И гайричиевское кино, и дивный ВВС сериал про Холмса, - это чудесные постмодернистские игры. Совершенно разные, хотя сходство между ними определенно есть: берем конандойлевских героев и переставляем акценты по сравнению с классическими переложениями! Если в нашей классической экранизации история Холмса и Ватсона - это история двух британских джентльменов эпохи королевы Виктории, то версии Гая Ричи и ВВС - это истории о фриках. И дело не в том, что ВВС переносит действие в другую эпоху: их социопат Холмс был бы фриком в любые времена. В веке его хоть на дуэли не вызывают!
В обоих случаях мы получаем не «историю одного гения», а именно историю Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Такова специфика киноязыка: здесь нет повествователя, который может попытаться спрятаться за собственный рассказ. Да и интересно нам не столько про детектив, сколько про любимых героев и их истории. Как резюмировала после просмотра
olga_from_volga, «это песня не о нем, а о любви». В этом и цимес!
И все-таки эти проекты очень разные, и эпоха тут совершенно ни при чем. Принципиально различен подход, который нужно включать или отключать при просмотре проектов. Получается такой своего рода дисклеймер.
Проект ВВС: Давайте смотреть, наблюдать, замечать, думать!
Гайричиевский проект: …и поменьше думать!!!*
*Ко второму фильму это относится в существенно большей степени, чем к первому.
Гайричиевский проект - это история про компаньонов Холмса и Ватсона. Кинематографисты радостно раскрывают секреты доктора, о которых тот умолчал в своих записках: он, оказывается, игрок, и вообще гусар и гуляка главный авантюрист в этой теплой компании. Холмс только иногда направляет широту его души в нужное русло, а иногда еще и останавливает. Вместе они развивают бурную активность. Обычная холмсова апатия наблюдается только в периодах, когда он запирается с формалином и очередным гениальным изобретением.
Игры с персонажами - вот чем активно занимаются сценаристы. Игры с эпохой используются очень условно, даже когда начинают нагнетать мировую войну и эффектно демонстрируют самодвижущуюся карету. Еще бы: все-таки это не так интересно!
Но окончательным превращением Холмса во фрика дело не ограничивается. Метаморфозы происходят и с другими персонажами. Ватсон стремительно переходит из категории Poor Nut при Great Detective в полноправные компаньоны. Во втором фильме он и вовсе успешно применяет на практике холмсовы методы. Так что можно подозревать, что в третьем они с Мэри все-таки сбегут от «городского сумасшедшего» Холмса и откроют собственное детективное агентство «Ватсон и Ватсон» (идея предложена подругой по итогам просмотра - и кажется вполне вероятной!). Нет, я рада за блестяще обучившегося и сильно поумневшего Ватсона хотя и считаю, что такому красивому мужчине необязательно быть умным. Жаль только, что процесс движется в обоих направлениях: у нас одновременно умнеет Ватсон и глупеет Холмс. Во втором фильме за непрекращающейся пальбой из всех видов орудий блестящие дедукции проходят незамеченными, а их количество стремительно сокращается. Да и не до них, честно говоря: экшн не оставляет на них времени, а на развернутые их объяснения - тем более.
Изменилась и Ирен Адлер, так неудачно изничтоженная во втором фильме (правда, со временем может выясниться, что она не совсем умерла, что легко распознал Холмс, понюхав ее платок. Поэтому он за борт ее бросает в набежавшую волну легко расстается с прошлым, чтобы героически спасать Эту Женщину в следующем фильме.). У Конан Дойля она была дамой, как сформулировала моя подруга, «скорее падшей, чем порочной». Если помните, в «Скандале в Богемии» она всего-навсего старалась обеспечить себе спокойную жизнь после замужества. И из игры она вышла, проявив не только ум и находчивость,но и порядочность: обезопасив себя, не взяв чужого, не потребовав отступного.
Но кино-то снимают для современного зрителя! Так Ирен превращается в международную авантюристку мирового уровня. Иначе кому она нужна?! Не говоря уж о том, что ввести в сюжет счастливую в браке замужнюю даму в викторианскую эпоху и вовсе немыслимо.
У авторов сериала совсем другой challenge: действие переносится в наши дни, а это автоматически означает вполне конкретные трудности. Надо признать, что наличие новых технологий абсолютно не мешает сценаристам: им даже не приходится регулярно обрушивать связь, чтобы не испортить сюжет. Зато перелицованные сюжеты и перенос времени действия позволяют им не так радикально менять систему отношений персонажей и резвиться иным способом: то и дело показывая зрителю язык высовывая тут и сям уши того или иного кинематографического хита, или «канонического» текста, или классических экранизаций (и чего этоо ней во множественном числе?..).
Известно, что светлый образ доктора Хауса был навеян не кем иным, как Шерлоком Холмсом. Но кто скажет, что при создании сериала он немного, но не влиял на образы Холмса и Ватсона? Кто не радовался, когда великий сыщик познакомился с хромающим врачом с тростью? У которого, как мы уже выяснили, довольно острый язык, неплохое знание психологии на бытовом уровне и приличная подборка порнушки в ноутбуке? Сцена, в которой он спит на приеме, вызывает невыносимую радость у поклонников Хауса! Ну, а Холмс наследует от старины Грега не столько свою гениальность, которая имелась в комплекте изначально, сколько устойчивую социопатию (правда, куда более искреннюю - в отличие от Хауса, который просто не считает нужным следовать правилам, Шерлок каждый раз искренне не врубается, где, собственно, надо было заткнуться или наоборот) и подростковую психологию.
С Ирен сериальщики испытывали те же проблемы, что и команда Гая Ричи. «Падшестью» в наш развращенный век никого не удивишь. Значит, должна быть «порочность». А что такое в наше время порочность? Сложный вопрос! Вот они и свалили в одну кучу бисексуальность и садо-мазо. Выбирайте сами, что для вас порочность! К тому же компромат на члена королевской семьи женского пола - это единственный шанс произвести на непрошибаемых зрителей хоть какое-то впечатление!
Отношения Холмса и Ватсона развиваются в классическом виде: Шерлок - лидер, Джон - «группа поддержки». И как Джону ни за что не сложить в расследовании 2 и 2 без Шерлока (в отличие от гайричиевского доктора, которого годы тренировок обучили не только нокаутировать преступников), так и Шерлоку без Джона уже через 5 минут станет на его пьедестале плохо, скучно, неуютно и холодно.
Какой может быть вывод у всего этого свуна? Да очень простой: если вы категорически не любите постмодернизм и намерены ворчать на тему «неужели-сами-ничего-придумать-не-могут-и-зачем-хорошую-книгу-взяли-и-испортили», лучше сразу не смотрите. Вы просто не умеете их готовить! Так что нечего мучить себя и портить удовольствие другим!
Кино - это яркий и развернутый комикс по мотивам любимых произведений детства/юности. И относиться к нему имеет смысл соответственно. Не пытайтесь сравнивать его с рассказами Конан Дойля или сериалом Масленникова - и вы получите от просмотра удовольствие (за исключением тех мест, где авторы погрешили против хорошего вкуса или увлеклись съемкой для 3-версии).
Сериал - это просто блестящая идея: сделать НОВЫЙ детектив про Шерлока Холмса, в котором о развязке вы можете только догадываться, но заранее ничего не знаете. Практика показала, что опыт переделывания сюжета в той же эпохе не спасает: как минимум поточу, что лучше придумать трудно. Просто еще одна экранизация - скука: зрители все помнят и будут ворчать весь фильм, развлекая себя выискиванием багов. Кому это надо?! Да никому! Включая зрителей.
Новый детектив про того самого Холмса с поправками на все тонкости нашего времени (непременное «снижение пафоса» в образе современного героя, шуточки и намеки про специфические взаимоотношения компаньонов, аллюзии и пародии на фильмы и литературные произведения и т.д.) - это блестящая идея. И воплощение тоже на уровне. Да, мне не очень понравилась серию про собаку. Да, я побаиваюсь, что место уступа у Рейхенбахского водопада займет что-нибудь сугубо техническое и не вполне убедительное из арсенала Дэвида Копперфилда (того, который фокусник). Да, есть еще кое-какие мелочи, насчет которых можно поехидничать или просто пожать плечами. Но это не меняет главного: сериал сделан блестяще!
Засим затыкаюсь, иначе я могу повторить эту мысль еще во многих абзацах и с большим количеством разнообразных примеров...