Бестопочный паровоз.

May 16, 2018 22:43



Вы когда-нибудь видели железнодорожный знак "Закрой поддувало"? Если нет и вы не знаете, что это, и зачем он нужен, то вам под кат.
[Spoiler (click to open)]

Поддувало - он же зольник - это бункер для золы под топкой паровоза. Знак «Закрой поддувало» ставился перед пешеходными настилами и мостами. В старину из-под паровоза прилично сорило из топки на путь горящими хлопьями шлака и кусками пылающего угля. Знак «Закрой поддувало» заставлял паровозную бригаду закрывать в опасном месте зольник. На новых паровозах выпуска 1930-1950-х годов стояли большие бункерные зольники, сквозь которые шлак из топки просыпался гораздо меньше, однако знаки «Закрой поддувало» еще долго продолжали стоять, пока паровозы не ушли совсем.


Если же знаете, то понимаете, что паровоз не зря иногда называли "огнедышащим". А ведь существовал ряд предприятий, таких как нефтеперегонные заводы, бумажные фабрики, которым близкое общение с паровозом было бы весьма опасным. Вот для работы на подъездных путях таких предприятий и были придуманы бестопочные паровозы.

У такого паровоза паровая машина и экипажная часть ничем не отличается от обычных паровозов, а вот вместо котла с топкой установлен котел-аккумулятор, представляющий из себя закрытый цилиндрический сосуд с хорошей термоизоляцией.



Перед началом работы котел на 60-70% заполнялся водой. Затем, через специальный патрубок в котел подавался пар от стационарной котельной установки. Пар нагревал воду, и когда ее температура достигала кипения, т.е. давление в котле уравнивалось с давлением стационарной установки, паровоз был готов к работе. Пар пускался в цилиндры, постепенно давление в котле паровоза снижалось, а вода продолжала кипеть, потому что с понижением давления уменьшается и температура кипения воды. Постепенно давление в котле срабатывалось до 3-4 кгс/см2.



Для бестопочного паровоза почти не требуется капитальный ремонт и обслуживается он одним машинистом. Главным его недостатком является ограниченный радиус работы.

В нашей стране бестопочные паровозы не строились до конца 30 годов ХХ-ого века. На фотографии вы видите бестопочный паровоз завода Шварцкопф, работавший на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе с 1928 года. И остававшийся в единственном экземпляре бестопочного паровоза в нашей стране, до 1940 года. За годы своей работы он практически не потребовал ремонта, кроме обточки бандажей, ремонта движущего механизма и замены изоляции котла.
Некоторые характеристики паровоза:
Диаметр колес 1000 мм, паровая машина с цилиндрами 550 мм с ходом поршня 550 мм, парораспределительный механизм Вальсхарта. Сцепная масса 90 т. Длинна по автосцепкам 8000 мм, расстояние между крайними колесными парами 3100 мм, давление пара в котле 18 кгс/см2.

Хранится он в музее Октябрьской ж.д., и снят с эксплуатации потому что устарел морально.

паровоз, подвижной состав, необычное

Previous post Next post
Up