Учителям повышают зарплату - за чей счет?

Sep 03, 2016 22:27

Оригинал взят у kir_bor в Учителям повышают зарплату - за чей счет?



О повышении зарплаты учителям в 2017 году сообщил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.

Ни для кого не секрет, что работа учителя в России не относится к числу доходных. Много лет после Перестройки учителей держали на голодном пайке. В капиталистической России учителей опустили «на дно» жизни. В последние годы ситуацию пытаются выправить, но перекос сохраняется.

Не случайно Медведев ответил учителю по вопросу о зарплате, что если не устраивает зарплата, надо выбирать другое призвание.

Вопрос об учительских зарплатах в каждой стране решается по-разному. В США и многих европейских странах школьный учитель не бедствует. Я имею ввиду не только абсолютные цифры, но и относительные - отношение средней зарплаты учителя к средней зарплате в целом по стране.

Это ведь вопрос еще и престижа профессии, показатель уважения общества к труду педагога. Например, если судить по обзору "Зарплаты в Германии", средняя зарплата учителя составляет 3600 евро в месяц, в то время как средняя зарплата в целом по стране 28000/12 = 2300 евро в месяц.



Я хочу сказать, что нет объективных причин, почему российские учителя в 90-х и начале 2000-х должны были иметь низкие зарплаты. Наши учителя хуже немецких? Или работают меньше? Ничего подобного. В начале 90-х годов уровень образования в стране был высокий, это сейчас он катастрофически снизился.

Низкая зарплата учителей была вызвана только одним обстоятельством - такова была политика государства. Но скажите, чем эта политика определялась? Что за ней стояло? Разве стране не нужна качественная система образования? Ведь еще советский педагог Антон Семенович Макаренко заметил, что «сорок сорокарублевых педагогов» могут развалить все, что угодно.

Хорошо, что учителям сейчас повышают зарплаты. Плохо то, что этого не делали на протяжении многих лет раньше. Но, может быть, я слишком придираюсь? Может быть, российская власть уже поменяла приоритеты в отношении образования?

Есть еще одно обстоятельство, которое мешает мне радоваться за учителей. Новость о повышении зарплат пришла сегодня, 3 сентября. За два дня до этого я наблюдал, как брянская власть расправляется с сельскими школами. Как встречали детей в день Знаний железным замком на воротах школы. Как прогоняли родителей с «муниципальной собственности», запрещая им проводить линейку на территории возле школы.

Подробно об этих безобразных эпизодах рассказано в статье «Замок на двери и линейка без музыки: 1 сентября в сельских школах Брянщины».

С начала года регулярно происходили скандалы, связанные с закрытием сельских школ. Более пятидесяти школ уже закрыты. Во многих местах ликвидация учебных заведений происходит, несмотря на протесты жителей. Всего несколько дней назад родители пожаловались, что им угрожают отнять детей за то, что они противодействуют администрации.

То, что происходит, называется «оптимизация расходов на образование». Стоимость обучения ученика в сельской школе выше, чем в городской. Ради небольшого числа учеников приходится содержать здание и штат учителей. Оптимизация заключается в том, что школы закрывают, учителей увольняют, здание снимают с баланса, а детей из деревни заставляют ездить в дальнюю школу на автобусе.

Бесспорно, содержать школьный автобус дешевле, чем школу (тем более, что один автобус может обслуживать по несколько школ). Но только не надо делать вид, что от подобной оптимизации никто не несет ущерба. Во-первых, немалое число учителей остаются в деревне без работы. Во-вторых, ученики, вместо того, чтобы дойти до школы за 5-10 минут, вынуждены ежедневно тратить по несколько часов на дорогу и ожидание.

Получается, что оптимизация - это не просто сокращение расходов, а сокращение расходов за счет учителей и учеников. Сократив расходы на сельские школы, государство объявляет, что повысит учителям зарплату. Угадайте, за счет каких средств будет происходить повышение зарплаты? Что происходит?

А происходит вот что: повышение благополучия учителей городских школ за счет значительного усиления неблагополучия учителей и учеников сельских школ. Зато накануне выборов чиновники имеют возможность радостно доложить о росте зарплат.

Кстати, этот прием власть применяет не только с учителями. Мой знакомый, связанный с полицией рассказывал, что подобным образом происходило повышение зарплаты полицейских за счет сокращение штатов. Грубо говоря, сократили штат вдвое, оставшимся вдвое подняли зарплату и заставили больше вкалывать.

Затраты в итоге не выросли. Кто понес ущерб? Не считая уволенных из полиции, ущерб понесло общество. Но ведь этот ущерб не так просто заметить, а еще сложнее увязать с «оптимизацией».

Я надеюсь, что, когда-нибудь российской власти все-таки хватит мудрости понять, что вклад в образование - это бесценный вклад в будущее страны, и что стране нужны не бизнесмены, а образованные граждане.

Оригинал взят у burevestn1k

образование и воспитание

Previous post Next post
Up