Чему отдать предпочтение - стеклу или «Лейке»?С. Евгенов, "Советское фото", 1934 год.
Позволю парочку цитат из статьи по ссылке выше:
Превосходные в композиционом отношении кадры таких мастеров «Лейки», как Игнатович и Лангман, являются как правило крупноплановыми плоскостными кадрами, - выразительность композиции достигается у них исключительно художественным расположением плоскостей, фактуры в снимках почти нет, свет и тени даются широкими плоскостями. Сочнее и мягче в световых отношениях сделаны лучшие леечные работы Штеренберга, Кудоярова, Маркова-Гринберга.
///
...работа на «Лейке» «подрывает творческую дисциплину», если так можно выразиться, развращает увлекающегося фотоработника. «Лейка» предоставляет возможность в короткий срок сделать огромное число снимков. Недисциплинированный, увлекающийся съёмщик, пользуясь этим качеством «Лейки», перестаёт продумывать композиции отдельных кадров, перестаёт владеть собою, начинает щёлкать на «авось», наугад, - «нащёлкаю много, авось, что-нибудь хорошее потом подберу». Случайно хорошее редко получается, и работающий таким образом фоторепортер не только останавливается в росте, но и легко катится назад.
///
...помни: что бы ты ни снимал (если вообще ты умеешь снимать), у тебя на стекле выйдет лучше, чем на «Лейке». И Памир, и знойную Какакумскую пустыню, и Красную площадь, залитую массами, освещаемую мягкими лучами солнца, только что пробившегося сквозь облака, ты сможешь шире, объёмнее, выразительнее, сочнее показать при съёмке на стекле или крупной плёнке, и в редакции безошибочнее из сделанного тобою материала отберут лучший материал.
///
Мода на «Лейку» прошла. Изживается мнение, ещё недавно распространённое среди московских фоторепортеров (не говоря уж о периферии), что первоклассным фоторепортёром является только тот, который работает на «Лейке».
P.S. Ничто не ново под луной...