Виктор Некрасов был известным советским писателем, ставший популярным уже после опубликования своей первой книги - «В окопах Сталинграда». Виктор Платонович написал множестве интересных произведений - повестей, рассказов, очерков, эссе. Творил он в жанре реализма, то есть старался изобразить жизнь так как она есть, а не так, как требовала коммунистическая идеология. Поэтому на этой почве у писателя случился разлад с советской властью, и он был вынужден эмигрировать во Францию. Но мы сегодня не об этом.
Виктор Некрасов - зачинатель в СССР "лейтенантской прозы". Фото: Гугл.
Есть в творческом багаже В. Некрасова рассказ, который так и называется - «В мире таинственного». И вот что мы там находим:
Это было время моего путешествия по Камчатке. Когда мы подходили к острову Медному, все мы - фотографы - сразу ухватились за свои аппараты, чтобы запечатлеть суровые, покрытые тучами скалистые его берега. Но тут вдруг обнаружилось, что пленка в моем аппарате кончилась, надо заряжать другую. Я вынул из вещмешка свеженькую и только собрался зарядить ею аппарат, как меня позвали...
Так. И что там дальше? Читаем:
У Леонида Тимофеевича заело что-то в кинокамере и он просил помощи. Когда через пять минут я вернулся, оказалось, что катушки с пленкой, которую - отчетливо помню - я положил на стол рядом с фотоаппаратом, нет. Я начал искать. Перерыл все, что возможно, вывернул карманы, облазил всю каюту, перетряс простыни и одеяла на обоих койках - нет и нет...
И дальше:
Раздосадованный и злой, я бросился к Юре Муравину, выклянчил у него пленку и еле-еле поспел к моменту нашего подхода к острову. Я отснял полпленки и вернулся в каюту. Моя катушка мирно лежала на столе. Лежала и посмеивалась.
И Виктор Некрасов делает вывод:
Нет, конечно же, у неодушевленных предметов есть своя душа. Иногда очень тонкая, уязвимая - не надо их обижать, - и связь у них друг с другом есть, своя дружба, взаимопомощь, круговая порука... Лента с берегами острова Медного оказалась совершенно прозрачной, ни одного кадра.
Такой любопытный рассказ. Остается добавить, что произведение было напечатано в первом номере журнала «Новый мир» за 1965 год. Главным редактором в ту пору трудился тоже сугубый реалист и мастер поэтического слова Александр Трифонович Твардовский. Значит, и ему показался важным текст В. Некрасова - лишь бы что в «Новом мире» не публиковалось. И цензуру как-то удалось уломать, а ведь главная идея рассказа совершенно не советская. Какая ж душа могла существовать в нашем тогдашнем насквозь материалистическом мире?
Кстати, мистические моменты случались в жизни другого писателя - Анатолия Гладилина. См.
https://jurikan.livejournal.com/69362.html А Петр Проскурин, клепавший неподъемные кирпичи книг, пережил нечто совершенно необъяснимое. См.
https://jurikan.livejournal.com/68882.html