Музей Южно-Уральской ЖД

Feb 21, 2024 21:03

Давно ничего не писал. А все потому, что новый год с ерунды начинать не хочется, а на серьезные статьи времени нет. Да и желания, если честно. Но не рассказать про этот маленький музей, который и статусом музея не обладает, я не могу.

В качестве преамбулы, должен сказать, что во время наших ежегодных встреч с коллегами из разных наших институтов, которые проходят каждый раз в других городах, принимающая сторона старается организовать какую-нибудь культурную программу. Зачастую это посещение какого-то ж.д. музея, во время котрого коллеги похоже всегда ждут некого аттракциона в моем исполнении, когда выясняется, что мои познания в истории на голову превосходят познания проводящих экскурсию.

Нов данном случае все пошло не по плану. Нас разделили на две группы, музей то маленький, и повели на экскурсию. В нашей группе экскурсию взялась проводить лично директор музея. Уже через 10-15 минут я понял, что директор музея просто невероятный энтузиаст своего дела, прекрасно разбирающаяся в истории своей дороги и умеющий заражать своим энтузиазмом всех, включая руководителей дороги.

Теперь перейдем к экспонатам музея, и надеюсь вы сами поймете почему я был в таком восторге.

К сожалению, я что-то не сфоткал само здание музея, во-перых, не ожидал от него чего-то особенного и не думал, что буду про него рассказывать, а во-вторых, они и так на всех альбомах Челябинска.

Так что сразу к экспозиции.



Здание музея, кстати проект нашего института, спроектировано так, что посетители поднимаются внутри по спиральному пандусу, по дороге знакомясь с историей развития железных дорог.

Самое потрясающее, что в этом музее все экспонаты действующие и многие из них можно вполне потрогать руками.

Вот, например, позвонить в этот колокол.



Или вот по этому телефону, связанному с другим телефоном.



Вот этот гудок совершенно рабочий, его даже использовали на каком-то мероприятии.



Пулемет все-таки деактивирован, но тоже не рядовой массовый экспонат.
Обратите внимание на заливную горловину.



А вот телеграфный аппарат системы Морзе 1923 года, вполне рабочий.



И вот уж совсем неожиданно, так это работающий экземпляр электрожезлового аппарата системы Трегера.



Эти аппараты в любом ж.д. музее есть. Но тут он работает!!! Директор музея заставила сотрудников службы Ш, не просто притащить два аппарата со склада, а подключить их как положено. Поймите правильно, лично я еще застал эти аппараты в рабочем состоянии на малодеятельных участках, но молодые СЦБисты дороги про электрожезловую систему только слышали. А тут им велели собрать работающую схему. По счастью внутри аппарата оказалась тщательно упакованная инструкция.

Сказать, что я бы приятно поражен, это ничего не сказть. Рассказы нашего экскурсовода о том, как и что восстанавливали, как собирали экспонаты, приводили меня просто в восторг.

В общем на фотографиях, что вы сейчас увидите, тщательно воссозданы какие-то кусочки подлинной истории железной дороги.















Кстати, даже макет паровоза Черепанова, который просто обязательный атрибут всех ж.д. музеев, стоит не на каком попало куске рельса.









Сервизы из вагонов-ресторанов фирменных поездов.



Обратите внимание на надпись на самоваре. К сожалению тяжело было сфотографировать, но думаю разберете.





К сожалению, когда экскурсия по-настоящему интересная и ее проводит грамотный человек, с которым можно вдоволь поговорить на интересующую тему, то совсем не до фотографий. А в музее еще много было интересных экспонатов и макетов.

Теперь перейдем к открытой площадке. У нас в программе ее посещение не планировалось, было мало времени, но мы просто не могли не пробежаться по ней хотя бы бегом. Благо она совсем небольшая. Хотя с другой стороны я бы предпочел, чтоб она была побольше. Этот музей заслуживает расширение экспозиции.



Но даже на такой небольшой площадке рабтники музея умудрились сделать небольшой круг с действующим переходом и семафором, по которому можно прокатится на ручной дрезине.



В общем я тут фоткал, что называется, галопом по европам, да еще солнце неудачно светило в объектив, ну уж что получилось.

На входе на площадку вот такой монумент. Не все поймут, почему именно этот паровоз поставлен рядом с Т-34, и как он иллюстрирует надпись на постаменте, но директор музея подтвердила, что я правильно понял, что это соседство не случайно и все именно так и было задумано.











Дальше вся остальная экспозиция.



Которая, кстати, содержит не мало редких экземпляров.
Паровоз П36 наверное во всех музеях есть





А вод вагон-хлебопекарню и вагон-кухню редко встретишь.



В общем смотрите.

















































Кстати, на фото есть вагон переселенческого типа. Попробуйте угадать на какой?

ЗЫ. Отгадки в следующем посте.

музей, локомотив, вагоны, железная дорога, память, паровоз, тепловоз, электровоз, памятник

Previous post Next post
Up