История освоения космоса (1). Первые тестовые запуски по программе Восток, или о Белке и Стрелке

Feb 12, 2021 12:00


Друзья!
Давайте начнем такую тему, как история пилотируемых космических полетов. Начнем с начала - с советской программы Восток. Но если начинать совсем с сначала, то до полета Гагарина нужно будет упомянуть о тестовых запусках, на которых тоже были свои пилоты.
15 февраля 1958 года Сергей Королев, стоявший во главе Особого конструкторского бюро ОКБ1, поставил перед коллективом задачу разработки пилотируемого космического корабля. В качестве ракеты-носителя предполагалось использовать ракету РС-7 с добавленной третьей ступенью. Началось предварительное проектирование.
Основной проблемой стало возвращение космонавта на Землю. Было выяснено, что оптимальной формой спускаемого аппарата для возвращения является тупой конус, так как для него обеспечивались перегрузки при посадке 5-6 g. Но аэродинамика тупого конуса вообще была тогда слабо изучена, поэтому все очень обрадовались, когда стало известно, что подготовленный человек способен легко выдержать 10 g, и стало возможным использовать намного лучше известную сферу. Но с мягкой посадкой все равно разобраться сначала не получалось, поэтому было решено катапультировать пилота на высоте 8 - 10 км.
Происходили изменения в конструкции спускаемого аппарата. Изначально тормозная двигательная установка и приборный отсек располагались выше спускаемого аппарата, затем были передвинуты вниз.
22 мая 1959 года было выпущено постановление ЦК КПСС и СМ СССР, "узаконившее" разработку пилотируемого космического корабля Восток-3. Там же была поставлена задача разработки фоторазведывательного спутника Восток-2, и упрощенного отладочного корабля Восток-1. В качестве субподрядчиков было привлечено 123 организации.
Восток-1 был готов к испытаниям уже в апреле 1960 года.

15 мая 1960 года, в 3 часа ночи по МСК на Байконуре произошел запуск космического корабля 1КП (масса 4540 кг) с ракетой-носителем Восток-1. В нем не было систем жизнеобеспечения и приземления, и не было теплозащиты. Внутри был груз - имитатор тела человека. Ровно через четверо суток кораблю была отдана команда на отделение спускаемого аппарата и запуск тормозной системы. Но тормозная система ошибочно сработала не на торможение, а на разгон, и корабль поднялся с орбиты высотой 307 км на высоту 690 км. Дальше корабль летал до 15 октября, и лишь тогда спустился и сгорел в атмосфере. Но запуск было решено считать успешным.
28 июля 1960 года в 12-31 по МСК был запущен второй аппарат 1К №1. Он был уже в полном комплекте, с теплозащитой и системой жизнеобеспечения. В качестве космонавтов работали собаки Лисичка и Чайка, которые должны были катапультироваться в контейнере. Однако на 38 секунде полета произошел взрыв двигателя, собаки погибли.
19 августа 1960 года в 11-44 был запущен третий аппарат 1К №2, массой 4600 кг. Пилотами были собаки Белка и Стрелка, а также крысы, мыши и разная другая мелкая живность и растительность. Для наблюдения за собаками была установлена радиотелевизионная система, также изображение фиксировалось на видеокамеру. Также на борту была установлена аппаратура для исследования космического излучения и  На 4-6 круге у Белки началась истерика со рвотой, из-за чего потом было принято решение ограничить полет первого космонавта одним витком. 20 августа в 10-38 была отдана команда на торможение, и здесь произошел тот же сбой, что и в прошлом полете, но теперь успешно сработала резервная система. В катапультируемом контейнере Белка и Стрелка триумфально приземлились в районе Орск - Кустанай.


Катапультируемый контейнер, в котором находились Белка и Стрелка.


Белка и Стрелка. Источник - https://dorognoe.ru/
По итогам испытаний Востока-1 были внесены изменения в конструкцию Востока-3. Важнейшим из них стал отказ от катапультирования космонавта из спускаемого аппарата на высоте 8 - 10 км. Было сочтено, что для космонавта оставаться в СА до самого приземления будет безопасно.
10 сентября Королев, Келдыш, Устинов и другие лица направили в ЦК КПСС доклад, в котором сообщали о возможности запуска пилотируемого корабля уже в декабре 1960 года. На основе доклада вскоре вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР, устанавливавшее декабрь 1960 года как срок первого полета космонавта. Однако срок не был выдержан. В октябре произошли два запуска станций на Марс (оба - неудачных), которые стали более приоритетными, чем пилотируемая программа, из-за выгодного взаимного расположения Земли и Марса в тот момент. А 24 октября на Байконуре при подготовке к запуску МБР Р-16 произошла трагедия - взрыв ракеты на стартовой площадке, при котором погибло 92 человека. После этого речи о запуске корабля с космонавтом в декабре 1960 года речи уже не шло.
1 декабря 1960 года в 10-30 по МСК произошел запуск 4-го аппарата 1К №5. На борту были собаки Пчелка и Мушка. Корабль провел на орбите сутки, и снова произошел сбой системы торможения. На этот раз из-за сбоя спуск СА пошел по слишком пологой траектории, и место посадки оказалось за пределами СССР. На этот случай в СА была установлена автоматическая система подрыва объекта (АПО). Определив неправильную траекторию посадки, АПО взорвала СА.
22 декабря 1960 года в 10-45 был запущен последний корабль Восток-1 (1К №6). Пилотами были собаки Комета и Шутка, и разная мелкая живность. Из-за сбоя работы двигателя (аварийно отключился на 432 секунде) корабль не вышел на орбиту, совершил короткий суборбитальный полет (дойдя до высоты 413 км), и затем СА отделился от него и приземлился в Красноярском крае. Началась спасательная операция. СА обнаружили с самолета 24 декабря, но добрались до него спасатели лишь 26 декабря. Комета и Шутка были живы-здоровы, хотя история умалчивает, насколько они при этом были голодными и злыми.


Комета и Шутка. Источник - https://nauka-prosto.ru/page/sobaki-kosmonavty/
После этого было решено прекратить испытания Востока-1, с учетом накопленного опыта доработать Восток-3, провести два тестовых запуска Востока-3, и если они будут успешными, запустить Восток-3 с человеком на борту (не ранее февраля 1961 года).
9 марта 1961 года был запущен первый корабль Восток-3 (3К №1). Длительность полета составила 88 минут (один виток). На борту был манекен Иван Иванович, одетый в скафандр. При торможении снова возникла проблема - кабель, связывающий СА и приборный отсек (ПО), не вышел из разъема, и СА не отделился от ПО. Из-за этого СА приземлился в 260 км от Куйбышева (перелет на 412 км).
25 марта 1961 года в 8-54 произошел второй тестовый запуск Востока-3 (3К №2). Параметры полета и комплектации были аналогичны предыдущему запуску. Корабль штатно вышел на орбиту, но при возвращении повторилась проблема с кабелем, и перелет при посадке составил 660 км.  Также была испытана разведывательная фотоаппаратура по объектам Африки и Турции.
29 марта прошло заседание Военно-Промышленной Комиссии, во главе с Устиновым, на которой решили, несмотря на проблемы с двумя тестовыми запусками Востока-3, следующий запуск сделать пилотируемым.
Но эту тему продолжим уже в следующих статьях.
На этом спасибо за внимание!

космос, США, Россия, история, СССР

Previous post Next post
Up