Тень в психологии - это описанный Юнгом архетип.
По Юнгу - это часть личности, складывающаяся из коллективных и личных психических установок, которые отвергаются из-за несовместимости с представлением о себе.
Иначе, это бессознательная часть, которая отвергается на сознательном уровне.
Если вспомнить, насколько бессознательное больше сознательного, то становится грустно, от того какая часть остается не задействована.
Это как если вы купили крутой смартфон последней модели и используете его только для звонков и смс. Обидно, да?
Суть работы с тенью, как правило, заключается в том, чтобы обратить внимание и сфокусироваться на тех чертах личности, которые мы не признаем.
Найти все неприглядное и принять, простить и жить с этим.
Но мне такой подход не очень нравится.
Целостный человек, как любой объемный 3Д объект может быть освещен светом с какой-то одной стороны. А большая его часть останется в тени.
И для нашего восприятия это нормально - так есть свет и тень, темное и светлое, есть красота, и есть объем.
То, что на свету не лучше и не хуже того, что в тени.
Можем передвинуть источник света и посветить с другой стороны, и тоже будет хорошо.
Если мы засветим все или полностью уберем свет - предмет станет либо совсем плоским, либо вовсе исчезнет.
Другими словами, целостная личность содержит в себе много всего и из этого всего можно явить на свет какую-то часть.
Человек отличается от объекта тем, что может сам выбирать, что подсвечивать, куда и как направлять свет.
У художников нет плохих красок и нет плохих цветов.
Это ужасно, если бы в палитре всех художников были только «безопасные» оттенки розового, голубого и желтого.
И никаких серых, коричневых и прочих мрачноватостей.
Для художников не существует цвета самого по себе - любой цвет такой или иной только благодаря соседнему цвету и, конечно же, свету.
Так вот, любые кажущиеся неприглядности личности могут быть где-то уместны и полезны. К тому же они, как краска, могут видоизменяться, смешиваться с другими цветами, то есть нюансами личности, что дает человеку совсем иные возможности для взаимодействия с миром по своему усмотрению, в котором человек может сам быть художником своей судьбы.
Поэтому работу с тенью стоит рассматривать, не как погружение в нечто неприглядное, а как поиск новых красок и цветов для своей палитры.
Фото: работы иллюстратора Vincent Bal-Shadowology
Приглашаю всех в свой
Telegram.