Брейгель Питер мл. Сельский праздник
Как мы видим из представленного ранее материала, взятого из общедоступных источников, разные народы выделяли временной период после зимнего солнцестояния и «размещали» на нем праздник. Я забыла упомянуть про языческий праздник германских и кельтских народов - Йоль, который празднуется в самую долгую ночь (день зимнего солнцестояния). Празднуется Йоль 12 дней, также присутствует хвойное дерево, гадания, живой огонь и т.д.
У наших предков праздники длились всегда не один день, особенно такие, которые были в дни зимнего солнцестояния. Праздники всегда были связаны с ритуалами и были направлены на регулирование психических процессов в жизни общества. Знания и психокорректирующие технологии были известны только некоторым людям, сакральным фигурам - волхвам или жрецам, а в памяти народа сохранялись лишь какие-то обрядовые внешние действия, за которыми не было понимания сути.
Праздник согласуется с ритмичностью циклов природы, жизнью общества и природными ритмами человека и отражается в календаре, который имеет закрепляющую и упорядочивающую функцию.
В прошлом чтобы был порядок, чтобы человек оставался на своем месте, довольствовался своей жизнью, держался в рамках позволенного, существовали запреты и предписания. Однако запреты и ограничения невозможны в постоянном режиме, требуется разрядка напряжения и реализация сдерживаемых влечений. Для этой цели и существовал праздник.
Праздник, как феномен культуры, представляет собой особый период интенсивного контакта мирского и сакрального, противоположный будням, когда такого контакта с сакральным нет. Причем это относится к любому виду праздника, даже светскому. На эту особенность праздника обращали внимание многие исследователи: Э. Дюркгейм, Роже Кайуа, М. Элиаде и др.
Праздник состоял из трех элементов: период ограничений ДО, ритуально-торжественная часть, сам праздник, в котором ограничения минимизированы.
Вот, что пишет про архаический праздник Роже Кайуа, французский антрополог и социолог.
«Праздник означает массовое участие возбужденного, шумного народа. Такие большие скопления чрезвычайно благоприятствуют возникновению и заразительному распространению душевной экзальтации, которая растрачивается в криках и жестах и заставляет людей бесконтрольно отдаваться на волю самых безотчетных импульсов».
«И в старину и ныне определяющими чертами праздника по-прежнему являются танцы, пение, поглощение пищи, питие. Нужно наедаться и напиваться до отвала, до изнеможения, пока не станет дурно. Таков закон праздника».
«Праздник длиться несколько недель, несколько месяцев с четырех-пятидневными передышками. Припасы и богатства будут уничтожаться и растранжириваться, ибо транжирство и уничтожение - формы эксцесса - по праву принадлежат самой сути праздника».
«Праздник…выделяясь столь резко на фоне мелочных забот повседневности, кажется индивиду каким-то иным миром, где его несут и преображают превосходящие его силы. Его будничная деятельность - собирательство, охота, рыбная ловля или животноводство - всего лишь занимает его время и удовлетворяет его непосредственные потребности. Конечно, в ходе ее он проявляет внимание, терпение, ловкость, но в глубине души он живет воспоминанием о прошлом празднике и ожиданием будущего, ибо для него, для его памяти и желания, праздник предстает как время интенсивных переживаний и преображения всего его существа».
Перед началом праздника обычные запреты усиливались и нередко добавлялись дополнительные. Все это было направлено на усиление контраста между обыденностью и особенным миром праздника. «Неумеренность и эксцессы во всем, торжественность обрядов, строгость предварительных ограничений - все это равно способствует тому, чтобы атмосфера праздника воспринималась как некий исключительный мир». (Р. Кайуа)
Такое разделение жизни с одной стороны, обеспечивало поддержание сдерживания влечений, а с другой стороны, давало выход этим желаниям в определенное время.
Выбор праздника в особое период времени решал задачу и устранения внутренних конфликтов людей, и мог регулировать закладку будущих процессов, не позволяя им уйти в деструктивные формы.
Всегда ли осуществлялась такая программирующая закладка, как именно и на что она была направлена в тех или иных случаях, в данной статье рассматриваться не будет.