина говорит: «а я тогда кто?»; негр отвечает: «не знаю, мабуть, жид».

В.С. Степин:

необходимо наличие единых переживаний, иначе общество рассыпается;

есть либеральные ценности - условие совершенствования существования;

личность в традиционалистском обществе обусловлена принадлежностью к корпорации; идентификация клановая происходит от самоценности коллектива (личность как тотем, по Петрову);

в западной культуре иначе: возникает ценность, вернее, самоценность автономной личности, которая проистекает из возможности менять принадлежность клану, менять связи; понятие «права человека» могло родиться только в западной культуре;

происходит попытка соединения векторов «права человека» и «права народа», а нарушение последних приводит к гуманитарным катастрофам (США и Ирак, к примеру);

сейчас цивилизация находится на переломе, идет процесс глобализации; принятие либеральных ценностей невозможно; необходимо создание новых ценностей;

демократия - это политическое свободное волеизъявление; как сказал Черчилль: «Демократия - это плохо, но лучше никто пока не придумал»;

усиление элит приводит к дезинтеграции обществ;

дрейфующие гены ценностей;

философ опережает свой век своими идеями; так, американская демократия, это сознательная калька с работ Локка.

Леонид Штекель (журналист; главный редактор газеты «Правое дело»):

различие понятий «глобализация прав личности» и «глобализация прав самовыражения»;

Интернет предоставляет возможность выбора и анализа информации для «маленького человека»

философу свойственно пренебрегать действительностью; общество модерна - общество масс (техногенная цивилизация)

понятие «личности» разное в разных типах культур

В.М. Межуев:

демократия - это власть не любого народа, а только демоса, общества, где каждый лично свободен, власть всех и власть каждого; в другом случае - это власть этноса.

Э.И. Мартынюк:

философское оправдание существующей ситуации:
  1. обрушение лавины информации - количественное или качественное изменение, начинающееся в момент виртуализации; возникновение виртуальной религии, которая существует только в киберпространстве:  появление кибернетического бога;
  2. киборгизация общества, сращение человека с компьютером.


Илья Исаакович Рейдерман: (поэт, культуролог, философ, и просто человек, проживший уже достаточно долгую жизнь, но всё ещё продолжающий ей восхищаться: «Но зато есть Интернет. Всемирная свалка невостребованной культуры»)

изменение ситуации приводит к изменению парадигмы: может быть, следует изменить «я рефлектирую» на «я консолидирую»? однажды это уже произошло, когда один философ вышел на площадь и закончилось печально: философ за свои взгляды отдал жизнь, т.к. экзистенциальное и рациональное было неразрывно; а ученики испугались… и возникла «теоретическая философия»;

ныне все - хорошо поставленный спектакль, сплошные симулякры;

люди массового общества лишены рефлексии - философы оппозиционны нынешнему обществу.

В.С. Степин:

работа современного философа должна заключаться в том, чтобы отслеживать ростки новых ценностей - не западных или восточных, а каких-то новых, третьих;

книги Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее» и «Доверие»;

если философия не работает на завтра-послезавта, если происходит внедрение появляющихся теоретических философских идей сразу в практику, то философия превращается в идеологию и перестает быть философией.

сейчас превалирует ситуация «договорной демократии» (демократии кланов); как мы должны понимать культуру? можно выстраивать ее от личности, можно от общности; как происходит диалог культур в самой Украине?

В.И.Аршинов:

главная проблема - проблема доверия как философской концепции, как метаценности; идет процесс разрушения доверительного пространства; ответственность за сохранение доверия лежит на философах;

проблемы нанотехнологий приведут к качественным изменениям - это последствия, о которых стоит задуматься уже сейчас, т.к в атомную эпоху человечество осознало себя; осознание в новую эпоху может не случиться.

А.Н. Роджеро (заключительное слово):

как сказал Гоббс: «Если бы аксиомы геометрии задевали бы бытие людей, они бы постоянно опровергались бы».

философская жизнь Одессы

Previous post Next post
Up