Happy Potter and the Deathly Hallows: Part 1

Nov 21, 2010 23:15



Ну вот и вышла на экраны 1я часть 7го фильма. Скоро, совсем скоро эта история завершится - и появятся новые книги, новые фильмы, новые хиты. Но история Гарри Поттера для меня - особенная. Не могу сказать, что я выросла книгах (и фильмах) о Гарри Потере - но уж точно на них повзрослела. Все, что есть в этих книгах, - родное: волшебный мир, в котором "как дома" даже в темные времена, и любимый Хогвартс, в который так радостно возвращаться каждый год, и любимые персонажи, которые все - все! - давно не чужие, а многие любимы накрепко и навсегда, и, конечно, вопросы, ответы, нелегкие выборы и challenges, с которыми сталкиваются они - и мы вместе с ними.

Седьмой фильм расщепили на две части, и смотреть, что из этого вышло, было страшновато. Но фильм получился хороший, мощный и честный. И, как и книга, он во многом про выбор. Про выбор, который мы делаем, когда входим во взрослую жизнь «без страховки» и о том, как это нелегко и страшно. Уходит на второй план Life and Lies of Albus Dumbledore - но героям и своих выборов и грабель хватает, чтобы поддерживать эту тему.


Выбор приходится делать на каждом шагу - всем. И все самим, потому что они теперь одни. Вот и стоит наша троица в кафе над поверженным врагом и решает: убить или оставить в живых? Уйти в страшный квест одному или с друзьями - решает Гарри. Взорваться или стерпеть, уйти или остаться, возвращаться или нет - решает Рон. Сказать два простых слова «это он» или не узнавать заклятого друга - решает Драко. В сцене ссоры разрывается между Гарри и Роном, между дружбой и любовью, между долгом и чувством Гермиона. Правда, эту сцену решили иначе: у Рона есть вполне конкретный повод для ревности, и уходит он не совсем сам - это Гарри в порыве чувств посылает его куда подалее. Время в фильме экономят и, чтобы потом долго не оправдывать, стараются на героев не вешать слишком много. Потому и эта сцена так решена, и Перси вызывающе отсутствует, и Снейп к уху Джорджа никакого отношения не имеет. Впрочем, и с обелением дело обстоит точно так же: за недосугом нет ни приручения Кричера, ни истории Регулуса, ни минутного колебания Питера, стоившего ему жизни. Но все-таки выборов в фильме - хоть отбавляй…

Конечно, многие линии выпали - но на многие в фильме остались намеки для тех, кто знает, что они есть. Так обстоит дело, например, с игрой с именами: почему в этот раз Сами-Знаете-Кого действительно нельзя называть и в какой момент Рон наконец получает возможность вернуться. А те, кто не в курсе, в принципе могут следить за сюжетом, не теряясь в догадках, о чем все это было. И еще фильм очень, ОЧЕНЬ  красивый (зачет оператору!) - одни пейзажи чего стоят!.. Такие разные и такие прекрасные… Если в книге скитания героев по лесам в какой-то момент изрядно утомили, то в фильме они стали настоящим украшением...

Кажется, что не так отчетливо запараллелены два квеста: поиск даров смерти и поиск смерти кащеевой. Но на самом-то деле они запараллелены, только по другому! Сам Гарри больше занят хоркруксами - но тема поиска палочки постоянно присутствует в снах Гарри. Волдеморт выступает как его альтер эго, как его темная сторона, а сны и видения подчеркивают связь между ними. И не зря финальная сцена такова, какая она есть: когда Гарри бережно опускает Добби в могилу, Волдеморт штурмует гробницу Дамблдора, по-змеиному плавно склоняется над своим учителем и забирает у него палочку. Темы остаются запараллеленными. Что и требовалось.

Еще хочется сказать про актеров, которых уже язык не поворачивается назвать детьми. По ним, конечно, видно, что им совсем не 17 - по фактуре они подходили для 7й части фильме эдак в пятом. Но есть в этом и огромный плюс: они стали лучше играть! Дело, я думаю, не в уровне мастерства - а в том, что они просто стали старше. Самоирония - это то, чего решительно недостает подросткам, а в ряде сцен без нее никуда. Но теперь они это могут. Хотя знаете, когда я ловлю себя на «А красивый ведь парень!» и понимаю, что это я о Гарри Поттере - это very disturbing thought!

Начинается фильм мощно, сразу вводя в курс дела, докладывая об обстановке фронтах и просто завораживая: заявление министра под выстрелами вспышек (потом в параллель этой сцене будет выступление следующего министра) - главные герои в до неузнаваемости меняющемся мире - совет у Волдеморта. Отлично, что после решительного заявления министра нам сразу выдают заголовки статей, которые просматривает Гермиона: несмотря на бодрый текст, все куда как нерадостно. Дальнейшие сцены прекрасны: Гарри прощается с Дурслями; Петунья навсегда прощается с волшебным миром, к которому у нее горячая любовь-ненависть; Гермиона навсегда прощается с семьей. Исчезновение улыбающейся девочки с фотографий - чистая находка. Сожжение мостов изображено более чем наглядно.

Совет у Волдеморта прекрасен без оговорок. Каждый штрих, каждая деталь на своем месте. Безукоризненно эффектное появление Снейпа - это не просто яркий выход, это явление героя в новом свете, в новом образе - «вы знали, что он ТАКОЙ?» Летящий, стремительный, уверенный, с пружинистой походкой…А небритый Люциус? А прекрасные реакции всего семейств Малфоев и примкнувшей Беллатрикс? А выверенная до мелочей сцена изъятия у Малфоя палочки - натурально безжалостный Волдеморт, замершие все за столом и Люциус, которого ощутимо корчит от происходящего? А убийство и реакция на него присутствующих? И, наконец, последний штрих - змея ползет по столу, и все до единого приспешники Волдеморта - все, даже обожающая его Белатрикс! - поспешно убирают со стола руки! Просто, лаконично и очень наглядно. Расклад предельно ясен.

Не знаю, какой алгеброй выверяли эту гармонию, но результат беспроигрышный. И дальше тоже. Прекрасен эпизод, когда Гарри выпускает в небо белоснежную сову… Какое проникновенное прощание - прощание с домом, прощание с детством… И до последнего веришь, что сова, как и детство, просто исчезнет - и все… Увы.

Очень буднично и очень страшно изображена борьба за чистоту крови. Никакие вольные охотники за неугодными не впечатлили так, как огромными тиражами издаваемые брошюры о грязнокровках и о причиняемом ими вреде, и о том, как их распознать и уничтожить. Страшен именно конвейер. Страшна обыденность происходящего страшного. Отвратительна Амбридж, зияет своим отсутствием Перси, радует количество актеров, которые теперь смогут украсить список ролей именами Гарри, Рона и Гермионы. :))

И когда мне станут говорить, что вот, в фильме не осталось того-то и того-то, зато вот, зачем-то Гарри танцует с Гермионой, - не соглашусь! Не «зачем-то», а очень в тему. И сцена получилась, сильная, очень правильная и очень… интимная. И Гарри ведет себя очень… manly, и танцуют они легко и раскованно, и видно, как неуютно и одиноко им в мире, где их осталось только двое.

И рождественская песнь в Годриковой Впадине продолжает эту тему.

Но какая же страшная, действительно страшная сцена со змеей! Без дураков! Все серьезно!

И какой замечательный мультик сделали для экранизации сказки про трех братьев… В нем есть и условность, и наглядность, и «сказочность». Чистый восторг.

Отдельно хочу сказать о Добби. У эльфа в фильме фактически бенефис. Он хорош при первом своем появлении, а уж спасение героев - отдельно прекрасная сцена. Смешной, нелепый, принципиальный («Добби не может убивать!») эльф дает последнюю гастроль - блистательно. В книге его гибель стала поворотным моментом в выборе приоритетного квеста Гарри. Но и здесь перпендикулярно-параллельный финал с могилами, Гарри и Волдемортом - про дороги, которые мы выбираем.

Напоследок хочу сказать про перевод. Он по-прежнему плох. И я не про снеггов и воландемортов, к которым мы привыкли за прошедшие годы (в смысле научись ловко подставлять в голове нужные имена и фамилии), а про смысловые ошибки. Скверно это. Ну ладно когда такое вылезает на пиратском диске (до сих пор помню Тайную комнату, где путали air с heir, а также goblets и goblins). Но в официальном переводе выдавать фразы типа «она знала его так же хорошо, как все» (в оригинале явно as anyone) - это, извините, как-то нехорошо.

кино, harry potter

Previous post Next post
Up