Сколько-то лет назад в Театре на Покровке к очередной годовщине победы ставили пьесу "Мой бедный Марат". Я ее не видела, но читала что-то из обзоров (наверное, в "Театральной афише").
Если кто не знает, в пьесе всего 3 персонажа. Но действуют они в трех временах: во время войны - эн лет спустя - еще эн лет спустя после первого эн лет спустя.
Так вот в Театре на Покровке, вопреки обыкновению, героев разных возрастов играли разные актеры. Которые, как я понимаю, в какой-то момент находись на сцене все одновременно. И автор статьи, которую я читала, отдельно отмечал - как же трудно героям постарше выдавать свой текст под взглядами себя же молодых.
Я вот о чем задумалась. Ну, применительно к этой конкретной пьесе это, допустим, так и есть. Но этот принцип - взгляд себя молодого на себя постарше - вообще очень любят в кино, в театре меньше.
Вопрос: а где обратная ситуация? Я вот совершенно точно знаю, что я образца десятилетней давности себе нынешней совершенно бы не понравилась. Ну, не то чтобы прямо вот не понравилась - но уж я бы постаралась с собой дел не иметь.
Все это я пишу не для постановки диагноза мне лично. Неа. Мне вот что интересно: почему в таких вот драматических ходах сплошь и рядом забывают, что, помимо высоких идеалов и максимализма, юность - это время переживаний, эгоцентризма, часто нетерпимости (т.е. максимализма, но в профиль) и гормонов вместо головного мозга? Вероятно, дело в том, что авторы, когда пишуь такие произведения, уже не очень б этом помнят...
Юность прекрасно сочетает в себе высокие идеалы и идиотские поступки. Взросление - это необязательно тот самый конформизм и предательство своих мечт и устремлений, как нам часто показывают в таких вот произведениях.Хотя так тоже бывает. А бывает и совсем иначе. И не зря в любимом "Гарри Поттере" не только одна тема - из несчастного мальчика Тома вырастает злодей Волдеморт. Из золотого мальчика Альбуса вырастает мудрый и человечный Директор. Из золотого мальчика Джеймса вырастает вполне приличный человек, насколько нам известно, который делает однозначный выбор в пользу добра. Из наломавшего в юности разнообразных дров Снейпа - человек очень сложный и не слишком приятный, но умный, хладнокровный, смелый и - не смейтесь - справедливый.
Вот я и думаю - во встрече с собственным я кому, на самом деле, сложнее выдержать этот взгляд?..