8 сентября 2007 г.
Одесса, г-ца «Юность»
организатор: управление информации Одесского городского совета.
международная конференция
«Информационные процессы на постсоветском пространстве»
Проводится в соответствии с программой городской мэрии в поддержку развития региональных СМИ, предполагающей проведение семинаров, конференций; одним из семинаров был «Язык власти и власть языка».
Алексей Николаевич Роджеро:
путь из Киева в Москву самый короткий - через Одессу;
позиция философии в нынешней культурной обстановке: от мифа к идеологии, от идеологии к технологии и от теологии к метафизике, от метафизики к науке;
по Куну, рефлексия над способами трансляции информации;
наши мнения об информации: наиболее точное представление происходящих событий, некая объективная сторона некоего сообщения; если обратиться к этимологии слова, то информация - это сообщение и объяснение; тогда необходимо выстроить паритеты;
несогласие с Ницше по вопросу интерпретации события и самого события; необходимость оценки происходящих событий;
существует проблема интерпретации и выделения некоего объекта - ядра, для верной оценки событий;
приход Христа и его интерпретации - Антихриста как обязательного условия подтверждения истинности Христа.
Ирина Юрьевна Алексеева (Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ): начальник отдела философии, социологии, политологии и права):
тема доклада: «Идеология информационного общества и информационные процессы на постсоветском пространстве»
поиск концептуальных обоснований нового информационного общества был начат в 60-е г.г. в Японии; концепции информационных технологий дают мало оснований для исследований процессов информационных;
выделение следующих аспектов:
- высокое развитие электронных технологий, развитая инфраструктура;
- увеличение доступа широкого круга потребителей;
- возрастание роли информации и знаний в качестве направления стратегического свойства;
в современных концепциях: информационный обмен позволит людям лучше узнать друг друга (эта тема была освещена в докладе «Этика Интернета»);
формирование образа постсоветских стран в глазах своих соседей: создается отрицательный образ соседствующей страны, а не положительный своей собственной;
в 2000 г. была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества; предположения о стирании границ обществ не оправдываются;
проблема информационного колониализма: Россия является информационной колонией Украины? или наоборот?; похоже, что Россия, на сегодняшний день, есть информационная колония США;
будущее видится как общество борьбы информационных культур;
в России принята правительственная программа развития информационных технологий;
необходимо соблюдение соотношения количества и объема информации к ее качественному наполнению; проводятся немецкие исследования по теоретической проблеме, аналогичной социологическим проблемам среднего уровня;
видение постсоветских стран как оцифрованных субъектов;
анализ молодежных форумов показал отдаление молодежи наших стран друг от друга.
реплика А.Н. Роджеро: происходящее в Интернете похоже на информационный шум.
Наталья Борисовна Вяткина:
с 1992 г. проводились совещания «Шаг навстречу», на корабле; первая же встреча закончилась ссорой русского и украинского диссидентов;
целесообразность общения культур основывается на политической и экономической заинтересованности друг в друге, плюс безопасность - все это вместе формирует условия для общего информационного пространства;
примечательно, что институт российско-украинских отношений трансформировался в институт международной безопасности;
остатки мифологического «интеллигентского сознания»: нужно устанавливать личные контакты;
интересные процессы в Киево-Могилянской академии: при глубоком увлечении к средневековой философии, с рассмотрением проблем применительно к современности (методология науки), общение возможно только на украинском или английском языках; С.С.Аверинцев читал лекции на английском;
возможно будет полезным создание Интернет-журнала как возможность перепрыгивания через границы, как продукт информационного единения; все зависит лично от нас.
Б.Ф. Славин:
в новом информационном обществе возрастает роль мифа;
на первый план выходит интерпретация, создающая миф, подменяющая событие;
в книге «Вся правда об истории России» на чем построено доказательство того, что «Завещание Ленина» не существует: пока решали, что с этим завещанием делать, Троцкий получил указание от партии отрицать факт его наличия, в ответ на появившуюся в американской прессе публикацию о последнем письме Ленина; именно слова Троцкого и легли в основу доказательства - «Завещания…» не было.
поступило предложение о разработке креативных программ в Одессе; уже идет разработка «Клуба будущего»
В.М. Межуев:
философия - единственный жанр, который не усваивается СМИ; о философе рассказать невозможно (кроме того, что это был замечательный, необыкновенный человек - на смерть С.С.Аверинцева);
почему так происходит?
главный герой современной культуры - журналист, т.к. культура собственно новостная;
философия же умозрительна, имеет дело с идеей - и этот мир уходит: конец письменной культуры;
СМИ - средства массового поражения способности людей к рефлексии;
человек сегодня является социальным, если он включен в сеть; происходит рождение нового типа общества - люди перестают читать;
тогда как философ, человек читающий, становится абсолютным оппозиционером.
Эдуард Иванович Мартынюк (к.филос.наук, доцент кафедры религиоведения ОНУ; руководитель Центра компаративистских исследований религии)
во все времена философ формировал себя сам; для современной философии баланс желающих приобщиться к философии остался тем же, что в средние века.
М.Ю. Попович:
реальная история: в метро сидит негр и читает «Українськi новини»; подходит мужчина и спрашивает: «ты кто?»; негр отзывается: «украинец»; тогда мужчина говорит: «а я тогда кто?»; негр отвечает: «не знаю, мабуть, жид».
В.С. Степин:
необходимо наличие единых переживаний, иначе общество рассыпается;
есть либеральные ценности - условие совершенствования существования;
личность в традиционалистском обществе обусловлена принадлежностью к корпорации; идентификация клановая происходит от самоценности коллектива (личность как тотем, по Петрову);
в западной культуре иначе: возникает ценность, вернее, самоценность автономной личности, которая проистекает из возможности менять принадлежность клану, менять связи; понятие «права человека» могло родиться только в западной культуре;
происходит попытка соединения векторов «права человека» и «права народа», а нарушение последних приводит к гуманитарным катастрофам (США и Ирак, к примеру);
сейчас цивилизация находится на переломе, идет процесс глобализации; принятие либеральных ценностей невозможно; необходимо создание новых ценностей;
демократия - это политическое свободное волеизъявление; как сказал Черчилль: «Демократия - это плохо, но лучше никто пока не придумал»;
усиление элит приводит к дезинтеграции обществ;
дрейфующие гены ценностей;
философ опережает свой век своими идеями; так, американская демократия, это сознательная калька с работ Локка.
Леонид Штекель (журналист; главный редактор газеты «Правое дело»):
различие понятий «глобализация прав личности» и «глобализация прав самовыражения»;
Интернет предоставляет возможность выбора и анализа информации для «маленького человека»
философу свойственно пренебрегать действительностью; общество модерна - общество масс (техногенная цивилизация)
понятие «личности» разное в разных типах культур
В.М. Межуев:
демократия - это власть не любого народа, а только демоса, общества, где каждый лично свободен, власть всех и власть каждого; в другом случае - это власть этноса.
Э.И. Мартынюк:
философское оправдание существующей ситуации:
- обрушение лавины информации - количественное или качественное изменение, начинающееся в момент виртуализации; возникновение виртуальной религии, которая существует только в киберпространстве: появление кибернетического бога;
- киборгизация общества, сращение человека с компьютером.
Илья Исаакович Рейдерман: (поэт, культуролог, философ, и просто человек, проживший уже достаточно долгую жизнь, но всё ещё продолжающий ей восхищаться: «Но зато есть Интернет. Всемирная свалка невостребованной культуры»)
изменение ситуации приводит к изменению парадигмы: может быть, следует изменить «я рефлектирую» на «я консолидирую»? однажды это уже произошло, когда один философ вышел на площадь и закончилось печально: философ за свои взгляды отдал жизнь, т.к. экзистенциальное и рациональное было неразрывно; а ученики испугались… и возникла «теоретическая философия»;
ныне все - хорошо поставленный спектакль, сплошные симулякры;
люди массового общества лишены рефлексии - философы оппозиционны нынешнему обществу.
В.С. Степин:
работа современного философа должна заключаться в том, чтобы отслеживать ростки новых ценностей - не западных или восточных, а каких-то новых, третьих;
книги Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее» и «Доверие»;
если философия не работает на завтра-послезавта, если происходит внедрение появляющихся теоретических философских идей сразу в практику, то философия превращается в идеологию и перестает быть философией.
сейчас превалирует ситуация «договорной демократии» (демократии кланов); как мы должны понимать культуру? можно выстраивать ее от личности, можно от общности; как происходит диалог культур в самой Украине?
В.И.Аршинов:
главная проблема - проблема доверия как философской концепции, как метаценности; идет процесс разрушения доверительного пространства; ответственность за сохранение доверия лежит на философах;
проблемы нанотехнологий приведут к качественным изменениям - это последствия, о которых стоит задуматься уже сейчас, т.к в атомную эпоху человечество осознало себя; осознание в новую эпоху может не случиться.
А.Н. Роджеро (заключительное слово):
как сказал Гоббс: «Если бы аксиомы геометрии задевали бы бытие людей, они бы постоянно опровергались бы».