Патрон 380 короткий появился едва ли не с первой волной унитарных патронов - в 1867 году, в Британии.
Естественно, патрон снаряжался дымным порохом и свинцовой пулей, а гильза, как у многих ранних патронов, имела фланец, образованный гофром, полученным при штамповке цилиндрической заготовки. Для несущественных давлений, развиваемых этим патроном, такая конструкция гильзы была вполне приемлема.
Пуля свинцовая, диаметр 9,57 мм.
Масса пули варьировалась в очень широких пределах, обычно применялись пули массой 9-9,5 граммов. В то время как конструкция её оставалась традиционной для того времени: литая или штампованная пуля с поясками для помещения в них осалки из жира и воска. Осалка уменьшала свинцевание ствола и позволяла размягчить твердые остатки сгоревшего пороха, забивавшие ствол и барабан, что затрудняло продвижение пули и чистку после стрельбы.
Гильза длиной 17-17,2 мм штампованная, фланец образован сгибом корпуса гильзы, потому достаточно толстый.
Заряд дымного пороха не превышал 0,7-0,8 граммов, что примерно на треть меньше такового у ранних патронов к Нагану.
Энергетика патрона по нынешним меркам не поражает - в среднем 140-150 джоулей, однако мягкая свинцовая пуля позволяла при попадании в тело отдать максимум энергии.
Компактность патрона позволила применить его в компактных револьверах довольно крупного калибра: в отличии от «Велодогов» под малокалиберный патрон, эти револьверы при меньшей емкости барабана и большей толщине, стреляли вполне «взрослыми» пулями, однако при этом оставались достаточно компактными.
Именно популярность «Бульдогов» обеспечила патрону вторую молодость на рубеже прошлого и позапрошлого века, хотя казалось, что в 1880-х патрон уже начал сходить со сцены. Веблеевский «Бульдог» стал отправной точкой в развитии компактных револьверов для самозащиты гражданского населения и вооружения полиции.
«Бульдоги» и «Велодоги» в Европе производились в огромных количествах, причем особенно в этом поднаторели бельгийцы и испанцы, впрочем, другие страны тоже не отставали. При чисто символическом регулировании оружейного рынка до ПМВ, «Бульдоги» стали популярнейшим гражданским оружием, и их популярность не пошла на спад даже после появления «Браунингов». К слову, цена компактных револьверов была, что называется, на любой кошелек: дешевые поделки сомнительного и не очень качества могли купить практически все желающие, а качественные и порой богато украшенные экземпляры стоили, конечно же, изрядно и покупались отнюдь не пролетариями.
Не стоит забывать и "Малые русские модели "Смита и Вессона", стрелявшие аналогичными патронами. По сути, это была уменьшенная версия того самого "Русского Смита", которая имела немалую популярность. Кроме того, часть таких револьверов имела уже УСМ двойного действия, значительно выигрывавший в скорострельности у своего предшественника.
В общем, в дореволюционной России револьвер под патрон .380 короткий можно было купить как за 3,5-4 рубля, так и за 15-25 рублей - в зависимости от качества и отделки. Недорогие револьверы бельгийского производства ресурсом, конечно, не баловали, но по назначению вполне работали, и их цена составляла примерно десятую часть от зарплаты более или менее опытного рабочего. Стоит ли говорить, что свободно (вот тут - в прямом смысле слова!) приобретаемые револьверы в 1905-м в огромных количествах попадали в руки экстремистов разных мастей.
После ужесточения оружейного законодательства, теперь уже требовавшего специального разрешения от губернаторских властей для покупки короткоствольного оружия, такие револьверчики изымались буквально тысячами. Впрочем, сколько их осталось на руках только одному Богу известно.
Вымывание их из оборота началось только после запрета короткоствола для «простых смертных» при большевиках, да и патроны 380 калибра после 1917 года делать в России перестали. Тем не менее, 9-мм «Бульдоги» не редкость в криминалистических коллекциях, и до сих пор поисковики находят их на месте старых деревень или при разборке старых домов.
Интересно, что в Германии и Австро-Венгрии в конце 19-го века были приняты запреты на ввоз короткоствольных револьверов, которые тогдашние чиновники посчитали… оружием криминалитета. Однако хитрые бельгийские промышленники просто переместили мушку на середину удлиненного ствола, сохранив прицельную линию как у короткоствольного револьвера. В итоге, после непродолжительной работы напильником гражданин получал тот самый короткоствольный револьвер с нормальной мушкой: запрет касался только ввоза оружия, но никак не владения им.
В частности, .380-е патроны производились и в России, не только на рижском заводе Селье и Белло, но и на Московском патронном заводе. Цены были, что называется, демократичными: 2-3 рубля за сотню. Для сравнения, патроны 38 СВ с бездымным порохом стоили до 7 рублей за сотню.
Кроме того, сказалось и то, что револьвер мог стрелять любыми патронами, входившими в его барабан, и длина гильзы ограничивалась только верхними пределами. В таких условиях патрон 380 короткий мог применяться в любом револьвере 9-мм калибра, благо, свинцовая пуля успешно «выбирала» зазоры по размерам канала ствола в оружии разных производителей. Это сделало патрон еще более универсальным: он рекламировался как патрон для револьверов Веблей, Третнер и прочих револьверов в 380-м калибре.
Впрочем, патрон этот применялся не только полицией, но и армией, к примеру, состоял как армейский в Дании (с 1880 года, с револьверами Фагнус), широко применялся в оружии, закупаемом офицерами в частном порядке. Конечно, армейский патрон 380 Веблей был посерьезнее, но и в это револьвере можно было применять «короткие» патроны.
Что не менее интересно, современный револьверный шумовой\газовый\травматический патрон по габаритам аналогичен 380-му, да и 380-м вполне можно выстрелить из револьвера под патрон 38 Смит и Вессон или 357 Магнум. Понятно, что такой выстрел по мощности не сравниться с выстрелом штатным патроном, но тем не менее, он возможен с технической точки зрения.