Юрий Комягин: "Немецкая" тайна советской госбезопасности эпохи незабвенного Олдрича Эймса (2)

Sep 03, 2018 12:56


В прошлой публикации (см. https://jurikan.livejournal.com/208070.html?utm_source=twsharing&utm_medium=social) я рассказал о том, как стремительно развивалась карьера сотрудника советской разведки Геннадия О. Из простых лейтенантов он быстро добрался до майора (по другим данным, до подполковника). Трудился разведчик в ФРГ под крышей корреспондента ТАСС. Перед ним открывались блестящие перспективы, как вдруг все в одночасье закончилось. В статье “До и после расстрела”, опубликованной в 1992 году в журнале “Огонек”, журналист Илья Мильштейн пишет:



Нет, это не таможня... И не контрабанда.


“8 ноября 1985 года его вызвали на совещание в Восточный Берлин. 13 ноября к Раисе Сергеевне (супруге Геннадия, которая осталась в Бонне - Ю. К.) пришел К. с запиской от мужа: дают новую квартиру в Москве (что было правдой), бери детей и приезжай, вместе ее посмотрим. Когда выехали из Бонна, она обнаружила, что оставила дома паспорт. Вернулась, но в квартиру ее не пустили: внизу ожидал А. с паспортом в руке. Вероятно, в доме уже шел обыск. В Шереметьево ее встречал сослуживец мужа. “Рая, куда едем?” - спросил он. “Туда, где Гена”. - “Знаешь, - замялся он, - Гену задержали на таможне по обвинению в контрабанде… Да не волнуйся, все будет хорошо. Только отцу его не говори, старый человек, хлопот не оберешься…” На другой день в трех московских квартирах - у родителей О., у Раисы Сергеевны и ее сестры - шел обыск. Другая жизнь кончилась. Начиналась эта”.

Пора уже, наконец, назвать настоящее имя Геннадия О. Он действительно Геннадий, а фамилия его - Вареник. Родился в 1952 году, отец - на тот момент действующий сотрудник госбезопасности, затем - полковник КГБ в отставке, участник войны, сражался в СМЕРШе. Отмечен орденами и медалями, вот один из его наградных листов.



Геннадий решил пойти по стопам родителя. А дальше - вон оно как вышло. Вареника обвинили в том, что он, будучи в загранкомандировке в ФРГ, перешел на сторону противника. Связался с сотрудником ЦРУ и стал передавать ему совершенно секретную информацию. О советской агентуре, о том, что якобы в КГБ планировали устроить взрывы в различных немецких барах, где любили собираться американские военнослужащие. Осложнить таким образом германо-американские отношения. Что подтолкнуло Геннадия к переходу на другой берег? Вроде как он растратил казенные 10 тысяч марок и хотел образовавшийся долг ликвидировать с помощью ЦРУ. Была и еще одна причина, но об этом - чуть позже. Илья Мильштейн писал:

“На первом свидании с женой О. был насторожен, глядел затравленно. Следствие окончилось, дело передавалось в суд. Оно было настолько секретным, что в Лефортовской тюрьме Геннадий содержался под другой фамилией, отчего-то под девичьей фамилией жены - Романов. Передачи не принимались.. На последнем свидании с матерью Геннадий сказал, что во вред Родине он ничего не делал. 2 октября 1986 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила О. Геннадия Григорьевича к высшей мере наказания - расстрелу. Семья подала прошение о помиловании. В ответ пришло официальное извещение о том, что бывший майор КГБ Геннадий О. казнен 25 февраля 1987 года”.

Но самая жгучая тайна в этой истории стала вырисовываться после того, как Илья Мильштейн встретился с отцом Геннадия - Григорием Васильевичем Вареником. Отставной чекист поведал нечто крайне любопытное. В какой-то момент следствия отцу разрешили повидаться с сыном. И вот что произошло на свидании.

“Знаешь, папа, - не поднимая глаз, бормотал он при встрече, - меня там (то есть в Германии - Ю. К.) поймали в ловушку. Американцы показали досье на тебя, где очень убедительно доказывалось, что в 1945-м в Будапеште ты отпустил на волю немецких агентов. Американцы угрожали передать эти сведения в КГБ. Тебе угрожала тюрьма…” Договорить ему не дали”.

Сказать, что Григорий Васильевич был ошеломлен - не сказать ничего. Еще более удивительное здесь (на мой взгляд) то, что разговор отца с сыном происходил в присутствии сотрудников КГБ, которые, понятно, полностью контролировали ситуацию. То есть, данные сведения Геннадий Вареник озвучил с молчаливого согласия госбезопасности. Для чего это понадобилось? Вот как Илья Мильштейн описывает дальнейшее:

“Вернувшись домой, Григорий Иванович (отчество так у Мильштейна - Ю. К.) написал большое заявление руководству КГБ. За себя он был спокоен. Тогда, в 1945-м, Кавалерийский Донской казачий корпус окружил Будапешт; среди прочих взяли в плен и группу людей, которые назвали себя советскими разведчиками. Их придержали. В Центр ушла шифровка. Через неделю был ответ: все подтвердилось. Тогда их и отпустили, обняв на прощание. Сыну об этом случае он никогда не рассказывал. Получалось, что в архивах КГБ кто-то собирает подобные сведения и передает их американцам. Григорий Иванович просил немедленно провести расследование “по факту утечки”, в чем, он был убежден, руководство КГБ должно быть сильно заинтересовано”.

И вот что произошло дальше:

“Через несколько дней его вызвали в следственный отдел и сообщили о результатах “проверки”. Оказалось, что сын придумал всю эту историю, в чем теперь и сознался. “В чем сознался? - не понял Григорий Иванович. - Случай действительно имел место, но Гена о нем не знал и знать не мог… Вы что, издеваетесь надо мной?” На следующем свидании он укорил сына: “Гена, ты никогда не врал мне… Объясни, что произошло”. Тот сказал только: “А что я должен был делать, по-твоему?” - и разрыдался. Фраза была загадочной: то ли к американцам относились эти слова, то ли к следователям, если предположить, что “будапештскую” версию выдали ему они, как потом заставили и отречься… Свидание было прервано”.

В последующих публикациях об этих странных моментах в деле Геннадия Вареника ничего не говорится. Нынешние российские “историки спецслужб” (как они себя гордо называют) скромно помалкивают именно там, где от них ждешь подробного рассказа. А вообще, что это было? Точного ответа нет до сих пор. Но, может, именно тогда стала снова всплывать еще более таинственная история похищения в 1945 году из Будапешта шведского дипломата Рауля Валленберга? Чуть-чуть показалась на горизонте и опять стремительно погрузилась в туманную глубину…

Фото: Гугл и сайт «Подвиг народа».

КГБ, СССР, Совершенно секретно, История

Previous post Next post
Up