Про нашумевшую «Субстанцию» (2024)
Кроме эстетичной картинки - композиции кадров, сочетания цветов, удивительная динамика и драйв для более двух часов.
Весьма ладно скроенный фильм, приятное послевкусие при том, что это боди-хоррор и гротеск тут присутствует.
Понравился он далеко не всем, но обсудить здесь есть что.
Конечно, лучше сначала посмотреть фильм, прежде чем читать разбор.
Многим он показался пустышкой, который интересен для озабоченных внешностью, или затрагивает проблему навязанных извне идеалов, или вообще, про потребительское отношение к женщинам.
Кто-то попытался уцепиться за то, что главная героиня опрометчиво, ничего не выяснив про препарат, не прочитав отзывы, решается на его применение. Или за непонятное время в фильме - ну кто читает объявления в газетах, в век интернета?
Что касается навязанных идеалов - нельзя сказать, что в обществе считается красивым что-либо абсолютно от балды, и как будто намеренно выбирается каким-то троллем-кукловодом, чтобы затем посмеяться над глупыми людьми.
Это совсем не так. Положительными всегда (!) считаются конкурентные преимущества. Это все, что относится к ресурсам.
Здоровье - красивой считается здоровая кожа, блестящие густые волосы, хорошие зубы. Тренированная фигура без лишнего веса. И так далее.
В прошлом, в голодные времена, красивым считалось полное тело, так как у такого человека было много еды, а значит и денег, к такому человеку выгодно было примкнуть и как-то взаимодействовать, чтобы выжить.
Рядом с ним было спокойно, сытно и хорошо.
Молодость тоже всегда относилась к преимуществу. Общение с молодым - это возможность испытывать эмоции радости, восторга и интереса к жизни, предвкушения нового. Это перспектива долгих лет для общения. Это отсутствие ожидания болезней и прочих помех для себя.
Что касается потребительского отношения к женщинам и вообще к молодости - то это ворчание и недовольство тех, у кого-либо предложить на этом рынке нечего, либо нет ничего кроме молодости.
Но даже те, у кого есть молодость и красота - не всегда понимают, что это не их заслуга, это внешний ресурс, но он дает некоторые улучшенные возможности развивать свою личность, потому что бесконечно долго оставаться в неизменном «спаркл» состоянии невозможно.
Так вот фильм «Субстанция» дает вполне реальный рецепт, если не молодости и красоты, то способа замедлить старение, причем не косвенно, а прямо.
Кроме этого он буквально перенасыщен психологическим материалом - симптомами и символами.
Итак, по порядку.
В главной роли Деми Мур, ей 61 и она в прекрасной форме, плюс максимально натуралистично показана со всех ракурсов - сам факт этого должен смахнуть страх старения, или хотя бы уменьшить тревогу по этому поводу.
Нет?
Ладно, Деми играет роль 50 летней кинозвезды Элизабет Спаркл (блистать, сиять - англ.), кинокарьера которой в прошлом и сейчас она ведет аэробику на утреннем телешоу.
Ее начальство решает заменить ее на более молодую, но не потому, что она плохо выглядит или что-то еще, а просто на более молодую, потому что рейтинги и все такое.
Элизабет приходит в отчаяние.
Почему она приходит в отчаяние?
Давайте посмотрим, что у нее с ресурсами.
У нее прекрасная квартира, есть деньги, есть здоровье, есть привлекательная внешность, есть опыт работы и видимо какие-то связи, которые не показаны никак в фильме, но подразумеваются.
У нее нет семьи, нет друзей и имидж ее в общем то, так себе, так как ей даже не с кем пойти на свидание кроме случайно подвернувшегося одноклассника.
То есть, вся ее жизнь была выстроена на ресурсе Работа, мозг заточен получать удовольствие и, соответственно, энергию из работы.
Нет работы - нет кайфа и жизненной энергии, жизнь теряет смысл.
Но работа Элизабет имеет условие - красота и молодость. Просто красоты недостаточно, как и просто молодости.
Адекватно воспринимать реальность Элизабет не в состоянии, так как очевидно с ее известностью и удивительной для ее возраста прекрасной формой - она могла бы вести какие-то программы для женщин соответствующего возраста, и шансы быть супер-спаркл в этом сценарии были бы очень высоки, так как конкуренция не так велика. Можно было бы соглашаться в кино на роли немолодых женщин и еще много чего.
Но нет, случайно подслушанный разговор начальника, жестко фиксирует ее на проблеме, так что она уже не в состоянии смотреть на вещи реалистично.
Конечно в таком состоянии, где уже нет энергии для адаптации в новых условиях, она легко соглашается на препарат «Субстанция», не выясняя о нем ничего, нисколько не смущаясь сомнительного пункта выдачи заказов и игнорируя все риски.
Разве примерно не то же самое делает огромное количество людей, соглашаясь на подпольные косметологические процедуры, прием недостаточно изученных БАДов или схем омоложения, например инъекций плаценты, стволовых клеток и т.д., не говоря уже о пластической хирургии, где также высокие риски, как при любом оперативном вмешательстве.
Зависимость, или аддикция к ресурсу, именно так и выглядит - его утрата это путь в депрессию, и готовность идти на любой риск, чтобы получить свою «дозу». В данном случае это зависимость от своей внешности.
Но очевидно, что любая внешность с годами будет меняться - и это мина замедленного действия.
То есть, если внешность во главе всего - любые негативные изменения приводят к утрате ресурса, а так как он единственный, то это выбивает почву из под ног.
Но вот заказ со спасительной «Субстанцией» получен - и появляется молодая красотка Сью.
Никаких побочек, все прошло идеально, есть лишь маленькое условие, неделю жить молодой, неделю не очень молодой и не забывать, что ты одно целое.
Всего-то.
Идеально?
Казалось бы, да.
Сью может покорять мир, быть на обложке топ журналов, зарабатывать много денег, а Элизабет в спокойной обстановке продумывать стратегию для Сью, наслаждаться жизнью, ходить на свидания, общаться с друзьями.
Но не тут то было!
Очень схожая история Дориана Грея - пользуйся портретом и наслаждайся. Но Дориан Грей не смог, его психика не выдержала.
Та же история ждет и Элизабет, и других, у кого не хватает запаса прочности.
Элизабет смотрит на Сью с завистью, глазами стареющей матери и ладно бы у нее было бы хотя бы слияние с дочерью, а у той хоть немного уважения пусть и с дистанцией. Но нет, и нет!
Элизабет завидует и ненавидит идеальную Сью, ведь на ее фоне ее немолодость выглядит еще ужаснее, чем было до активации препарата.
Причем, какое-то время эта ужасность происходит только в голове Элизабет, но скоро все изменится - страхи начнут воплощаться в реальность.
Сью, со своей стороны, ненавидит этот неподвижный «труп», необходимый только лишь для поддержания собственной активной жизни. Ненавидит за необходимость прекращать на время свою прекрасную жизнь, чтобы «труп» подпитался.
Служба поддержки препарата «Субстанция» все время повторяет: «Помните, что вы одно целое!»
Но что толку?
Отношения Элизабет и Сью - прекрасная иллюстрация того, что происходит в психической жизни человека, если внутри него есть неразрешенный конфликт.
Идет бесконечная война, выигравших нет, но теряет от этого только человек, внутри которого это происходит.
У человека зависимого от своей внешности, болезненно переживающего возрастные изменения, и не стоит думать, что это присуще только женщинам, точно также внутри незримо присутствует своя Сью и своя Элизабет.
Устранение конфликта между этими частями существенно изменило бы параметры физического тела, это бы не была совсем юная Сью, скорее нечто среднее между ними, то есть «одно целое».
Но согласитесь, это тоже кое-что. И это кое-что совсем немало, если смотреть адекватно на реальную картину происходящего.
То есть того, что происходит с людьми с возрастом.
Финальный киномонстр, на несколько секунд может показаться сделанным как попало. Но нет, хаос и бардак слабой личности, которую разрывают на куски враждующие части, наверное, так и будет выглядеть, если представить ее символически.
И конечно, она нежизнеспособна.
Может быть, в этом одна из подсказок если не ради красоты и гонки за ускользающей молодостью устранять внутренние конфликты, то для чего?
***
В культах древности с целью сохранения молодости, известны различные вариации «расщепления личностей».
Отсюда все эти сюжеты про портреты, превращения в других людей или даже животных, смену ликов или лиц.
Однако простому, непосвященному человеку такие упражнения запрещались, так как могли ослабить и без того слабую личность.
В условиях важности реальной социализации для выживания в прошлом, подобное могло разрушить жизнь неподготовленного человека, а распространение подобных идей могло внести хаос в жизнь общества.
Для того чтобы не потеряться в «частях», чтобы ни одна из них не перевесила и чтобы управлять ими - сначала необходимо было обрести целостность, устранить внутренние противоречия, вырастить свою личность.
Впрочем, выращивание личности для красоты выглядит слишком трудоемко и несоразмерно затратам , а условная «Субстанция» выглядит уникальной возможностью обойти всех других, кому повезло меньше.
Смотрели фильм?
Какие мысли и идеи после просмотра?
Приглашаю всех в свой
Telegram.